Самсонова Л.Н., Яцковец Э.С.

       ЗАГОЛОВОК КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ В

   РЕСПУБЛИКАНСКИХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ГАЗЕТАХ

 

  HEADING AS A MEAN OF INFLUENCE IN REPUBLICAN

               RUSSIAN – LANGUAGE NEWSPAPERS

                    

                       Л. Н. Самсонова, ЭС. Яцковец

                      L. N. Samsonova, E. S. Yatskovec

 

При многообразии средств воздействия, используемых в газетных текстах, важнейшая роль  принадлежит заголовку. Изучив заголовки республиканских русскоязычных газет с точки зрения воздействия на читателя, мы установили наиболее активные  формы и способы создания таких заголовков с помощью разнообразных языковых средств. Трансформация речевых оборотов встречается довольно часто в заголовках республиканских русскоязычных газет. Не менее часто встречаются риторико-стилистические приемы создания таких заголовков. Прагмалингвистические особенности заголовков заключается в том, что воздействие на адресата в республиканских русскоязычных газетах может быть скрытое или явное. Чаще всего встречается скрытое воздействие, так как автор не хочет открыто навязывать читателю свое мнение.

At variety of the mean of influence used in newspaper texts, the important role belongs to heading. Having studied headings the republican Russian-language newspapers from the point of view of influence on the reader, we established the most active forms ways  of creation of such headings by means of various language means. Transformation of speech turns meets quite often in headings the republican Russian-language newspapers. Rhetoric-stylistic method of creations of such headings often meet also. Pragmalinguistic features of headings are that influence  on the addressee in the republican Russian-language newspapers can be hidden or obvious. The hidden influence meets most often as the author doesn’t want to impose openly the opinion to the reader.

Ключевые слова и фразы: средство воздействия, республиканские русскоязычные газеты, заголовок, языковые средства, трансформация речевых оборотов, цитата, риторико-стилистические приемы, прагмалингвистические особенности.

Key word and phrases: mean of influence, republican Russian-language, heading, language means, transformation of speech turns, citation, rhetoric-stylistic method, pragmalinguistic features.

                Знание и умение составлять заголовки просто жизненно необходимое качество для журналистов. Грамотно преподнести свой материал, чтобы читатель захотел прочитать статью полностью, может улучшить рейтинг газеты, а так же донести информацию до как можно большего количества реципиентов. Поэтому важность заголовков просто неоценима.

            Заголовок способен не только моментально сообщить информацию, но и маркировать ее. Например, немедленно и без усилий свежее информационное сообщение поставить в один логический ряд с другими сообщениями, внесенными в информационное пространство раньше. А заодно дать оценку информационному сообщению, обеспечить его восприятие аудиторией не только в том или ином логическом ряду, но и с тем или иным эмоциональным отношением. Иными словами, заголовок способен сформировать убеждения аудитории по поводу того или иного события, или даже сформировать установку аудитории.

            Изучение механизмов влияния заголовков, их способности запоминаться реципиентом и обеспечивать автоматизм поведения последнего является актуальным.

            Материалом исследования являются заголовки республиканских русскоязычных газет «Якутск вечерний», «Она +», «Наше время» за 2014 – 2015 гг.

            В данной статье мы рассмотрим наиболее активные языковые средства воздействия на общественное сознание в заголовках республиканских русскоязычных газет, а также механизмы их функционирования. На данный момент нами исследовано 447 лексических единиц.

В общественно-политической прессе заголовок должен выполнять две главные задачи — показывать суть, содержания текста и привлекать внимание аудитории. То есть номинативная и рекламная функции заголовка являются одинаково приоритетными. Аудитория общественно-политического издания, как правило, не так однородна, как аудитория делового СМИ, поэтому для привлечения внимания разных групп читателей заголовок должен быть не только точным, но и ярким [2, 1997:65]

Единой классификации таких заголовков нет. В республиканских русскоязычных газетах используются различные методы воздействия на сознание граждан. Изучив заголовки республиканских русскоязычных газет с точки зрения воздействия на читателя, мы установили наиболее активные формы и способы создания таких заголовков с помощью различных языковых средств.

                          Трансформация речевых оборотов

            Заголовок – цитата. Функции такого заголовка чаще всего двояки: заголовок носит характер формулы и при этом идет «ссылка на авторитет»:

«Я бы в армию пошел, пусть меня научат» («Якутск вечерний», № 24, 20 июня 2014).

«Труба раздора» («Она +», № 31, 8 августа 2014).

«Пепел раздора» («Якутск вечерний», № 34, 29 августа 2014).

«Я помню чудное мгновенье…» («Она +», № 3, 23 января 2015).

«Герой нашего времени» («Наше время», № 2, 23 января 2015).

