Залуцкая С.Ю., Тыртый-оол О.Ю.

ОСОБЕННОСТИ PR-ПРОДВИЖЕНИЯ АНДЕГРАУНДА 

THE FEATURES OF THE PR-PROMOTE  OF MUSICAL UNDERGROUND

С. Ю. Залуцкая, О. Ю. Тыртый-оол

S. U. Zalutskaya, О. U. Tyrtov-ool

 

В статье раскрываются особенности продвижения андеграунда средствами связей с общественностью. Описываются некоторые PR-инструменты, применяемые отечественными и западными специалистами с целью привлечения внимания целевого сегмента к неформальным музыкальным направлениям, позиционирующим себя как оппонентов массовой культуры. Приводятся примеры.

The article describes the features of the PR-promote of musical underground. Describes some of the PR-tools used by domestic and foreign specialists to draw attention to the target segment of informal musical directions, positioning themselves as opponents of mass culture.Examples are given.

Ключевые слова и фразы: PR-деятельность, технологии, андеграунд, музыкальная культура, коммуникация.

Key words: PR-activity, technology, music underground, music culture, communication.

Для того чтобы говорить об особенностях PR-деятельности в андеграунде как неформальном проявлении музыкальной культуры, следует конкретизировать основные понятия.

PR-деятельность – это «деятельность специальных субъектов по проведению мероприятий, направленных на формирование положительного общественного мнения по поводу того или иного события, товара, личности или компании. Основной составляющей деятельности по связям с общественностью является грамотно составленная, полностью разработанная, тщательно спланированная и структурированная пиар- кампания» [1]. Связи с общественностью обладают большим запасом методов, технологий и средств для налаживания коммуникации с общественностью. Большое разнообразие всех коммуникативных способов воздействия даёт большую маневренность в построении и развитии дальнейших отношений.

Основной особенностью PR-деятельности в андеграунде в наше время можно назвать то, что основным источником распространения информации среди целевой аудитории становится Интернет и интернет-реклама, или же так называемое «сарафанное радио», а информационным поводом зачастую становится такая PR-технология, как специальное событие.

Специальные события (special events) – «это мероприятия, проводимые компанией в целях привлечения внимания общественности к самой компании, её деятельности и продуктам. Специальные события призваны нарушить рутинный и привычный ход жизни в самой компании и окружающей её среде, стать событием для целевых групп общественности» [2, с. 66].

Организация и проведение специальных событий с целью привлечения внимания к инициатору является заведомо успешным шагом. Результат может быть как положительный, так и отрицательный, но внимание будет привлечено и событий даст толчок в общество, создаст некий резонанс среди определенных слоёв населения, на которые и ориентировались организаторы.

Один из классиков PR Эдвард Л. Бернейз в ХХ веке открыл прием «создания событий» как основу для всей практики связей с общественностью. В информировании общественности Э. Бернейз отдавал приоритет не приемам, свойственным журналистике, а особым технологиям событийного конструирования. Э. Бернейз полагал, что консультанты по связям с общественностью должны владеть искусством и мастерством создания таких событий.

«В отличие от естественных, события специальные имеют определенные признаки, – отмечает А. Чумиков, – событие заранее планируется, освещает деятельность компании с положительной стороны, учитывает интересы целевых аудиторий, устраивается ради того, чтобы о нем сообщили, в лучшем случае – для того, чтобы превратить его в традицию, немалую роль в событии играют различные знаменитости, о событии заранее информируют СМИ, стараясь произвести сильное, незабываемое впечатление» [3, с. 188].

К специальным событиям можно отнести:

– церемонии: открытия, закрытия, вручения премий, стипендий, чествования.

– Приемы: праздничные, юбилейные, в связи с приездом VIP-персон.

          – Презентации (возможно, в сочетании с приемом и пресс-конференцией): продукции, проектов и программ, организации, новых производств и офисов.

– Конференции, семинары, круглые столы.

– Экскурсии, дни открытых дверей.

– Поездки, делегации – деловые и научные, ознакомительные поездки политиков и административного руководства, бизнес-туризм.

– Праздники, знаменательные даты и юбилеи: корпоративные, общенациональные, международные, конфессиональные, профессиональные, региональные, местные.

–  Фестивали, концерты конкурсы, викторины.

– Выставки, ярмарки.

