Д.А. Аникин, О.А. Сомова

ФЕНОМЕН СИМУЛИРОВАНИЯ

ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА ТОТАЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

PHENOMENON OF SIMULATION

SPIRITUAL NEEDS IN THE CONSUMER SOCIETY

Д.А. Аникин, О.А. Сомова

D.A. Anikin, O.A. Somova

В статье поднимается проблема симулирования ментальных потребностей интернет-активной аудиторией. Эта проблема возникла в связи с появлением конфликта личности, которая стремится быть индивидуальностью и тотальным потреблением. которое стало частью жизни человека.. Был вычислен механизм симулирования, причины симуляции, была произведена оценка последствий симуляции, как позитивных ,так и негативных.

There is the problem of simulation of spiritual needs audience of the Internet. This problem exists because has appeared the conflict of the personality to be identity and total consumption which became a part of life. The mechanism of simulation, the simulations reason has been calculated, the assessment of consequences of simulation, identification of the positive and negative moments have been made.

Ключевые слова: симуляция, общество потребления, социальные сети, духовные потребности

Key words: simulation, consumer society, social networks, spiritual needs

Вот и настал тот день, когда Жан Бодрийяр [2,2006:16], французский философ, который раскрывал нам глаза на нашу всеобщую поглощенность потреблением, стал классиком, новаторские мысли которого уже стали притчей во языцех. Потребление теперь – не порок, а естественное поведение людей.  Потребление отныне не является явлением,- это имманентный признак, присущий современному человеку, и им в полной мере осознаваемый. Потребление всеобъемлюще, а потому более не представляет интереса для простых граждан, так как то, чем раньше они пытались сконструировать свою личность в социуме (использование имиджевых характеристик брендов как  характеристики, присущие личности самого человека) общедоступно, а потому проявление его в каждом отдельном случае  не является моментом фасцинации.  Масштабность потребления и серийность потребляемого продукта стали осознаваемы,  и при этом  не исчезают потребности индивида в формировании своей личности, индивидуальности и трансляции ее во вне.

Таким образом нарастает конфликт личности между привычным ей потреблением, который стал уже неотъемлемой частью существования человека, и стремлением его выразить себя как личность, идентифицировать себя и создать на основе этой идентификации персональный конструкт передающий информацию о нем во внешнюю среду.  Логично то, что любой индивид, старающийся выделится своей персоной, обратит внимание ,прежде всего, к тем вещам, скопировать которые достаточно тяжело, а именно к самому себе, точнее, к своим некогда имплицитным аспектам, выражающимся в личном отношении к миру, убеждениях. А потому мы можем наблюдать переориентацию потребления. Популярным стало то, что непопулярно, то, что говорит о непотреблении, антипотреблении. Социально-активное сообщество сейчас озабочено содержанием личности, выступающим в виде антонима к понятию «потребление» и это явление мы и пытались рассмотреть в этой статье — механизм разрешения конфликта личности через  эксплуатацию ею ментальных потребностей.

Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования. К ментальным (духовным) потребностям  мы относим все, что затрагивает нематериальную жизнь человека, а именно нравственные, мировоззренческие, эстетические, религиозные и атеистичные, творческие, философские и  познавательные аспекты деятельности человека. Духовные потребности, в отличие от материальных, не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком в полном смысле этого слова.  Разумеется, удовлетворить их можно, осуществляя связанные с ними различного рода действия, будь то чтение книг, посещение театров, общение с определенным кругом лиц. Но эти действия предполагают лишь персональное, если не сказать, интимное удовлетворение потребности, требующее, к тому же, сравнительно долгую затрату временных ресурсов. Личность, сконструированная подобным образом, качественно богата, но оценить ее сможет лишь ближайшее окружение этого человека.  Но куда более действенным инструментом в конструировании личности является интернет, а если говорить конкретнее — социальные сети (Vkontakte, facebook, instagram).

Это канал, сообщающий информацию тысячи лиц, причем информацию четко отсортированную, дозированную, упорядоченную. Это канал, позволяющий осуществлять в кротчайшие сроки «публичное» или демонстративное потребление. Под публичным, показным потреблением понимается потребление с целью доказать свое материальное превосходство, социальное положение, доказать и поддержать (а сейчас и  сформировать) репутацию  [3,1984: 108]. В основе тяги к демонстративному потреблению лежит, вероятно, потребность в принадлежности к группе богатых и могущественных.   Пол Нистром [4,2016]  писал о том, что в современном социуме, утратившем духовные ориентиры, демонстративное потребление становится способом заткнуть экзистенциальную дыру в сознании людей. То есть, значение потребления выросло в разы. Если ранее цена покупки определяла достаток человека, то теперь товар напрямую формирует личность человека в социуме. Более того Том Батлер-Боудон [2,2014:359] вопрошал, существуем ли мы, если у нас нет страницы на facebook (а для  России- Vkontakte)? На самом деле, учитывая нашу привязанность к современным источникам информации, событие существует для нас, если оно было озвучено с экрана телевизора, к примеру,и услышано нами. Можно считать, что это современная информационная трактовка  философского принципа «esse est percipi», то есть существовать -  значит быть воспринятым  [5,1990:81]. Поэтому анкета в социальной сети — это не просто информация о человеке, это сам человек, своего рода симулякр, тщательно конструируемый самим же человеком.

