А. Д. Бурцева

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION – A PREREQUISIT OF MODERN  EDUCATION

А. Д. Бурцева

A. D. Burtseva

         В данной статье раскрывается роль межпредметной интеграции как необходимого условия современного образования. Речь идёт об интеграции сегодня – важнейшем факторе развития образования, многообразной практике её применения, о том, что только использование межпредметных и интегральных связей в обучении помогает учителю сформировать у обучающихся целостную картину мира.

      This article explores the role of interdisciplinary integration as a prerequisite for modern education. We are talking about the integration of today — an important factor for the development of education, diverse practical application of it, that only the use of interdisciplinary and integrated communications in training helps teachers create in students a complete picture of the world.

Ключевые слова: обновление образования, развитие личности учащихся, современное общество, интеграция, технологии обучения, целостность картины мира.

Key words: renewal of education, personality development of students, modern society, integration, training, technology, the integrity of the picture of the world.

       Мы живём в эпоху ЕГЭ, инноваций, науки и образования. В условиях модернизации системы образования на смену традиционной педагогике приходит новая, нацеленная на конкретного ребёнка, для которого учёба должна быть не мукой, а увлекательным и желанным занятием. Главная задача сегодня – ускоренными темпами создать в России новый, мощный научно-технологический потенциал. В соответствии с современной образовательной парадигмой и актуальным социальным заказом школьное образование рассматривается сегодня как взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и личностное развитие учащихся. Особая роль уделяется духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро — и макросоциума. В 21 веке становится очевидным, что главная ценность личности – это способность к развитию, наличие познавательного потенциала. Потребность познавать – главная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать.

       Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигает и реализует новые требования. Важнейшим требованием к отбору содержания обучения становится интеграция. Интеграцию можно считать естественным состоянием человека, когда он стремится к некой целостности бытия. В психологии, говоря об интегрированной личности, имеют в виду такого человека, который способен ощущать единство мироздания, комфортно чувствовать себя в этом единстве и в то же время беречь свою индивидуальность

         В образовании путь интеграции рассматривается как один из самых перспективных. По данным современной науки, мысль о необходимости интеграционного подхода в образовании пыталась утвердиться не одно столетие. Ян Коменский ещё в XVII веке высказал идею о том, что всё, и самое большое и самое малое, так должно быть соединено между собой, чтобы образовать неразрывное целое. Сегодня понятие «интеграция» рассматривается в образовании как объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов или предметных областей. В этой связи определённый интерес представляет классификация традиционных и инновационных технологий обучения, предложенная В.М. Максимовой, которая выделяет интеграционные технологии как дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности, учебных тем, уроков и других форм организации обучения [2, 2008: 135 ].

           Использование технологии интегрированных (бинарных, билингвальных, совмещённых и др.) уроков способствует формированию у ребёнка убеждения в связанности предметов, в целостности картины мира, формированию информационно-познавательной компетентности обучающихся. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира, стремлению к самостоятельному познанию нового, способствуют интеграции знаний из различных областей науки, обучают умению предвидеть последствия изменений любой части системы, развивают познавательные интересы обучающихся, создают положительный эмоциональный фон обучения. Интеграция позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся по применению этих знаний. Отличительными характеристиками интегрированного урока, как особого типа урока, является мотивированная практическая активность личности, основанная на применении полученных знаний, умений и навыков. Направленность на качественное преобразование окружающей действительности даёт возможность увидеть результат своего труда, получить от него радость и удовлетворение [2, 2008: 147].

        В процессе интеграции взаимосвязанного материала двух или нескольких предметных областей (например, русского языка и трудового обучения, русского и родного якутского языков, истории и краеведения) происходит приобщение учащихся к единым общечеловеческим ценностям. Органичное сочетание интегрированных уроков и других форм организации обучения (например, социокультурные, учебные, внеучебные практики, образовательно-воспитательные занятия, культурно-просветительные мероприятия и др.) оптимизирует процесс саморазвития учащихся, предоставляя возможность каждому ребёнку осваивать мир сообразно его индивидуальной природе и потребности [4, 2011: 175 ]. Так, нами был проведён интегрированный урок русского языка и трудового обучения (технологии) в 5 классе якутской школы по теме «Имена существительные, употребляемые только во множественном числе».

        Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2 (с углублённым изучением отдельных предметов) Городского округа «город Якутск» является городским ресурсным центром Всероссийской программы «Лифт в будущее», развиваемой Благотворительным Фондом АФК «Система» (г. Москва). Директором школы является Семенов Алексей Климентьевич, Почётный работник общего образования РФ. Школа придаёт большое значение необходимости повышения качества образования путём внедрения новых информационных технологий (НИТ), воспитанию информационной культуры учащихся для подготовки к жизни в информационном обществе, где главным фактором общественного развития является производство и использование знаний, научно- технической и другой информации. Методическое объединение учителей русского языка и литературы МОБУ НПСОШ №2 активно сотрудничает с библиотеками, музеями, театрами города Якутска, а также высшими учебными заведениями города и республики. На базе школы работает театральная студия «Вдохновение» под руководством Маргариты Егоровны Денисовой, Заслуженного учителя Республики Саха (Якутия), кандидата педагогических наук. В учебное и внеучебное время систематически и планомерно проводятся занятия-экскурсии, занятия-конкурсы, занятия — творческие мастерские. В 2015 году в рамках Года литературы весь коллектив второй школы принял участие в реализации проекта «Школа читает М.Ю. Лермонтова». А в этом году образовательное учреждение  организовало онлайн-чтение и трансляцию романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В данном мероприятии приняли активное участие и наши уважаемые родители. Таким образом, интеграция русского языка, литературы, иностранного языка, родного якутского языка, физики, математики, истории, музыки, танца и театрализации способствовала не только практическому применению знаний по русскому языку, но и освоению нового, неизведанного и прекрасного. Часто формы интегрированных занятий (беседа, лекция, конференция, конкурс и др.) логично дополняют друг друга. Во второй школе имеется хорошо оснащённая библиотека с читальным залом. Заведующей является Лазарева Лидия Ивановна. Так,  литературные, краеведческие конкурсы, игры, беседы, встречи с писателями, поэтами, артистами, учёными, известными людьми города, республики, организованные на базе школьной библиотеки , приобрели форму продуктивного сотрудничества и с разными библиотеками. Примечательно, что в интеллектуальных литературных состязаниях принимают участие одновременно как читатели библиотеки, так и обучающиеся начальной, основной и средней школы.

       Многолетняя практика позволила по-новому осмыслить алгоритм организации интегрированных занятий [1,2008:74]. К привычным организационным этапам: планирование, реализация задуманного, подведение итогов был добавлен ещё один – этап совместного анализа последствий, осуществлённого взаимодействия, в ходе которого, задумываются новые творческие планы, обусловленные успехом предшествующего взаимодействия. Речь идёт о целенаправленном планировании «радостных перспектив» нового периода жизни. Например, составление календарно-тематического, воспитательного плана педагогов на следующий учебный год с включением интегрированных уроков и занятий о своей «малой» родине.

      Когда учащимся предоставляется возможность заняться исследовательской деятельностью, они стараются её использовать. Ощущение собственного «Я» и выражение этого ощущения художественными средствами – это переход в иное психологическое состояние и осознание себя в новом качестве – исследователя, писателя, журналиста. Так появляются занятия – творческие мастерские , основанные на интеграции взаимосвязанных предметных областей: истории, литературы, лингвистики, журналистики, физики, математики, технологии, психологии и др. Результатом творческой атмосферы, царящей на занятиях , явились проекты обучающихся исследовательского характера, например: «Роль усовершенствования ночезрительной трубы М.В. Ломоносова» (Устинов Геннадий, 8 класс), «Физические явления в творчестве М.Ю. Лермонтова» (Андросов Антон, 9 класс), «Изучение географии своей местности» (Сметанин Айсен, 8 класс), «Антитеза как стилевое средство языковой выразительности в произведениях М.Ю. Лермонтова» (Бурцева Мария, 10 класс)  и др.

      Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся [3,2007: 87]. В процессе интеграции предметных областей «открывается» новое знание, постигая и преобразуя которое, ребёнок формирует индивидуальную картину мира. Создание у школьника целостного представления об окружающем мире рассматривается как цель обучения. Интеграция как цель должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Мы считаем, что реализация этой цели должна начаться уже в начальной школе. Интеграция также – средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь она призвана дополнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие связи между ними. Она направлена на развитие эрудиции обучающихся, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

      В качестве методов, используемых на интегрированных уроках и осуществляющих интегральный подход, выступают эвристические беседы, экскурсии, творческие работы по развитию речи, словесное рисование, выразительное чтение художественных текстов, написание диктантов, изложений, сочинений на лингвистическую тему и т.д. [5, 2011: 96]. В современных условиях интеграция приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Интеграция необходима современной системе образования. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

       Таким образом, интегративный подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, дает комплексное видение любых проблем, ситуаций, явлений, изучаемых в разных предметах, восполняет целостность восприятия мира, совершенствует эстетическое и нравственное воспитание учащихся. Интеграция оживляет образовательный процесс, устраняет дублирование в изучении материала, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее и создаёт благоприятные условия для обучения. Кроме того, она способствует повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Литература

1. Можейкина Л.Б. Компетентностная интеграция в процессе обучения русскому языку // Интеграция образования. – 2008. – № 4. – С. 74-77.

 2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. – Волгоград: Учитель, 2008. – 180 с.

3. Основина В. Интеграция в профильном обучении // Народное образование. – 2007. – №1. – С.87-89.

4. Сафонова В.П., Мамо И.Г. Современный урок иностранного языка: рекомендации, разработки уроков. – Волгоград: Учитель, 2011.– 195 с.

5. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Сборник описаний работ. – М.: ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2011. – 127  с.

Бурцева Анна Дмитриевна – учитель русского языка и литературы высшей категории муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2 (с углублённым изучением отдельных предметов)» Городского округа «Город Якутск», магистрант 2 курса филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>