В андеграунде из всего перечисленного выше используются такие виды специальных событий:

поездки – музыкальные туры групп, которые и помогают жителям других городов и стран узнать о таком явлении как андеграунд в другом населённом пункте. По-другому поездки и туры называют «выездами». Чтобы организовать «выезд» нужно два основных фактора: записи музыкального коллектива в хорошем качестве и налаженная коммуникация с тем населённым пунктом, который является целью поездки. Второстепенным фактором служат денежные средства, так как существует большая вероятность того, что организатор оплатить полностью или частично проезд до пункта назначения. Например, на момент марта 2014 года, музыкальные коллективы из города Киров находятся в туре – EORA, Топограф! Землемер, Gendarme. Участники данных групп разместили объявления в разных социальных сетях (Вконтакте, Facebook) о том, что готовятся провести тур в поддержку нового изданного материала и ищут заинтересованных лиц для проведения концертов в разных городах. Составив маршрут, музыканты уже отправились в тур. Точно также поступила группа  Io Apreo из Самары. Но в отличие от коллективов из Кирова, группа из Самары в каждом городе выступает вместе с местными коллективами.

Выставки, ярмарки – фримаркет, выставки юных художников. Всё это проводится с целью благотворительности – помощь определённым детским домам или отдельным нуждающимся или продвижения юных дарований. Часто такие выставки и фримаркеты совмещают с концертом. Так, например, 22 марта 2014 года была  благотворительная гаражная распродажа в Санкт-Петербурге, все средства с которой пошли на лечение Дарии Писаненко. А 6 апреля 2013 года во время концерта в мастерской Театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) проходил фримаркет…. Также каждый год на музыкальном фестивале «Sounds of Sakha» проходит выставка художников.

Праздники, знаменитые даты – последние выступления известных групп в их музыкальной карьере, закрытие культовых мест. Такие события обычно оставляют значительный след в памяти людей. Основным поводом могут быть: день рождение музыкального коллектива или же дата его распада, закрытие культового места, или же открытие новой музыкальной площадки. Например:

 – 6 апреля 2014 года был прощальный концерт группы Wacky B.O. в мастерской ГТОиБ в Якутске.

 – 2 февраля в клубе «Манифест» в Москве, группа Bicycles for Afghanistan, при поддержке Skulls, Angels, and Sluts и Барда Волосатого Али, выступила на концерте в честь своего двухлетия,

 – 27 февраля в Санкт-Петербурге был прощальный концерт в баре «Ателье» в честь его закрытия.

 – Фестивали и концерты. Фестиваль – это крупное массовое мероприятие, направленное на показ визуальных и аудиальных видов искусства (музыка, кинематограф, художественные и скульптурные работы). В России и в ряде других стран, таких как Белоруссия, Украина, Чехия, Латвия проводится большое количество независимых фестивалей под эгидой d.i.y. (do it yourself). Самым крупным в Российской Федерации следует назвать фестиваль «Молодость и красота», который просуществовал 4 года. Данный фестиваль проходил в Подмосковье, в лесистой местности. Помимо выше названного, в  России проводится очень большое количество независимых фестивалей: United Help Fest (Санкт-Петербург), Карельский Мор (Петрозаводск), Противсистемыфест (Санкт-Петербург), Sunny Days Fest (Нижний Новгород), This is Moscow (Москва), Овощи-fest (Санкт-Петербург), Sound of Sakha (Якутск) Как видно из вышесказанного, основная масса мероприятий сконцентрирована в Санкт-Петербурге. Из близлежащих стран следует выделить Чехию с фестивалем Fluff-Fest. Во всём мире это самый крупный независимый фестиваль, на котором выступают группы, представляющие андеграунд, некоммерческую сцену. Помимо этого существуют и большие коммерческие фестивали, которые собирают более десяти тысяч людей: Wacken Open Air (Германия), KUBANA (Россия) и другие. Некоторые из них, такие как BlizzCon (США), носят тематический характер. Этот фестиваль организовывает компания «Blizzard», которая специализируется на выпуске игр и, соответственно, фестиваль имеет характер компьютерных игр, выпущенных этой компанией. Но следует сказать, что большие независимые фестивали ничем не уступают громадным коммерческим мероприятиям подобного плана.

Презентации – независимых фильмов, фанзинов, новых альбомов музыкальных групп. «Презентация (от лат. Praesento – представление) – документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации – донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация является одним из маркетинговых и PR инструментов». Примером могут послужить показы фильмов «Иван. В память о друге» и «Паша 183». Зачастую выпуск фанзинов приурочивают к концерту и распространяют эти журналы независимо на мероприятии. Данные фильмы это некий экскурс в историю. Они показывают деятельность людей, которые внесли большой вклад в развитие андеграунда в его разных сферах. Фильм «Паша 183» рассказывает об уличном художнике, который своими инсталляциями и графическими работами пытался достучаться до сердца каждого прохожего, напомнить о том, о чем уже многие могли уже и забыть. Фильм «Иван. В память о друге» рассказывает об Иване Хуторском, его деятельности и его большом вкладе в развитие «сцены», о котором упоминалось выше.