            В республиканских русскоязычных газетах часто встречаются заголовки – цитат из популярных песен. Такие заголовки вызывают эмоциональную реакцию читателя и устанавливают с ним быстрый контакт, так как читатель воспринимает заголовок как нечто знакомое:

«С чего начинается Родина?» («Якутск вечерний», № 26, 4 июля 2014).

«Сиреневый туман над нами проплывает…» («Якутск вечерний», № 27, 11 июля 2014).

«Лето, ах лето…» («Она +», № 24, 20 июня 2014).

«Кабы не было зимы…» («Наше время», № 2, 23 января 2015).

Часто встречаются заголовки с пословицами и поговорками, которые встречаются как в своей оригинальной форме, так и в трансформируемой. Употребление пословиц и поговорок придают заголовкам экспрессивность и оценку:

«Терпение и труд рубль сберегут» («Наше время», № 44, 7 ноября 2014).

«Пока дареный петух не клюнет» («Наше время», № 30, 1 августа 2014).

«Сколько веревочке не виться…» («Якутск вечерний», № 40, 10 октября 2014).

«Депутатов по сессиям считают» («Наше время», № 5, 13 февраля 2015).

            Также встречаются заголовки – названия популярных фильмов и телесериалов или цитат из них:

«Юлия Песковская: «I’mback»» («Якутск вечерний», № 26, 4 июля 2014).

«Крепкий орешек. Рыбак, выживший после атаки медведя, выписан из больницы» («Якутск вечерний», № 30, 1 августа 2014).

«Миссия не выполнима? Как в Якутии будут контролировать цены на продукты?» («Якутск вечерний», № 32, 15 августа 2014).

            Такие заголовки сближают автора и читателя, который становится более «открытым» для восприятия текстовой оценки.

                                   Риторико-стилистические приемы

            Важным принципом газетных заголовков республиканских русскоязычных газет является сочетание стандарта и экспрессии. Экспрессия газетных заголовков может достигаться при помощи метафор:

«Земля дышит» («Якутск вечерний», № 27, 11 июля 2014)

«Ливень обнажил проблемы» («Наше время», № 27, 11 июля 2014).

«Листая улицы города» («Она +», № 29, 25 июля 2014)

«Когда улыбнется солнце» («Наше время», № 7, 27 февраля 2015).

            В заголовках республиканских русскоязычных газет встречаются и окказионализмы:

«Рекордомания. А был ли Гиннес?» («Наше время», № 26, 4 июля 2014).

«В интернет по паспорту и прочая «северокорейщина»» («Якутск вечерний», № 32, 15 августа 2014)

«Автоквест для Супер Dрайва» («Она +», № 25, 27 июня 2014).

“Шоумен из народа” (“Наше время”, № 10, 21 марта 2015).

            Очень важное значение в формировании газетных заголовковв республиканских русскоязычных газетах имеют антонимы и противопоставления каких-либо фактов и явлений. Их использование путем противопоставления акцентирует внимание читателей на определенном событии:

«Зачистка-2. «Да» — это значит «нет» («Якутск вечерний», № 25, 27 июня 2014).

«Сырьевой придаток или туристический рай?» («Якутск вечерний», № 25, 27 июня 2014).

«За» и «Против» реконструкции площади Ленина» («Наше время», № 42, 24 октября 2014).

«Левиафану»-нет! «Ангелу Смерти» — да!» («Она +», № 6, 13 февраля 2015).

            Также нами выявлен пример заголовка с использованием каламбура, который привлекает внимание читателя:

«Липовые ванны – не липовый эффект» («Она +», № 6, 13 февраля 2015).

Как считают Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшина: «Существует также и феномен речевой моды: перелистывая газетные страницы, мы в разные периоды ощущаем разное речевое воздействие: периодами явно активен натиск профессионально-жаргонной стихии, некоторое время доминируют доверительные интонации, или, напротив — вызывающий сленг, порой явственно преобладание сдержанной иронии, в другое время — поветрие афористичных «газетных максим» и прямых обращений к читателю [1, 2004:137].

Сейчас в заголовках республиканских русскоязычных газет наблюдается взаимодействие книжного и разговорного стилей литературного языка, а также встречаются просторечные и жаргонные слова, что повышает экспрессивность заголовков и привлекает внимание читателей:

«Зачистка. Афанасия Максимова хотят закрыть в СИЗО на период выборов» («Якутск вечерний», № 24, 20 июня 2014).

« «Волшебный пендель» от Борисова. Кому он достался?» («Якутск вечерний», № 27, 11 июля 2014).

«Барыга не того формата» («Наше время», № 30, 1 августа 2014).

«Гольф на «физре» («Якутск вечерний», № 3, 30 января 2015).

            Необходимо отметить и наличие заимствований, используемых журналистами для привлечения внимания к статьям. Заимствования могут быть оформлены с помощью латинского алфавита и кириллицы:

«Моду диктуют випы» («Якутск вечерний», № 26, 4 июля 2014).

