Кокорева С. А., Самсонова М. Г.

 Формирование навыков осознанного чтения как одно из условий

грамотного письма и повышения мотивации  к чтению в 5-8 классах

Formation of the habits of realized reading as one of the conditions for competent letter and increasing the motivation of reading of 5-8 classes

С. А. Кокорева, М. Г. Самсонова

S. A. Kokoreva, M. G. Samsonova 

            В статье представлен проект формирования навыков осознанного чтения как одно из условий грамотного письма и повышения мотивации  к чтению в 5-8 классах. Умение читать и понимать прочитанное, умение находить в любом тексте необходимую информацию, умение трансформировать, анализировать, сокращать, выделять  тему, проблему, основную мысль текста любого стиля и жанра- это основа хорошей учебы в дальнейшем.

            In the article is represented the project of the formation of the habits of realized reading as one of the conditions for competent letter and increasing the motivation of reading of 5-8 classes. The skill to read and to understand that read, skill to find in any text the necessary information, skill to transform, to analyze, to reduce, to separate theme, problem, central idea of the text of any style and genre this basis grow prettier studies subsequently.

            Ключевые слова: чтение, грамотность, мотивация.

            Key words: reading, literacy, the motivation.

             В последние десятилетия учащиеся школы редко посещают сельскую и школьную библиотеки, почти не имеют домашнюю библиотечку, мало читают хорошую литературу, в семьях не имеют подписку на журналы и газеты. Кроме материальных причин, имеются и другие: наличие у каждого школьник ноутбука, компьютера, мобильного телефона и планшета, электронной книги. В свободное время больше общаются по социальным сетям («В контакте», WhatsApp), смотрят многосерийные фильмы по телевизору. Во многих семьях нет культа книги, нет контроля над домашним чтением, ребенок не развивается в домашней среде.

            Из сводных таблиц по проверке техники чтения получается, что в нашей школе с 5 по 8 классы в начале учебного года в сентябре учащиеся читают так: 23, 88 % детей читают выше нормы, норму выполняют- 14,9%, ниже нормы читают 55,2%. Как видно из этого в летнее время, во время каникул дети перестают читать книги, навыки чтения теряют и приходят к началу учебного года неподготовленными, техника чтения ослабевает, начинаем все с нуля.

В течение года работа над техникой чтения ведется постоянно, но в летний период опять снизится читаемость учащихся. Из начальной школы поступают дети, которые не выполняют норму чтения, имеют дефекты речи, современные дети часто не понимают текстов на русском языке. Родители мало уделяют внимания чтению, нет контроля чтения, отсутствует поощрение читающих детей в семье, дома.

Учащиеся читают только программную литературу, выпускники школы, учащиеся 9 и 11 классов не могут привести литературного примера по проблеме в сочинении на ГИА, ЕГЭ.

Необходима целенаправленная, систематическая работа по повышению читательской мотивации, развитию техники чтения, умения работать над содержанием, смыслом текста не только на уроках русского языка и литературы, но и по всем другим предметам. Умение читать и понимать прочитанное, умение находить в любом тексте необходимую информацию, умение трансформировать, анализировать, сокращать, выделять  тему, проблему, основную мысль текста любого стиля и жанра- это основа хорошей учебы в дальнейшем. В этом состоит актуальность нашего проекта. Актуальность  проблемы обусловлена рядом противоречий: между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса  школьников к чтению; между существующей в современных условиях необходимостью формирования навыка беглого осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык. Поэтому  перед учителем начальной и подростковой  школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению. Ребёнок должен научиться читать для себя, научиться понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который автор вложил в него.

Поэтому возникает необходимость составления проекта по проблеме чтения, особенно в среднем звене, когда навыки чтения особенно востребованы для усвоения программы основной школы в рамках ФГОС.

Научная новизна работы заключается в обобщении и систематизации современной литературы по проблеме; экспериментально выявить оптимальные условия реализации заявленной системы, способствующей повышению качества образования. В ходе исследования рассмотрены аспекты проблемы, разработан комплекс тренировочных упражнений с 5 по 8 классы, позволяющий сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развить у них навыки исследовательской деятельности, сформировать чувство языка; разработаны методические требования к организации занятий с учащимися подростковой школы по формированию навыков беглого осознанного чтения.

            Проблема,  цель проекта определяют конкретные задачи:

  • Разработать программу факультативного курса «Школа осознанного чтения и грамотного письма».
  • Разработать методику организации учебной деятельности обучающихся в рамках. преподавания факультативного курса «Школа осознанного чтения и грамотного письма».
  • Разработать дидактический материал для уроков по литературе и русскому языку.

