Залуцкая С.Ю., Ощепкова Т.Г.

PR-КОММУНИКАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

THE PR-COMMUNICATIONS OF  CULTURE AND LEISURE INSTITUTIONS

IN RURAL AREAS

 

С. Ю. Залуцкая, Т. Г. Ощепкова

S. Yu. Zalutskaya, T. G. Oshchepkova

 

В статье раскрываются особенности PR-коммуникаций в сфере культуры. В частности рассматривается пример взаимодействия с молодёжной целевой аудиторией культурно-досуговых учреждений в сельской местности, отдалённой от культурных центров. Описан опыт работы, актуальные проблемы Центра культуры «Кэскил» села Натора Республики Саха (Якутия) (Россия).

The article describes the features of PR-communications in the field of culture. In particular, consider an example interaction with the target audience of youth cultural and leisure facilities in rural areas, distant from cultural centers. The experience of the work, urgent problems of the Center of Culture «Keskil» village Natori of the Sakha Republic (Yakutia) (Russia).

Ключевые слова и фразы: PR-коммуникации, культура, досуг, молодёжь, сельский социум, клуб.

Key words: PR-communication, culture, leisure, youth, rural society, club.

Досуг – «деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые   невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности» [1, с. 15] . Сегодня  досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества в целом и молодежи в частности. Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий, является необходимой и неотъемлемым элементом  образа жизни человека. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – этим и еще многим другим может быть занят молодой человек в свободное время.

Все эти занятия указывают на достигнутый уровень культуры молодежного досуга, которая определяется специалистами как «… прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и  с пользой проводить свободное время» [2, с.24]. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения,  жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи.

В последнее время примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. По замечанию А. Я. Суртаева, «общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности: в эмоциональном контакте, сопереживании; в информации; в объединении усилий для совместных действий» [3, с. 47]. При этом исследователи выделяют ещё одну функцию организации досуговой деятельности молодёжи – педагогическое воздействие на личность. «Объектом этих воздействий в учреждении культуры является и каждая личность в отдельности, и группа людей, коллектив, нестабильная аудитория и различные социальные общности, посещающие культурно-досуговые учреждения, которые являются посредниками между личностью и обществом» [4, с. 33].

Исходя из сказанного, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. По утверждению В. Я. Суртаева,  «необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке» [5, с. 46]. Второе требование к организации молодежного досуга, по мнению исследователя, состоит в том, что он, несомненно, должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Наиболее удобные формы для этого уже выработаны – многопрофильные любительские объединения и клубы по интересам. Н. Н. Ярошенко выделяет их следующие формы: «политические, спортивные, туристические, здоровья, любителей природы, научно-технического творчества, читателей, самодеятельной песни, коллекционеров, книголюбов, выходного дня, молодой семьи и другие» [2, с. 54].

Процесс социализации и культурного развития личности участников любительских объединений, клубов по интересам в отличие от традиционных коллективов художественной самодеятельности осуществляется не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций.     С. А. Комиссарова так характеризует клуб: «сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием. Он является  школой учебы воспитания и общения. В клуб приходят люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы даже организуют соответствующие формы занятий» [6, с. 84]. Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей с целью общения, связанного с различными интересами, созданная также для их отдыха и развлечения. Клубные учреждения-массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

К учреждениям культуры клубного типа относят:

- сельские, городские клубы;

- сельские, городские, межпоселенеские, окружные Дома культуры и Дворцы культуры, Дома творчества и досуга;

- Центры (Дома) народного творчества, Центры культуры (национальные).

Базовым ресурсом, на основе которого создаются услуги муниципального образования в сфере культуры, и условия для развития местного традиционного народного творчества, являются учреждения клубного типа, учреждения клубного типа, которые действуют на основании  примерного Положения «О государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа»,  рекомендованного решением Коллегии Минкультуры РФ от 29 мая 2002 года № 10 [7].

Одной из важнейших задач культурно-досуговых центров является «максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи» [8, с. 63]. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечивает ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, способствует воспитательному воздействию на большие группы молодежи. Эта миссия клубов особо значима в сельской местности, отдалённой от крупных культурных центров. Для закрепления молодежи на селе, чтобы сдержать отток молодежи из сельской местности, важно обеспечить её занятостью и организовать досуг. То, что число посещений культурных центров сельской молодежью меньше, чем в крупных городах, свидетельствует в первую очередь об ограниченности возможностей культурного досуга на селе.

Для позиционирования учреждения культуры и культурного проекта на рынке индустрии досуга важным является формирование и поддержание, исследование и прогнозирование общественного мнения путем PR- коммуникаций. Основными стратегическими направлениями PR-деятельности учреждения культуры считаются создание достойной репутации, а также разработка, создание и предложение востребованного «культурного продукта».