Эти мероприятия специфичны: они рассчитаны на узкий круг зрителей; нет никакой рекламы кроме как в Интернете; прийти может любой желающий, но практика показывает, что приходят в основном те, кто знает суть мероприятия. Также следует выделить такую особенность, как синхронность действий: все показы фильм «Паша 183» проходили в один день по всей стране – 12 августа 2013 года. Фильм «Иван. В память о друге» был предоставлен аудитории в ноябре, но в отличие от предыдущей плёнки, показы были растянуты на неделю – первая неделя ноября 2013 года. Ещё одна особенность – это полная отсутствие коммерциализации данных показов. Фильм «Паша 183» информировал зрителя про творчество художника, про то, что он хотел донести до публики. Фильм «Иван. В память о друге» показывал, что вклад, который внёс герой фильма, не стоит на месте и развивается. Также он призывал зрителей помочь в сборе денежных средств для семьи Ивана Хуторского. Здесь стоит отметить, что фильм «Иван. В память о друге» был переведён на многие языки мира и распространён по многим странам. Это показывает, что скинхед-сообщество в мире очень сплочённо и помогает своим деятелям, которые погибли за идею.

Помимо перечисленного следует отметить, что и такие специальные события, как туры, которые создают коммуникацию с другими андеграунд-сценами. Тур – это посещение одним или несколькими музыкальными коллективами ряда городов как внутри страны, так и за её пределами, с целью визуального и аудиального выступления. Туры бывают как краткосрочные (мини-тур), так и долгосрочные. Для организации тура следует иметь качественно налаженную коммуникацию с организаторами других городов. В отличие от разовых поездок, туры бывают чаще всего приурочены к определенному событию: выходу нового альбома, юбилейной дате группы, реюниону группы (объединению после распада) или же социальные проблемы (сбор денежных средств и привлечение общественности к данным трудностям).   Долгосрочный выезд группы может в следующем перерасти в большое сотрудничество между двумя, тремя и более городами, а то и странами. Примером может послужить концерт, проведенный 22 февраля 2014 года в городе Москва в театр-клубе «Мастерская»  двух ярких представителей жанра «скримо»: Namatjira (Тула) и Sen Deni (Белоруссия, Минск) и также акустик-бэнда Radio Lubitel (Москва). Эти группы часто ездят в туры друг другу в города и тем самым наладили дружественные отношения. Концерт же носил благотворительный характер: все собранные средства пошли в помощь Дарии Писаненко – яркой представительнице московского андеграунда, являющейся участницей «подпольного» музыкального коллектива Yeltsin Youth (Молодость Ельцина). Этот концерт показал, что коммуникация в центральной России и постсоветским пространством налажена и носит общий характер, преследуя одни и те же цели. Это не первый и не последний концерт, проведенный по сбору средств для Дарии Писаненко.

Роль и значение специальных событий для PR трудно переоценить. Они создают условия и закладывают основу развития различных направлений PR: развитие партнерских отношений, в том числе – во внешнеэкономической деятельности, привлечение инвестиций, формирование отношения с органами государственной власти, благотворительность и спонсорство; коммунальные (добрососедские) отношения с населением, другими организациями и предприятиями, муниципальной властью, формирование и развитие корпоративной культуры, ее традиций, ритуалов» [4, с. 230].  Особую роль специальные события играют для развития корпоративных коммуникаций, для работы со СМИ: создают хорошие возможности прямых непосредственных контактов и знакомств, межличностного общения, способствуют формированию и продвижению привлекательного имиджа организации (в данном случае андеграунда)  и ее первых лиц, создают условия для формирования круга друзей фирмы, обеспечивая им хорошие поводы для их паблисити и продвижения привлекательного имиджа.

Специальные события имеют большой информационный характер: они не остаются незамеченными у различных СМИ. Стоит отметить, что изолированность этой культуры мешает наладить хорошие контакты с большим количеством СМИ.  Основную силу здесь играет Интернет и те люди, чьё слово имеет общественный резонанс, а то есть интернет-блогеры. «Блоги» (от англ. blog, web log — сетевой журнал) [5] – это сетевые дневники, которые ведутся на специальных сайтах, предоставляющих возможности быстрого добавления записей, комментирования, составление списка друзей и т.п. Блоги используются не только для самовыражения, но и в деловых целях. Зачастую такого рода журналисты являются сами выходцами из этой культуры или же смежной. С такими людьми сотрудничать гораздо легче, чем с официальными СМИ и дружеские отношения налаживаются быстрее. На мероприятие приглашают «обозревателя» как своего друга, и он потом пишет статью в Интернете, у себя в блоге. Таким образом, основной «информационный удар» идёт на молодежь.

