Мишлимович М. Я., Ефимова Д. Н.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «ЖУРНАЛЬНЫЙ ЗАЛ»

LESSON EXTRACURRICULAR READING  »JOURNALISTIC HALL» 

М. Я. Мишлимович, Д. Н. Ефимова

M. Ya. Mishimlovich, D. N. Efimova 

В статье рассматривается нетрадиционный урок внеклассного чтения в 10 классе. Представлены цели и задачи, итоги деловой игры «Журнальный зал», которая проходила в форме заседания объединенной редакции.

The article deals with an unconventional lesson extracurricular reading in grade 10.Presented the aims and objectives, the results of the business game «Journalistichall», which was held in the form of joint meetings of the editorial board.

Ключевые слова: читательские интересы, педагогическое руководство чтением, круг чтения, читательский портрет, уроки внеклассного чтения, деловая игра

Keywords: reading interests, pedagogical guidance in reading, reading circle, a library portrait, home reading lessons, business game

       Изучение читательских интересов, как известно, является первым обязательным этапом системы педагогического руководства чтением школьников. «Для реализации  принципов в школьной практике необходима система непрерывного педагогического руководства, включающая следующие этапы: 1. Изучение читательских интересов. 2. Предварительное планирование. 3. Рекомендацию книг. 4. Контроль за домашним чтением. 5. Уроки внеклассного чтения. 6. Письменные работы на материале внеклассного чтения. 7. Различные формы внеклассной работы» [1, 1986 :8]Кроме того, что нашему глубокому убеждению, словеснику, получившему незнакомый класс (как это случилось во время последний педагогической практики) необходимо иметь общее представление о круге чтения своих учеников: обобщенный «читательский портрет» и некоторые индивидуальные различия»

       Существуют традиционные формы изучения читательских интересов: беседы, анализ читательских формуляров, традиционные уроки внеклассного чтения, предварительные отзывы и рецензии.  Как утверждает И. В. Сосновская, предметная область «литературы» в школе как-то должна меняться и в содержательном, и в операциональном аспекте: «Не может не измениться, ибо за два последних десятилетия произошли такие тектонические сдвиги в смысложизненных и целевых установках  сознания людей, которые система образования не может не учитывать». [4, 2013:12]

       Мы  считаем, что отдельные уроки внеклассного чтения могут служить  этой цели, поэтому выбрали нетрадиционную форму — деловую игру «Журнальный зал». Задачи подобных уроков могут быть разнообразными, в качестве основных выбрали следующие: мотивировать к чтению качественных литературно-художественных журналов, дать своеобразный ориентир в море глянцевой периодики, также важным было получить представление о круге чтения наших учеников. Класс разделили по желанию на группы, каждые из них должны были готовить  свои проекты по следующему плану: обложка (название, рисунок или фотография, соответствующая содержанию издания), слово редактора (собственная рецензия или отзыв о книге), обзор критических отзывов (формирование начального умения работы с источниками), фрагменты текста, которые выразительно прочитают подготовленные чтецы.

       Сдвоенный урок в 10 классе классической гимназии начался со вступительного слова, в котором была отмечена особая роль литературно-художественных журналов в истории культурной, общественной жизни нашего государства: от «Современника», «Отечественных записок», «Колокола», созвездия журналов начала XX века к «Юности», «Новому миру», «Знамени», «Авроре», нашей «Полярной звезде», особо акцентируем внимание на журнальном буме периода оттепели и перестройки.По меткой оценке критика М. А. Черняк, «так называемый «журнальный бум», связанный с публикацией «возвращенной литературы», стал яркой особенностью конца 1980-х гг., когда журналы «Новый мир» и «Октябрь», «Знамя» и «Дружба народов», «Звезда» и «Нева» читали не только дома, но и в метро и на улице».  [3, 2003: 9]

В основной части урока четыре группы редакции презентовали свои проекты. На уроке класс разделился на 4 группы: произведения о любви, фэнтези, поэзия и любовь к чтению. Группа, объединившая произведения о любви рассмотрела в своем журнале романы «Шантарам»  Григори Дэвид Робертса и «Лолита» В. В.  Набокова. «Основой для первой книги послужили события собственной жизни автора. «Шантарам» является одной из моих самых любимых и интересных, из прочитанных мною, книг!» — утверждала Надя Г.  Соредактор  Маргарита В.  подготовила статьи «Владимир Набоков раскрывает тайну имени своей нимфетки», «История создания произведения» и собственное письмо редактора.  В мир фэнтезиперенесли слушателей редакторы Тамара Н., Дарья Ш., Юрий П., в этом журнале представили «Дистрикт» Сьюзен Коллинз,«Ходячий замок» Дианы Уинн Джонс, «Метро 2033» Д. А.Глуховского.

       Особенно важным и полезным оказался проект Анны К., редактора журнала «Мир поэзии»– в ее журнале мы видим произведения русской и зарубежной классики. Введение (слово редактора), содержание – Андрей Вознесенский «Баллада точки», критики о Вознесенском – В. Новиков, А. Марченко, Л. Скорино, Шарль Бодлер «Цветы зла. Идеал» — на русском и французском языках, Роберт Бернс «В горах мое сердце», заключение – слово редактора, указаны источники  информации, использованной в журнале. Дарья Р., редактор журнала «Любовь  к чтению». Поэзию также рассмотрела Анна О., редактор журнала «Ессоя». «Ессоя» знакомит нас с произведениями «молодого поэта из Одессы» Евгения Соя. Журнал глянцевый, подобраны картины и портреты к произведениям. Передала краткое содержание произведений: Бернард Вербер – «Империя ангелов», МюриельБарбери «Элегантность Ёжика» и отзыв о книгах — «Обе эти книги могут показаться скучными некоторым читателям, потому что включают философские рассуждения…». Также редактор указывает ссылку в Сети, где можно прочитать обе книги.

       Далее учитель показывал современные журналы «Новый мир», «Знамя», «Нева» и познакомил с их структурой и содержанием. Большинство выбрало журнал «Новый мир», однако сомнительно, будут ли он его искать в библиотеке. В заключение урока провели рефлексию: ученики ответили на вопросы: «Какую книгу из рекомендованных на уроке они бы хотели бы прочитать», «Какой журнал заинтересовал?». Результаты оказались таковыми: учащиеся выбрали «Метро», «Ходячий замок», «Шантарам», «Лолиту» . К сожалению, только две ученицы выбрали стихотворения А. А. Вознесенского, 1 – Бодлер. Вцелом намеченные цели были реализованы, однако «Читательский портрет» участников 10 классов оставляет желать много лучшего…

Литература

  1. Мишлимович М. Я. Основы педагогического руководства чтением школьников. – Якутск: 1986.
  2. Проблемы современного литературного образования. Межрегиональный сборник научных статей.  – Якутск, 2009.
  3. Русская литература XXвека в зеркале критики: Хрестоматия для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений/ Сост. С. И. Тимина, М. А. Черняк, Н. Н. Кякшто. – Спб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  4. Сосновская И. В. «Как слово наше отзовется…» — Иркутск, 2013.

 

Мишлимович Мира Яковлевна–кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск

Ефимова Дария Николаевна – студент 5 курса отделения русского языка и литературы с дополнительной специальностью теория и история художественной культурыфилологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>