Хороший имидж и прочная репутация очень важны, особенно сегодня, когда любые творческие идеи и организационные технологии моментально подхватываются всеми участниками рынка индустрии досуга и делают их услуги практически неотличимыми по качеству и цене. В такой ситуации критерием выбора становится имидж учреждения, над которым нужно постоянно работать, оптимизируя его.                Е. Л. Шекова утверждает, что «в состав имиджа учреждения культуры входят:

- кадровая политика (авторитетность и компетентность руководителей, профессионализм персонала, непрерывное совершенствование образования персонала (переподготовка, повышение квалификации), оптимизация межличностных отношений на основе служебно-административного кодекса);

- дизайн учреждения (внешний и внутренний);

- реклама учреждения;

- исходящая документация (ее соответствие нормам современного делопроизводства, наличие собственного фирменного стиля);

- культурные аспекты (культура общения внутри учреждения, качество результатов деятельности, традиции, ритуалы, культура рабочих мест сотрудников, то есть, то, что традиционно относят к организационной (корпоративной) культуре;

- ответственность за общественные последствия;

- благотворительная деятельность (например, проведение благотворительных программ, оказание материальной помощи деятелям культуры, пенсионерам, сферам культуры, издание нерекламных бюллетеней, и прочие мероприятия, направленные на формирование у общественности уверенности в том, что учреждение культуры работает, прежде всего, в интересах человека и общества, а не с целью извлечения прибыли)» [9, с. 45].

Сельский клуб как учреждение культуры также преследует цель формирования своего положительного имиджа и репутации, особенно среди важнейшего сегмента целевой аудитории – молодёжи. Для её достижения главное в работе клубов, несомненно, – организация интересных и полезных для сельского социума акций, мероприятий,создание условий и возможностей, стимулирующих самостоятельную деятельность молодежи. Необходимо развивать и реализовать творческий потенциал молодежи, эффективным средством для этого может послужить участие сельской молодежи в кружковой деятельности сельских  учреждений клубного типа.

Определенную роль по привлечению внимания органов власти и населения к проблеме клубного досуга сельской молодежи, а также по вовлечению сельской молодежи в кружковую деятельность клубов призвана сыграть работа учреждения культуры по налаживанию и оптимизации связей с общественностью, формированию устойчивых PR-коммуникаций, учитывающих имеющиеся реальные проблемы сельской культурной среды. Данные проблемы отмечает О.Д. Коврова, резюмируя результаты проведенного социологического исследования по определению отношения сельских жителей к социально-культурному проектированию в Якутии:

- среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров – недостаточное финансирование отрасли;

- ухудшение ассортимента и качества предоставляемых культурно-досуговых услуг соседствует с устареванием применяемых технологий и форм работы, с ухудшением материально-технического оснащения (так, аудио- и видеоаппаратура, которую используют культурно-досуговые учреждения, во многих случаях хуже имеющейся у граждан в личном пользовании);

- в системе культурно-досуговых учреждений наблюдаются тенденции «старения» и снижения квалификации кадров, роста несоответствия их профессиональных знаний и умений вызовам сегодняшнего дня, острая нехватка менеджеров, умеющих разрабатывать и успешно реализовывать бизнес-планы учреждений, находить общий язык с властными структурами, грантодателями, меценатами, потребителями услуг, персоналом, поставщиками ресурсов и другими заинтересованными сторонами;

- усиление развития регионального компонента в культуре, содействие внедрению программно-целевых механизмов на региональном и местном уровнях управления сферой культуры;

- преодоление значительного отставания учреждений культуры в использовании современных информационных технологий, в создании электронных продуктов культуры [10, с. 154].

Несомненно, по нашим наблюдениям, отмеченные проблемы имеют место и в Ленском районе Республики Саха (Якутия), и в селе Натора в частности. И здесь «актуальными остаются вопросы социальной защищенности населения, создания благоприятных условий для жизни и здоровья человека… Например, до сих пор в регионе отсутствуют четкая стратегия социальной рекламы, профессиональное PR-сопровождение социальных проектов, программ. Необходимо больше примеров эффективного социального партнерства, должной поддержки тех или иных социальных инициатив» [11, с. 225]. Рассмотрим, как решаются эти вопросы на примере деятельности Центра культуры «Кэскил» села Натора Ленского района.

