Новгородова А. А.

Новгородова А. А,

студентка IV курса, гр. Рек-10 ФЛФ СВФУ,

 Чиннова Н.В., старший преподаватель

 кафедры рекламы и

связей с общественностью ФЛФ СВФУ,

г. Якутск

Особенности  функционирования  связей с общественностью

в деятельности музеев

       Музеи в наши дни встали перед проблемой острой конкуренции на рынке культуры: «Сложившийся у потребителя образ музея как места требовательного, вдумчивого и неторопливого досуга требовалось адаптировать к современным реалиям и привлечь к нему внимание новой аудитории – молодой, динамичной, предпочитающей общаться, а не внимать» [1].

Музейное дело в Западной Европе и в Америке сейчас находится на переломном моменте: из исторически важных объектов они преобразуются в сферу проведения досуга. «Все больше людей приходит в музеи, а сами музеи учатся завлекать публику. Выставки превращаются в зрелища, посетитель — в клиента, музейные служащие перенимают бизнес-приемы маркетинга, PR и рекламы. Подразумевается, что музеи должны оказывать разнообразные услуги своим посетителям» [3].

В центральной части России музеи пользуются большой популярностью, поскольку именно в этой области хорошо развита сфера туризма. Можно наблюдать долгую, тянущуюся через весь переулок очередь в «Третьяковскую галерею» в Москве, а в знаменитом «Эрмитаже» в Санкт-Петербурге посетителю вряд ли  удастся полюбоваться понравившимся экспонатом в одиночестве.

Иная ситуация складывается в северной части Российской Федерации: исторические музеи в городе Якутске не пользуются популярностью у жителей и гостей столицы по причине низкой информированности об их  деятельности. Мало кто знает, что культурные достопримечательности Якутска представлены множеством интересных музеев, рассказывающих о природе и истории заселения Якутии, а также о культуре коренных народов Севера. «Якутский объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ярославского – один из старейших музеев в мире, основанный в 1891 году политическими ссыльными. Также в Якутске находится единственный в России и в мире музей вечной мерзлоты – Музей мерзлотоведения СО РАН, в котором расположена подземная лаборатория в толще вечной мерзлоты на глубине 12 метров, где можно ознакомиться со строением мерзлотных толщ, полюбоваться древней растительностью и копией знаменитого мамонтенка Димы»[2]. Так же в Якутске работают Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Международный центр хомуса и варганной музыки народов мира, Нумизматический музей при Северо-восточном федеральном университете им. М.Аммосова, Литературный музей им. П. Ойунского, Дом-музей «История политической ссылки в Якутии», Музей археологии, этнографии и высшей школы, Дома-музеи им.Е.Ярославского и М.Аммосова».

Современная молодежь, к сожалению, имеет скудное представление о городских музеях: среднестатистический студент может назвать 3-4 наиболее популярных, в то время как в центре насчитывается более десятка музеев.  Одной из основных проблем считается низкая информированность молодой аудитории о тех или иных культурных достопримечательностях, а также  у молодежи еще не сложен образ музея как места досуга.

Одним из  способов решения  данной проблемы является создание личного веб-сайта на просторах Интернет.

На данный момент, у музеев г. Якутска существует объединенный веб-сайт, но информация на  нем обновлялась только в 2010 году. В данном случае, сайт необходимо восстановить и заниматься постоянным  обновлением  его контента. Но наиболее эффективным способом продвижения информации о музеях  стало бы создание  личного веб-сайта каждого музея, который  можно продвигать абсолютно  бесплатно благодаря социальным сетям «Vk.com», «Twitter», «Facebook», «Instagram», «Whatsapp». Информация в данных сетях  поможет обеспечить больший наплыв молодой аудитории. Опираясь на опыт зарубежных и некоторых российских музейных сайтов, можно создать «виртуальный» музей. Также необходимо организовывать различные  PR-акции и мероприятия по привлечению различных групп общественности: «Дни открытых дверей», концертов, пресс-туров для журналистов, презентаций, выставок, конференций и так далее. К такому способу  привлечения клиентов прибегает большинство иностранных музеев. Приведем наиболее яркие примеры использования  связей с общественностью иностранными  музеями.

1. Калифорнийский Центр Науки вовлекает новых посетителей, используя «Фан-фото недели» на своей странице в Facebook.

2. Сообщество возрождения (RenaissanceSociety) имеет свой собственный канал на «YouTube», где размещаются записи лекций и мероприятий для тех, кто не смог посетить мероприятие лично.

4.    Команда профессиональных моряков сотрудничает с профессорами Центра изучения Тихого океана. Они совершают совместное плавание вокруг Америки. Все путешествие освещается в блоге.

5. Мобильные приложения. В «Центре искусств Уолкера» в Миннеаполисе сотрудники музея разработали программу «Искусство по вызову», которая позволяет прослушать экскурсии по мобильному телефону. Подобную услугу предоставляют многие музеи. Первое мобильное приложение для аудио-туров по музеям было активизировано в 2008 году.

6. Музей Науки и Промышленности провел мероприятие «Месяц в музее». Девизом акции стало выражение: «В музеи можно не только ходить — в них можно жить!». Из 1500 подавших заявки, выбрали одного добровольца, который целый месяц жил в стенах музея, делясь своими впечатлениями в социальных сетях.

7. Безусловно, заслуживает внимания инициатива Бруклинского музея, в котором организуют выступления рок-звезд. Данные концерты привлекают в музей множество посетителей.

8. Специальный сайт, созданный для того чтобы беседовать об искусстве,  так и называется «ArtBabble». На сайте люди обмениваются мнениями, дискутируют, а музеи размещают свои материалы.

9.  Благодаря социальным сетям «Twitter» и «YouTube», множество людей познакомились с проектом «Идущие на смерть приветствуют тебя» — исторической постановкой битвы, которую подготовили три музея: Королевский музей искусств, музей Бруклина  и  «ElMuseodelBarrio».

10.  Смитсоновский музей искусств разработал и запустил мультимедийный игровой проект «Призраки Удачи»,  в котором предлагается исследовать карту сокровищ, расшифровывать коды и искать скрытые объекты.

Таким образом,  для привлечения внимания молодежи к деятельности музеев нашего города,  необходимо активизировать и систематизировать деятельность по связям с общественностью. Следование представленным рекомендациям, несомненно, будет способствовать решению данной проблемы:

  1. Создание веб-сайтов музеев и постоянное обновление в них информации.
  2. Размещение информации о музеях в социальных сетях.
  3. Проведение PR-акций и мероприятий, например,  таких как «День открытых дверей», «Ночь в музее», пресс-тур, презентация, выставка, конференция, аукцион и т.д.

Подобные мероприятия позволят повысить  популярность наших якутских музеев, пробудить интерес к искусству у молодежи и, как конечный итог, обеспечат приход в свои стены новой, динамичной и любознательной аудитории.

Литература

  1. Вдовин. А. Агенство «Культурный PR»: О музее с большой буквы [электронный ресурс]. – режим доступа http://cultpr.ru/.
  2. Город России: национальный выбор [электронный ресурс]. – город-россии.рф.
  3. Пущаев Ю. Как выбить пыль из музея [электронный ресурс]. — http://www.sostav.ru/.
  4. ADME.RU. 26 способов выбить пыль из музея [электронный ресур]. – adme.ru

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>