Никаева Т.М., Кириллина Н.Г.

Концепт «профессия» в языковом сознании современных студентов 

The concepts of profession in the linguistic consciousness

of modern students

 

Т. М. Никаева, Н. Г. Кириллина

T. M. Nikaeva, N.G. Kirillina

 

Статья посвящена анализу концепта «профессия». С помощью психолингвистических экспериментов выясняется, как данное понятие представлено в языковом сознании современных студентов. Авторы раскрывают этапы проведения исследования и делают предварительные выводы. Определяют этнокультурную специфику восприятия концепта «профессия».

The article is devoted to the analysis of the concept «profession». Using psycholinguistic experiments he explains how this concept is represented in the linguistic consciousness of modern students. The authors reveal the stages of the study and make preliminary conclusions. Define ethno-cultural specificity of perception of the concept «profession» Russians and Yakuts.

Ключевые слова: языковое сознание, профессия, ассоциативный эксперимент, концепт.

Keywords: language consciousness, profession, associative experiment, concept.

В данной научной работе мы предпринимаем попытку выявить содержание концепта «профессия» в обыденном сознании русских и якутов, студентов вузов Республики Саха (Якутия).

Актуальность такого рода исследований обусловлена социально-экономическими изменениями в обществе и трансформацией многих традиционных ценностей, в том числе и в отношении молодого поколения к работе и будущей профессиональной деятельности. В современном российском обществе активно прививаются западные культурные ценности, подчеркивается первостепенное значение материального благополучия и обогащения, потребительские ориентации становятся приоритетными целями существования человека. К. Касьянова в книге «О русском национальном характере» пишет об этом: «основные попытки переориентировать нашу русскую культуру на западные ценности и шли именно по линии возвышения личности и всяческого унижения человеческих отношений типа «коллективизма – общинности – соборности». Нам все время доказывали, что мы несамостоятельные, неиндивидуальные (стадные) и т.д. (…) что мы стали бояться своего коллективизма и оправдываться всячески…» [Касьянова, 2003:463-464].

Работа в представлении молодых людей связана в основном с результатом карьеры, а не с процессом приобретения профессионального опыта. Молодежью осознается необходимость получения образования для достижения желаемого статуса, но многие относятся к образованию формально: важно получить диплом, а не знания. Поэтому часто выпускники вузов не устраиваются работать по то специальности, которую получили в вузе.

Материалом для работы являются данные свободного ассоциативного эксперимента и методики завершения предложений. Испытуемые – студенты 1 по 4 курс разных институтов и факультетов СВФУ.

Метод ассоциативного эксперимента широко применяется в разных областях психолингвистики. Благодаря тому, что он проводится на большом количестве испытуемых, на основе полученных данных можно судить о частотности распределения слов-реакций на каждое слово-стимул. «Это дает возможность вычислить семантическую близость между словами. Мерой семантической близости пары слов признается степень совпадения распределения ответов, т.е. сходство данных на них ассоциаций» [Белянин, 2005: 132]. Распределение по частотности реакций в соответствии со стимулами позволяет смоделировать семантическую структуру того или иного слова и судить о степени актуальности для носителей той или иной культуры определенных понятий.

Методика заканчивания или завершения предложения близка направленному ассоциативному эксперименту. Испытуемых также просят закончить фразу первым, пришедшим на ум словом или сочетанием слов. Такая методика позволяет  сузить возможности реагирования испытуемых и направить ответы респондентов в необходимое для исследователя русло.

Итак, цель нашей работы заключается в том, чтобы выявить с помощью психолингвистических экспериментов содержание концепта «профессия» в языковом сознании современных студентов, носителей русской и якутской культуры.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1этап. Подготовка анкеты.

С целью составления стимульного списка для свободного ассоциативного эксперимента был проведен пилотажный эксперимент со специалистами-филологами, а также  сделан анализ статей толковых словарей.

В результате, было отобрано 35 слов-стимулов (работа, труд, профессия, карьера…) и для методики завершения — 20 предложений. Например, «карьера для меня – это…», «профессия для меня это — …» и др.

Для испытуемых якутов с родным якутским языком анкеты были переведены на якутский язык.

2 этап. Проведение свободного ассоциативного эксперимента и эксперимента по завершению предложений со студентами СВФУ им. М.К. Аммосова.

Эксперимент проводился в письменной форме, студентам было предложено ответить первым пришедшим на ум словом на стимул и дописать неоконченное предложение. У нас получилось три группы испытуемых. Это русские, постоянно проживающие в Республике Саха (Якутия), Якуты с родным русским языком и якуты с родным якутским языком.

3 этап. Обработка полученных в экспериментах данных с целью последующего их анализа и сопоставления по группам.

Выявление частотных реакций, составляющих ядро ассоциативного поля каждого концепта, а также единичных, которые составляют периферию образа.

4 этап. Интерпретация результатов эксперимента.

Опираясь на экстралингвистические сведения, на исследования культурологов, этнографов, социологов предпринимается попытка объяснить содержание рассматриваемых концептов.

Сообщим о некоторых итогах исследования.

Полученные данные свободного ассоциативного эксперимента свидетельствуют о несовпадении представлений о профессии и работе в языковом сознании испытуемых — носителей разных языков.

Образ профессии обладает значительным сходством в сознании русских и якутов с родным русским языком. Что может свидетельствовать о значительном влиянии языка на формирование образа мира человека.

Наиболее частотными реакциями на стимул «профессия» являются ответы у русских – работа, призвание, престижная, будущая, деньги, специалист, деятельность, необходимость, знание, труд. В отличие от данных, зафиксированных в Русском ассоциативном словаре, наши респонденты не называли профессию любимой и редко указывали наименования специальностей (учитель, инженер и др.)

Якуты с родным русским языком  также ассоциировали профессию с работой, должностью, успехом, благополучием, деньгами, способом заработка. Они отмечали, что профессия дает человеку выбор.

Ответы якутов с родным якутским языком отличались от реакций предыдущих групп испытуемых. Их реакции чаще всего содержали наименования их будущих профессии (например: менеджер, филолог, врач).

Формирование образа профессии у студентов — один из значимых этапов учебного процесса в вузе, играющий важную роль в становлении специалиста, его готовности к выполнению определенных социальных функций.

Работа в эксперименте испытуемыми всех групп называлась трудной, тяжелой и также ассоциировалась с  деньгами, достатком и заработком.

Такие ответы испытуемых позволяют нам сделать  предварительный вывод и сказать о том, что в настоящее время в ряду жизненно важных ценностей современной молодежи наиболее популярными являются высокий социальный статус (они отвечали, что профессия должна быть престижной), материальный достаток, независимость, что может дать профессия и работа.

Литература

  1. Белянин В.П. Психолингвистика. – М.: Флинта: Москов. психолого-социальный институт, 2005. – С. 126-135.
  2. Касьянова К. О русском национальном характере.– М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 560с.

Никаева Татьяна Михайловна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Кириллина Ньургуйаана Григорьевна – студентка 4 курса отделения русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>