В качестве PR-инструмента при продвижении независимой сцены также рассматривается вариант работы с известными фотографами, чьи снимки опубликовывают в известных локальных изданиях. Помимо печатных изданий, существует социальная сеть «Instagram», которая приобрела большую известность среди любителей фотографий. Известные фото-охотники имеют более тысячи подписчиков, а значит, что фотографии с мероприятия могут увидеть совершенно новые лица и заинтересоваться происходящим.

Помимо блогеров и фотографов можно пригласить и медийных персон, которые могут оставить отзыв о мероприятии в такой социальной сети, как «Twitter». Н. Киселев в работе «Социальные сети как инструмент PR» дает следующее определение этому термину: «Социальная сеть – это социальная структура, состоящая из узлов (ими могут быть как люди, так и группы людей, сообщества и организации), связанных между собой тем или иным способом посредством социальных взаимоотношений.  Социальная сеть в сети Интернет, или виртуальная социальная сеть, представляет собой сайт, являющийся площадкой для социального взаимодействия между людьми, группами людей и организациями, где связи между этими узлами обеспечивает программная составляющая сайта» [6, с. 132].

В книге «Влияние через социальные сети» авторы описывают социальную сеть как интерактивный многопользовательский сайт, контент (содержание) которого «наполняется его посетителями с возможностью указания какой-либо информации об отдельном че­ловеке, по которой аккаунт (страницу) пользователя смогут найти другие участники сети» [7, с. 35].  Мы считаем, что социальные сети на сегодняшний день являются одним из наиболее эффективных инструментов продвижения субъекта PR в Интернете. Выделим следующие популярные в России социальные сети:

ВКонтакте, vkontakte.ru

Одноклассники, odnoklassniki.ru

Мой мир, mail.ru

Facebook, facebook.com

Twitter, twitter.com

Habrahabr, habrahabr.ru

Эти «шесть социальных сетей уже в 2010 году покрыли 80% всей ауди­тории русскоязычных пользователей Интернета» [7, с. 36].

Редко, но появляются статьи в некоторых местных журналах. Так в журнале «Open» (г. Якутск) была статья «Anarchy in РФ», которая посвящена описанию андеграунду в России, но и локальная сцена Якутска была там тоже упомянута. Статья была написана по инициативе автора.

Очень редко андеграунд сотрудничает с телевидением. Можно выделить только частое появление на телеканалах группы «Психея», которая является ярким представителем андеграунда Санкт-Петербурга. Несмотря на всю свою известность, этот музыкальный коллектив остался верен своим идеалам и до сих пор работает без какого-либо коммерческого лейбла.

«Одним из первых шагов в организации специального события, – пишет Е. Каверина, – является определение его темы и названия. Название события должно звучать заманчиво и мотивировать потенциальных участников. Для того чтобы событие было эффективным, прежде всего, необходимо определиться с тем, кому оно будет адресовано, поэтому важна мотивация аудитории в организуемом событии. Группа первичных мотивов включает рациональные мотивы (возобновление контактов, получение информации, обмен опытом)» [8, с.46].

Результатом PR-деятельности в сфере музыкальной культуры следует назвать уровень паблисити мероприятия, который зависит от характера данного мероприятия:

– концерт, выезд, тур, фестиваль – от уровня известности музыкальных коллективов;

– выставка, фримаркет – от известности организатора и места проведения.

Стоит сказать, что паблисити – это одно из главных средств продвижения андеграунда на рынке.

Таким образом, мы приходим к выводу, что для повышения качества андеграунда как неформального музыкального направления, для привлечения его новых поклонников, сторонников и единомышленников, для популяризации его среди конкретного сегмента общественности необходимо использование специальных технологий, позволяющих активно воздействовать на общественное мнение целевой аудитории, то есть PR-технологий.

Литература

  1. http://biznestoday.ru
  2. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. – М., 2009.
  3. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2001.
  4. Почепцов Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. –  М.: «Финпресс», 2001.
  5. Бокарев Т. Энциклопедия Интернет-рекламы. – М., 2000.
  6. Киселев Н. Социальные сети как инструмент PR // Международный пресс-клуб: PR-библиотека и PR-технологии [электронный ресурс] URL: [http://pr-club.com/PR_Lib/PR_Rabots.shtml].
  7. Базлова Татьяна, Иванова Элеонора, Чернец Вадим. Влияние через социальные сети / под ред. Н.В. Крыгиной. – М.:  2010. – 52 с.
  8. Каверина Е.А. Создание событий: гуманитарные технологии в корпоративных коммуникациях. – М., 2010.

 

Залуцкая Светлана Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета.

 

Тыртый-оол Олег Юрьевич – студент 5 курса отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>