            Методологическая база проекта:

            Проблема формирования навыка беглого осознанного чтения рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко,  Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев); технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения у учащихся (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).

Управлять процессом формирования навыков чтения можно при соблюдении следующих условий:

 – при формировании навыков чтения необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление;
– навык чтения значительно укрепляется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение и письмо;
– формировать полноценный навык чтения необходимо не только на уроках чтения, но и на уроках математики, русского языка, истории, географии, обществознания, физики, химии, биологии  и др.

Для формирования орфографического навыка у учащихся подростковой  школы  особенно сельской, якутской школы необходимо выполнение следующих педагогических условий:

– количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
– качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний).
– преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся;
– осознанное построение предложений.

Цель нашего проекта – формировать мотивацию к чтению через различные формы развития кругозора и эрудиции.

Этапы реализации проекта:

1 этап- подготовительный, организационный- апрель-май 2014 г.

2 этап- основной этап- июнь- февраль 2014-2015 г.г.

3 этап- заключительный этап-  март-апрель 2015 г.

Задачи  I этапа проекта:

  • Провести мониторинг  техники чтения в 5-8 классах для выявления детей, не овладевших навыками техники чтения;
  • Провести анкетирование детей и родителей, чтобы выяснить круг чтения детей и родителей, наличие домашней библиотеки, посещение сельской и школьной библиотек;
  • Проверить формуляры учащихся по выявлению количества и качества прочитанной литературы.
    • Составить вместе с библиотекарями и родителями список литературы для внеклассного чтения по классам;
    • Составить критерии по формированию системы читательских умений;
    • Корректировать рабочую программу по русскому языку и литературе в 5-8 классах с точки зрения формирования читательских умений и развития грамотного письма.
      • Вести постоянный тематический учет по чтению в 5-8 классах.

Задачи II этапа:

  • Запланировать и провести мероприятия, обеспечивающие развитие навыков чтения с обеих сторон — технической и смысловой;
  • Обеспечить учителю на рабочем месте в классе особый режим работы по развитию навыков чтения;
  • Разработать и внедрить в работу учебный тренажер по развитию навыков чтения по методике П.П.Кондратьева «Сатабыл» на русском языке;
  • Запланировать и внедрить в работу комплекс упражнений по работе над ликвидацией дефектов речи учащихся 5-8 классов;
  • Запланировать и внедрить в работу комплекс упражнений по развитию памяти, распознавания букв и т.д.;
  • Разработать программу факультативного или элективного курса по теме « Быстрое и рациональное чтение»;
  • Разработать программу факультативного или элективного курса по теме «Осознанное чтение и грамотное письмо»;
  • Использовать портфолио ученика и его читательский дневник как форму мониторинаг по чтению и письму.

Задачи III этапа:

  • Провести мониторинг по сформированности грамотного письма в 5 – 8 классах;
  • Провести мониторинг по сформированности навыков осознанного чтения;
  • Провести мониторинг по сформированности навыков беглого чтения;
  • Провести мониторинг по выразительного чтения;
  • Провести анкетирование родителей и детей по усвоению навыков чтения и грамотного письма, посещения библиотеки, созданию домашней библиотеки, времени проведения над чтением внеклассной литературы, списка внеклассной литературы, выполнению нормы чтения, выполнению письменных работ;
  • Проверить формуляры учащихся по выявлению количества и качества прочитанной литературы.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение мотивации к чтению;
  • Выполнение нормы чтения;
  • Сформированность осознанного чтения;
  • Сформированность грамотного письма;
  • Повышение мотивации к учебе;
  • Сформированность УУД по ФГОС;

Прогноз негативных факторов:

  • Низкий уровень кругозора и начитанности родителей;
  • Занятость родителей;
  • Родители не в состоянии помочь детям в учебе, чтении, письме;
  • Нет домашней библиотечки в семье;
  • Нет подписки на газеты, журналы;
  • Нет посещения сельской и школьной библиотеки;
  • Отсутствие положительного примера в лице родителей;
  • Несоблюдение режима дня;
  • Нет средств на  приобретение книг, подписки на газеты, журналы;
  • Мало времени отводят для чтения в семье, в свободное время;
  • Загруженность детей другими занятиями;
  • Несформированность осознанного чтения, навыков техники чтения;
  • Отсутствие мотивации к чтению.

       Научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач обучения. Эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

 

Кокорева Светлана Анатольевна — учитель русского языка и литературы Хаптагайской средней общеобразовательной школы Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия).

Самсонова Майя Гаврильевна - учитель русского языка и литературы Хаптагайской средней общеобразовательной школы Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>