М.М. Габышева

 ЭЛЕКТРОННЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ  «ОСНОВНОЙ ЯЗЫК»

 ELECTRONIC VISUAL LEARNING ON DISCIPLINE

«BASIC LANGUAGE»

М.М. Габышева

M.M. Gabysheva 

В ходе реформ российского образования происходит процесс информатизации (компьютеризации) гуманитарного образования. В статье описывается визуализация учебного материала по синтаксису русского языка на проекционном экране.

During the reform of Russian education is the process of informatization (computerization) of liberal education.  The paper describes the visualization of educational material on the syntax of the Russian language on the projection screen.

Ключевые слова: синтаксис, визуальные средства, слайд-фильм, презентация.

Key words: syntax, visual aids, slide-show presentation.

В ходе последних реформ в российском образовании происходит сосредоточение внимания на принципиально важном вопросе: визуализации учебного материала, компьютеризации учебного процесса в целом. От этого зависит качество преподавания того или иного предмета, качество усвоения темы студентами. Важно отметить, что сильно изменились  объем содержания и темпы обучения, причем в сторону углубления, расширения, ускорения. Все это влияет на выбор методов изложения темы, на способы передачи информации. И на первый план выдвигается необходимость разработки специальных компьютерных средств обучения, с помощью которых можно компактно, удобно вести и лекционные, и практические занятия. При этом следует учитывать  следующие основные условия:

  1. Уровень базовых знаний студентов.
  2. Уровень языковой культуры студентов.
  3. Пропедевтику основных положений новых для студентов разделов грамматики.
  4. Особенности восприятия студентами-гуманитариями графической, знаковой учебной информации.

Исходя из этих условий основными параметрами представления учебной теории являются:

  1. Распределение методов изложения содержания учебных знаний.
  2. Продуманное структурирование и визуально четко воспринимаемое оформление учебного материала.
  3. Дозировка передаваемой информации.
  4. Весь материал должен быть организован по принципу «от простого к сложному».
  5. Средства обучения должны зрительно помогать усвоению специальной терминологии, специфических формул, особенной символики.
  6. Должна быть включена система упражнений, когнитивных заданий-слайдов, продуманно дозированных и выстроенных таким образом, чтобы реанимировать или сформировать у студентов ключевые, ядерные понятия курса.

С учетом всего вышеизложенного нами были разработаны специальные  средства обучения по дисциплине «Основной язык» (раздел «Синтаксис») для студентов-бакалавров. К таким средствам причисляются визуальные дидактические материалы и компьютерные слайд-фильмы, предназначенные для демонстрации в аудитории.

Первые представляют собой дидактические разработки (бумажные), в которых собраны основные понятия, формулы-схемы, также объяснение основных элементов теории и практики на школьном уровне. При этом надо ограничиться теми школьными знаниями, которые необходимы в процессе изучения вузовской грамматики. Вузовская грамматика идет на основе школьной программы вширь и вглубь, с учетом последних научных исследований. Дидактические средства собраны в формате учебно-методического пособия, можно в формате А4 раздавать на занятиях.

Бумажные визуальные средства (таблицы, схемы, рисунки) послужили основой для создания программной коллекции слайд-фильмов для проекции на экране. Слайды в режиме SmartArt предназначены для совместного просмотра на занятиях (лекционных и практических), позволяют сосредоточить внимание студентов в одном направлении, помогают реконструировать знания и навыки, способствуют успешно усвоить, закрепить новый материал.

Далее рассмотрим некоторые из этих сконструированных слайдов. В начале каждой темы курса (или раздела) основное внимание уделяется на специальной терминологии, излагаются основные понятия курса. Все слайд-фильмы содержат в основном по 20-25 кадров (может быть меньше кадров – 10-15). На первом кадре каждой презентации представлен заголовок, по которому устанавливается, какие определения и понятия будут введены в ходе занятия.

Например, представленный на слайде заголовок Синтаксис соврменного русского языка предполагает следующую этапы проведения занятия:

  1. Определение синтаксиса как раздела грамматики русского языка.
  2. Цель курса.
  3. Задачи курса.
  4. Основные понятия курса.

Последующие кадры слайд-фильмов предполагают самостоятельное продвижение студентов (под наблюдением преподавателя или совместно с преподавателем) вперед, чтобы, например, сформулировать определение, правило и т.п. Это реализуется с помощью продуманного расположения учебной информации, также с помощью определенного цветового выделения. Например, при изучении темы «Придаточные расчлененного типа»  генеративные придаточные можно показать, выделить одним цветом – красным; временные – зеленым и т.п.

На отдельных слайдах можно дать закрепляющие задания разного уровня сложности для самостоятельного решения. Потом проверяются сразу в аудитории, исправляются ошибки. При этом эффективно сразу объяснить характер ошибок.

Апробация слайд-фильмов в группах студентов-бакалавров, для которых русский язык является вторым языком, показала, что подобные компьютерные визуальные средства обучения можно использовать:

  1. В различных режимах, т.е. как для проведения пропедевтических занятий, так и для занятий-повторений, для обобщающих занятий, для систематизации и реконструкции знаний.
  2. В разных режимах последовательности, т.е. некоторые слайд-кадры можно пропустить, к некоторым можно возвращаться.
  3. Для разной по уровню подготовки аудитории.

Таким образом, разработанный нами банк дидактических и компьютерных визуальных средств обучения (на примере изучения синтаксиса) помогает рационально использовать аудиторное время, планомерно осуществлять учебный процесс, способствует эффективному усвоению темы студентами разной знаниевой категории, развивает зрительное восприятие, что предполагает развитие навыков распознавания визуальных маркеров по преподаваемой дисциплине. Кроме того, создание таких визуальных средств обучения доступно любому преподавателю. Визуализация учебного материала облегчает процесс получения языковых знаний, облегчает работу с традиционным учебником. Можно студентам дать задание самим составить презентации по программе СРС, что важно для набора бонусных баллов по БРС.

 Габышева Мария Михайловна – старший преподаватель кафедры русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>