Село Натора является административным центром Муниципального образования «Наторинский наслег» Ленского района. Наторинская администрация образована 16  июня  1992   г. Территория – 75 га.  Административным  центром  муниципального  образования  «Наторинский наслег» является с. Натора.  Расстояние наземным  путем  до  районного  центра  г. Ленска  –109  км,  расстояние  до  ближайшего  населенного  пункта  с.  Южная  Нюя  – 10  км. Перевозка  пассажиров  и грузов  маршрутным  автобусом  и автомобильным  транспортом  с  Нюи  до  Ленска  постоянная. Речным  транспортом  с  июня  по  сентябрь  месяцы по маршруту  Натора – Нюя  паромная переправа,   воздушный  транспорт  отсутствует. В  наслеге  действуют  администрация,  средняя  школа,  детский  сад,  дизельная  станция, АТС, хлебопекарня,  магазин  ПК  «Нюйское»,  2  частных  магазина  «Изольда»,  «Чэчир»,   молокоприемный  пункт. Население наслега насчитывает 452 человека.  Из них  в селе  Натора проживает 400 человек, среди которых 162 человека – молодежь в возрасте от 14 до 32 лет. Количество молодежи в возрасте от 14 до 30 лет – 77. Количество учащейся молодежи – 14 чел. Количество работающей молодежи – 28 чел. Количество незанятой молодежи – 19. Количество студентов обучающихся вузах и ссузах – 16.

Всё вышеуказанное определяет специфику сельской среды с. Натора, в котором действует Центр культуры «Кэскил». Виды деятельности Центра: создание условий для нравственного и патриотического воспитания молодежи, интеллектуального развития молодежи и подростков, поддержки художественного творчества, реализация творческого потенциала молодого поколения, развитие творческих навыков и способностей подростков и молодежи на профессиональном уровне; создание и обучение сильных творческих коллективов; организация культурно-досуговых мероприятий, танцевально-развлекательных вечеров, молодежных тематических программ, конкурсов, фестивалей, акций и т.д.; разработка программ и мероприятий по развитию якутского языка, национальной культуры и искусства, работы выставочного зала по различным направлениям народно-прикладного искусства.

В Центре работает шесть клубных формирований: молодежное объединение «Эрэл»;  клуб «Ньургуhун»;  клуб «Камелек»; клуб «Ситим»; фитнес-клуб;  бильярд; скандинавская ходьба. Также в составе Центра имеется  пять творческих коллективов: танцевальный коллектив «Ситим»; танцевальный коллектив «Кэнчээри»; танцевальный коллектив «Сардаана»; молодежный танцевальный коллектив «Тэтим»; фольклорный ансамбль «Дьэ-буо»;мужской дуэт «Эрчим».

Так, например, танцевальный кружок посещают  50 человек. В работе нас интересует участие в кружках молодежи от 14 до 32 лет. В танцевальном кружке участников этого возраста 22 человека. Около пятидесяти молодых людей в возрасте от 14 до 32 лет  вовлечено в молодежное объединение «Эрэл», которое входит в состав Центра культуры «Кэскил». Молодежная организация «Эрэл» создана  в 2001 году. В состав МО «Эрэл» входят с 14 до 30 лет. Организация имеет свою эмблему и молодежный гимн, действует на основании положения, утвержденная комитетом молодежной организацией. Ежегодно утверждается план работы.  Молодежные общественные объединения являются партнерами по реализации государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия). Молодежные организации накопили определенный опыт работы, продемонстрировали эффективность решения социальных проблем через развитие общественных инициатив. В сельской местности не хватает творческих, инициативных молодых людей, которые могли бы заниматься организацией сельскохозяйственного производства. Поэтому в спектр задач молодежного общественного объединения «Эрэл»  входит закрепление молодежи на селе, обеспечение ее занятостью и организация досуга, чтобы сдержать отток молодежи из сельской местности. В Наторе  МО «ЭРЭЛ»  активно ведет совместную работу с  общественными организациями: женсовет, Совет ветеранов  и  Совет инвалидов т.д.

В связи со спецификой сельской молодёжной среды и молодёжного досуга сельчан цели и задачи PR-деятельности Центра культуры «Кэскил» можно свести к следующим положениям: привлечение аудитории; поддержка информированности аудитории о Центре культуры и его услугах; формирование положительного имиджа Центра культуры среди населения, в печатных СМИ, на радио. ТВ, в интернет-среде.

Проводимые в Центре культуры мероприятия – шоу, конкурсы можно в достаточной степени считать PR-мероприятиями, так как они привлекают внимание жителей села и общественности к деятельности Центра. Также проявлениями PR-деятельности, несомненно, являются публикации в СМИ (печатных и электронных). Мероприятия, проводимые в Центре культуры освещаются в прессе (газета «Ленский вестник»). К сожалению, Ленской студией телевидения ТРК «Алмазный край» не создано ни одной передачи о деятельности Центра культуры «Кэскил», можно упомянуть лишь краткие сюжеты в телевизионных новостях. Специалисты Центра оказывают спонсорскую и методическую помощь средней школе с. Натора.

