Тороян А.М.

Тороян А.М.,

студентка 5 курса отделения русского языка и литературы

филологического факультета СВФУ,

научный руководитель Дишкант Е.В.,

к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы

Северо-Восточного федерального университета

 

Сентиментализм Н. М. Карамзина и В. Л. Боровиковского:

опыт сравнительного анализа

 

Н. М. Карамзин и В. Л. Боровиковский – яркие представители русского сентиментализма – художественного направления конца 18 – начала 19 века. В Россию сентиментализм проник в 1780-х – начале 1790-х благодаря переводам романов «Вертер» И. В. Гете, «Памела», «Клариса» и «Грандисон» С. Ричардсона, «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, «Поль и Виржини» Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника» (1791-1792).

Предпримем попытку провести сравнительно-сопоставительный анализ повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и портрета Марии Лопухиной В. Боровиковского, выявив сентиментальные  черты в данных произведениях.

  1. Основная черта, характерная для всех сентиментальных произведений, это психологизм. Н. Карамзин в повести «Бедная Лиза» сознательно создавал ощущение реальности описанного, он прямо обращался к читателю, видел в нем друга. Повествователь лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле. Авторское вступление и заключение настраивают на определенный эмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей. Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность, будит сострадание и благородные чувства у читателей. [2, 38]

Герои сентиментальных полотен В. Боровиковского, в соответствии с традицией,  слегка печальны и взволнованны, к чему-то прислушиваются и мечтают, им присуще тонкое внутреннее переживание.

  1. Главные герои сентиментализма – люди естественные, простые, скромные, ранимые.  Так, Лиза Н. Карамзина представлена как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности. Это первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своему чувству.

Женщина эпохи сентиментализма должна была быть бледной и задумчивой, даже немного грустной. Такой и предстает на портрете В. Боровиковского Мария Ивановна Лопухина, дочь отставного генерала графа Толстого и сестра не менее известного Федора Толстого. Эта красавица была украшением светских салонов. Многие называли ее русской Джокондой за  очарование таинственного взора и загадочной улыбки. Известно, что Мария Ивановна Лопухина  была выдана замуж за егермейстера императорского двора Степана Авраамовича и имела очень несчастную судьбу. Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя 3 года после венчания умерла от чахотки в возрасте 23 лет.

Владимир Лукич Боровиковский портрет Лопухиной писал, когда ей было всего 18 лет. Многие считали, что Боровиковский почти заклинал ее своей трепетной  и умелой кистью: остаться такой – удивительно нежной, теплой, живой. Мария Ивановна изображена в легком и нежном одеянии, которое подчеркивает ее особенную грациозность. Рядом с изящной рукой Лопухиной – склоняющаяся головка пышной розы, и, затаив дыхание, зритель ощущает, что этот цветок скоро начнет ронять лепестки.

  1. Большую роль в произведениях сентиментализма играет пейзаж.
    В повести Н. Карамзина пейзаж выполняет психологическую функцию.  Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувствует и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Лиза — дитя природы и патриархального воспитания, идеал «естественного человека». Она чиста, наивна, бескорыстна: «…одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы…» [1, 47]. Деревня и вся окружающая ее природа является очагом нравственной чистоты, в том числе главным символом непорочности любви, у Карамзина — это цветы: «…ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной»[1, 48]. Все это доказывает такую черту сентиментализма — культ врожденной нравственной чистоты, непорочности.

В портрете В. Боровиковского окружением фигуры Лопухиной также служит пейзаж, и основной темой портрета становится слияние человека с природой — для эстетики конца XVIII века это было особенно характерно. Внимание художника впервые в русском искусстве привлекают  типические особенности национального русского пейзажа — белые стволы берез, васильки, золотистые колосья ржи. Национальный тип подчеркнут и в лице Лопухиной. Боровиковский приближается в этом портрете к образному воплощению русского идеала женской красоты, каким он сложился в конце XVIII века под влиянием идей сентиментализма. Лопухина одета в простое белое платье с прямыми складками, напоминающее античный хитон. Скромность ее наряда как бы противостоит декоративной пышности парадных портретов. На плечи Лопухиной наброшена шаль. Наклон фигуры ритмически повторяется в линиях пейзажа; этим приемом художник снова подчеркивает мысль о единстве природы и человека. Лирическая настроенность портрета выражена и в его колорите, легком и воздушном, построенном на приглушенном звучании белых, сиреневых, серебристых и нежно зеленых тонов.

 4. Главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести становится Повествователь, с грустью и сочувствием рассказывающий о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Для «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос повествователя: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему». [1, 52]

В. Боровиковский в портрете М. Лопухиной также обращает внимание зрителя, прежде всего, на чувствительность  девушки, ее нежность, чистоту, печаль во взоре и как будто даже предчувствие будущей трагедии. Мысль художника проникает в самые глубины душевного мира его героини. Поэт Я. Полонский, увидев этот портрет, написал стихотворение:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ показал, что прозаик Н. Карамзин и художник В. Боровиковский, используя каждый свои средства художественной изобразительности, сумели создать выдающиеся шедевры искусства, подчеркнув важную роль чувства в жизни человека.

Литература

  1. Карамзин, Н. М. Сочинение в 2-х томах Т1./ Н. М. Карамзин. — Л.: Художественная литература, 1984. – 340 с.
  2. Соколов, А. Н. «История русской литературы 19 века» / А. Н. Соколов. – М.: Изд-во Высшая школа, 1970. – 278 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>