Учитывая вышесказанное, легко объяснимым и вполне оправданным становится содержание подавляющего количества страниц социальной сети индивида, — Это лирика, цитаты известных людей ,содержащие житейскую мудрость (причем эти люди не просто  популярны, -это персонажи, являющиеся  общепризнанными символами  знания, гениями философских размышлений, например Фридрих Ницше, Лев Толстой, Будда, Эрнест Хемингуэй, причем совсем необязательно быть непосредственно знакомым с трудами этих людей) обозначающие не только интеллектуальную претензию человека, но и его мировоззрение; научно-, научно-популярные статьи на политические, социальные темы, фотографиями природы, с соответствующем «немассовым» музыкальным сопровождением — то есть все то, что не только не ассоциируется с потреблением, но более того, даже не накладывает «потребленческую» печать на хозяина странички. Перед аудиторией предстает духовно богатый человек, о котором не возникает мысль, что он также зависим от потребления, что он склонен пользоваться, к примеру, товарами  крупного молодежного бренда, вместо безликого продукта. Являясь личностью,  персоной, индивид может потреблять, не теряя при этом своей индивидуальности.

То есть можно считать, что тщательное перефокусирование индивидом центра восприятия аудитории с его внешних характеристик, на его характеристики внутренние, является попыткой совместить его потребительскую и культурную самоидентификацию, то есть разрешить конфликт.  Так, для многих возможность посещения Большого театра в Москве или Мариинского театра в Петербурге есть не столько возможность удовлетворить свою подлинную жажду высокого эстетического наслаждения, сколько возможность продемонстрировать самому себе (и окружающим, конечно, тоже) свою приверженность к наиболее значимым  брендам в сфере культуры. А посещение Санкт-Петербурга позволяет пользователю не только обзавестись яркими впечатлениями  и живописными фотографиями на фоне Зимнего Дворца, но и обозначить, с помощью них, культурную претензию индивида ,причислить себя к ценителям красивейшей архитектуры и интеллигентам. Соответственно, чтобы так удачно удовлетворить эту потребность, ее необходимо иметь. Поэтому правомерным здесь будет упомянуть термин симуляция, то есть искусственное претворение в жизнь чего либо, в данном случае — ментальных потребностей, которые впоследствии будут публично удовлетворены.

Таким образом современный социально-активный человек  решает этот конфликт между неотъемлемым элементом потребления в повседневной жизни и  стремлением к индивидуальности  : он симулирует потребность (если ее нет, а если есть — гиперболизирует ее), публично ее удовлетворяет, посредством заполнения своего виртуального «Я» соответствующими «духовным» контентом. Тем самым он  «оправдывается» перед  обществом, которое само же культивирует потребление, так как это уже неотъемлемый элемент функционирования экономической системы. Плюс ко всему, социум внедряет установки на развитие собственной уникальности человека, как фактор повышения «спроса» на человека у окружающих и выделения его из «толпы» таких же потребителей.

Разумеется, такой механизм ведет к десемантизации самого транслируемого многократно контента, не повышая, зачастую, интеллектуальный уровень хозяина страницы, не делая его более моральным или духовно богатым, так как отсутствует момент рефлексии полученной информации или она носит лишь поверхностный характер. Тот кладезь мудрости, содержащийся в цитатах, обесценивается в виду его популяризации. Более того, возможен момент искажения изначального смысла цитат, так как фраза, вырванная из контекста, может приобретать совершенно другие коннотации, что не является редкостью в наши дни информационных войн и пропаганд в СМИ.   Но  нельзя считать это явление в то же время однозначно негативным, так как часть контента, который поставляют соответствующие публичные страницы или группы индивида, например, все же усваивается человеком, и существует возможность,что простой «репост» сподвигнет пользователя ознакомиться с полным текстом, выдержку из которого он добавил в свой виртуальный портрет.

Литература

  1. Батлер-Боудон Т.50 великих книг по философии- стр.359- Изд.М,Эксмо — 2014 г.
  2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика, Культурная Революция, — 2006.
  3. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984
  4. Лебедев А. . Психология выпендрежа: кого и зачем мы хотим удивить/Нож/ URL: http://knife.media/show-off/ (Дата обращения :26.04.2016)
  5. Соколов В. В. Основной вопрос философии в его историко-философской конкретности и развитии // «Философские науки» № 8, 1990. С. 81

Аникин Даниил Александрович - доцент кафедры теоретической и социальной философии, кандидат философских наук СНИГУ им. Чернышевского, г. Саратов

Сомова Оксана Андреевна - студентка 3 курса юридического факультета специальности «Реклама и связи с общественностью» Саратовского Национального Исследовательского Государственного  Университета  им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>