На сегодняшний день для формирования положительного имиджа Центра культуры «Кэскил» с. Натора и, в частности, молодежного объединения «Эрэл» «ХХХ» уже сделано немало. Но, сложившийся имидж нужно постоянно поддерживать и укреплять. Для этого нужно использовать различные инструменты рекламы и PR. Рассмотрим рекомендации по организации и проведению PR-кампании для поддержания репутации и популяризации Центра культуры «Кэскил» и его отдельных формирований (кружков и клубов).

В качестве основной цели Центра культуры «Кэскил»  можно определить: улучшение кадрового состава коллектива, с помощью привлечения к занятиям новых молодых людей и выход на новые зрительские аудитории, способствовать созданию благоприятного имиджа и репутации, рекламе репертуара и мероприятий кружков Центра. Цели PR-коммуникаций можно классифицировать следующим образом: простейшая цель – установка начальных отношений общения со зрительской аудиторией и потенциальными участниками коллективов; промежуточная цель – укрепление доверия к имиджу кружков Центра культуры «Кэскил»; главная цель – изменение поведения и побуждение целевой аудитории.

Среди возможностей, которые можно реализовать с помощью PR-кампании Центра культуры «Кэскил», можно назвать увеличение финансового, кадрового, потенциала, выход на новых зрителей, создание нового репертуара, поиск новых спонсоров. В качестве возможных каналов рекламных сообщений рекомендуется использовать средства массовой информации (газета «Ленский вестник», телевидение ТРК «Алмазный край»), визуальные средства (наружная реклама в виде щита с рекламой Центра культуры и его кружков), Интернет (сайты газеты «Ленский вестник» и Ленского районного управления культуры), специальные мероприятия (участие в презентациях, концертах, конкурсах). Необходимо использовать и такое средство как личный канал (например, телефонные переговоры, реклама «из уст в уста»). Работа со СМИ дает результаты только в том случае, если она ведется последовательно и объемно, и чем активнее используется в коммуникационном процессе обратная связь, тем он эффективнее.

Прямые рекламные сообщения целесообразно дополнить сопутствующими рекламными мероприятиями. Например, концерты кружков Центра культуры можно проводить с приглашением участников кружков из клубных учреждений других населенных пунктов  Ленского района. Конкурсы и концерты  можно проводить при поддержке Управления культуры Ленского района и общественных организаций. Обязательным условием проведения конкурсов и концертов является приглашение для ее освещения СМИ (местным газет, телевидения, радиостанций).

Спецификой PR-кампании в деятельности учреждений клубного типа является сложность оценки ее результатов из-за отсутствия критериев, по которым эти результаты можно было бы определить с достаточной точностью. Руководители кружков должны как можно больше информировать о своей работе, о различных направлениях, тем самым продвигая услуги Центра культуры «Кэскил». Необходимо провести анкетирование среди участников кружков и убедиться, что всем действительно очень нравится их.

Сложившаяся практика молодежного досуга свидетельствует о том, что наиболее привлекательными его формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых сельчан, предвидеть их изменения, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговой деятельности для сельской молодежи.

Литература

  1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. Учебник – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
  2. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 354 с.
  3. Суртаев В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. – СПб.: Питер, 2006. – 267 с.
  4. Горбатова И.И. Культурно-просветительная деятельность. – М.: Министерство культуры РФ, ГИВЦ, 2003. – 02 с.
  5. Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности. – СПб.: Питер, 2007. – 295 с.
  6. Комиссарова С.А. Клуб – школа общения // Гуманитарные и социально-экономические науки. –  2010. – № 2. – С. 83 – 86.
  7. Закон Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1222-З N 1335-IV «О культуре» (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 24.06.2013 З N 1336-IV) [электронный ресурс] URL: [http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online].
  8. Сысоев Е. Эффективность деятельности клубного учреждения / Е.Сысоев // Дом культуры. – 2007. – №9. – С.45 – 48.
  9. Чумиков А.Н. Актуальные связи с общественностью. – СПб.: Питер, 2009. – 216 с.
  10. Коврова О.Д. Социально-культурное проектирование в сельских поселениях и улусах Республики Саха (Якутия) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена № 166. – 2014. – С. 149 – 155.
  11. Zalutskaya S.Y/, Pavlova L.N., Salnikova O.M. Today Problems and Cases of Territory Promotion: Yakutia and Kazakhstan // Review of European Studies; Vol. 7, No. 6; 2015 – p. 217-225.

 

Залуцкая Светлана Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета.

Ощепкова Татьяна Гаврильевна – студентка 5 курса отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>