«Шерше ля фам. Почему популярный певец стрелял в соседа?» («Якутск вечерний», № 28, 11 июля 2014).

«Консервы made inYakutia»(«Якутск вечерний», № 33, 22 августа 2014).

«Айс против ice»(«Якутск вечерний», № 35, 5 сентября 2014).

«Moi xoton vsegda svej»(«Наше время», № 34, 29 августа 2014).

«Се ля ви…» («Она +», № 4, 30 января 2015).

                  Прагмалингвистические особенности заголовков

            Воздействие на адресата в республиканских русскоязычных газетах можно разделить на две группы: скрытое и явное.

            В скрытом автор, не желающий раскрывать перед читателем тезис, пытается имплицитно добиться требуемого воздействия:

«Никак без пол-литры» («Якутск вечерний». № 25, 27 июня 2014) – с намеком на обычные «человеческие» слабости.

«Неясное небо над авиакомпанией «Якутия»» («Наше время», № 48, 5 декабря 2014)– с намеком на неприятности авиакомпании

«До чего же мы едины!» («Она +», № 44, 7 ноября 2014)– с намеком на обратное.

            В явном воздействии имеются речевые акты, непосредственно затрагивающие процессы принятия решений: совет, желание, приказ и т.п.

«Дерите шкуры! Так местным властям предлагают решать вопрос с нехваткой денег» («Якутск вечерний», № 26, 4 июля 2014).

«Пустите купаться» («Якутск вечерний», № 27, 11 июля 2014).

«В запасе? Собирайся!» («Якутск вечерний», № 27, 11 июля 2014).

«Не гонитесь за 90-60-90!» («Она +», № 2, 16 января 2015).

            По нашим наблюдениям над языком республиканских русскоязычных газет функцию воздействия могут выполнять как лексические, так и грамматические и графические средства.

            Среди графических знаков можно выделить кавычки, с помощью которых автор указывает на то, что он не поддерживает оценку, данную в кавычках, и не рекомендует ее читателям:

«Студенты подрались на «отлично»» («Наше время», № 37, 19 сентября 2014).

« «Богатырское» побоище в Нерюнгри» («Якутск вечерний», № 39, 3 октября 2014).

«Больница под «кайфом»» («Якутск вечерний», № 26, 4 июля 2014).

«Бесплатная» медицина» («Наше время», № 10, 21 марта 2015).

            Стремление к экспрессии отражается с помощью разнообразных синтаксических приемов: вопросительные и побудительные предложения, повторы, многоточия.

«Алкоголь укрепляет кости?» («Она +», № 31, 8 августа 2014).

«Затянем пояса… назло Америке» («Якутск вечерний», № 31. 8 августа 2014).

«Взрослые, берегите детей!» («Якутск вечерний», № 27, 11 июля 2014).

«На диване… папа спит. И храпит, храпит, храпит!» («Она +», № 31, 8 августа 2014).

«А ты хорошо знаешь якутский язык?» («Она +», № 6, 13 февраля 2015).

«Из отпуска привожу чемодан… книг» («Она +», № 6, 13 февраля 2015).

            Заголовки республиканских русскоязычных газет предусматривают дополнительные мыслительные операции читающих.

             При многообразии средств воздействия, используемых в газетных текстах, важнейшая роль в организации этих средств принадлежит заголовку. Для воздействия на общественное сознание журналисты используют заголовок как оружие быстрого действия.

Трансформация речевых оборотов и риторико-стилистические приемы воздействия встречаются довольно часто в республиканских русскоязычных газетах. Результаты в процентном отношении выглядят следующим образом: больше всего трансформаций речевых оборотов встречается в республиканской русскоязычной общественно-политической еженедельной газете «Якутск вечерний» — 47, 6 %, «Наше время» — 28,6 % и меньше всего в газете «Она +» — 23,8 %.  Больше всего риторико-стилистических приемов  воздействия на общественное сознание встречается в республиканской русскоязычной общественно-политической еженедельной газете «Наше время» — 39,2 %, «Якутск вечерний» — 37,7 % и меньше всего в газете «Она +» — 23,1 %. Больше всего прагмалингвистических особенностей для воздействия на общественное сознание встречается в республиканской русскоязычной общественно-политической еженедельной газете «Она +» — 38,1 %, «Якутск вечерний» — 34,8 % и меньше всего в газете «Наше время» — 27,1 %.

Чаще всего в республиканских русскоязычных газетах встречается скрытое воздействие, так как автор не хочет открыто навязывать читателю свое мнение.

 

Литература

  1. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – С-П., 2004.
  2. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 1997.

 

Самсонова Лариса Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Яцковец Эльвира Сергеевна – студентка РО-ТХК-09 отделения русского языка и литературы и художественной культуры филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>