М.Я. Мишлимович, Д.А. Григорьева

Мотивный анализ на уроках внеклассного чтения (Ч.Т. Айтматов. «Пегий пес, бегущий краем моря»)

Motivic analysis on extracurricular reading lesson (CH.T. Aitmatov. «Spotted Dog Running at the Edge of the Sea»)

М.Я. Мишлимович, Д.А. Григорьева

M. Ya. Mishlimovich, D.A. Grigorieva

В статье рассматриваются возможности обращения к мотивному анализу уже в средних классах, фрагментарно в содержании урока внеклассного чтения использован региональный компонент.

The article discusses the possibility of applying to the motivic analysis in middle school, in the content of y home reading lesson fragmentary used a regional component.

Ключевые слова: мотивный анализ, нравственное воспитание, урок внеклассного чтения.

Keywords: motivic analysis, moral education, extracurricular reading lesson.

Современная система литературного образования кардинально меняет его компоненты, проектирует и внедряет новые приемы и пути анализа, педагогические технологии, адекватные задачам литературного развития школьника. В связи с этим изменяются требования к работе учителя-словесника – «от умения транслировать и формировать программный объем знаний к умениям решать творческие задачи, развивать способности к самореализации – возрастает необходимость овладения учителем современными образовательными технологиями» [4, 2012: 139]. Поэтому проблема интегрирования новых технологий постижения текста стоит особенно остро.

Школьное филологическое образование ставит перед учителями сложные задачи – весь методический арсенал должен быть направлен на воспитание читателя, способного понимать, интерпретировать и осмысливать произведение, на нравственное развитие личности школьника. Все эти и другие требования обозначены в ФГОС в качестве планируемых результатов УУД:

1. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

2. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. [5, 2011: 36].

          На наш взгляд, формирование компетентного читателя, способного понимать, воспринимать и интерпретировать текст художественной литературы будет успешным при применении относительно нового для школы мотивного анализа. Б.М. Гаспаров является основателем школы мотивного анализа. Согласно его концепции, мотив – семантическая единица текста, повторяющаяся, и обладающая изоморфностью, то есть способностью разворачиваться и внутренне преображаться. Мотив играет структурную роль, он скрепляет текст, организует его как систему, как единое целое. Но функция мотива может быть и диахронической, то есть соединять более далекие, уже ушедшие пласты культуры. [2, 1994: 36]

Мотивный анализ в школе позволяет находить в тексте мифологемы, ключевые понятия и символы, складывающиеся в мотивы. При этом под мифологемой понимается часть или мотив мифа, использованные в произведении, а ключевыми понятиями будут являться наиболее важные, многозначные и часто повторяющиеся понятия, определяемые нередко как концепты. [2, 1994: 45]. Мотивный анализ тесно связан с проблемным. Его глубина и объём зависят от читательского опыта и способности школьника интерпретировать текст.

Проследим применение мотивного анализа в 7-ом классе на уроке внеклассного чтения. Выбор произведения Ч.Т. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» неслучаен:

  • в повести присутствует целый пласт мифологических мотивов для изучения (человек и природа, человек и судьба, прощание с детством, преемственность поколений);
  • юный возраст главного героя, близкий ученикам 7-го класса, вызывает повышенный интерес у них;
  • этот текст предоставляет учителю значительные возможности для введения материалов регионального компонента (спектакль А.С. Борисова «Желанный голубой берег мой»)

Кроме того, творчество Чингиза Айтматова, на наш взгляд, будет очень интересным и полезным для учащихся среднего звена, потому что «Чингиз Айтматов – и художник с большой силой воображения, и писатель-мыслитель. А ему есть что обдумывать: и опыты своей трудной жизни; и судьбы своего киргизского народа, прошедшего в XX веке путь от патриархального кочевнического быта к городской цивилизации; перелом понятий, ценностей и ориентиров происходящий в душах людей; и такие проблемы развития человечества как глобализация, экология, приобретения и потери прогресса…» [3, 2005: 5].

К уроку ученики выполнили следующие опережающие домашние задания:

Фронтальное:

  • прочитать повесть Ч.Т. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря»,
  • выделить знакомые мотивы в тексте

Групповые:

  • характеристика Органа
  • характеристика Мылгуна
  • характеристика Эмрайина

Индивидуальные д/з: подготовить краткие сообщения на темы:

  • «Традиции и обряды в охоте у якутов»
  • «Миф о рыбе-женщине в повести»
  • «Миф об Утке-Лувр»

          Урок начался с прослушивания увертюры к спектаклю «Желанный голубой берег мой», что настроило учащихся на особый лад. Тема урока сформулирована  так: «Кириск. Туда и обратно» по аналогии с произведением Толкина «Хоббит. Туда и обратно», поэтому, школьники сразу поняли, что на уроке будет говориться о большом пути Кириска.

Далее вспомнили всех главных героев повести и основные сюжетные линии, затем термины «мотив» и «лейтмотив», в качестве примера привели очень известный мотив мудрого старого волшебника-наставника. Ученики охотно привели следующие прозведения: Мерлин – наставник короля Артура, Гендальф из «Властелина колец», Дамблдор из «Гарри Поттера».

          В повести Ч.Т. Айтматова выделили четыре мотива: фольклорный, преемственности поколений, человека и стихии, судьбы. Анализ фольклорного мотива оказался сложным: учащиеся вспомнили миф об Утке-Лувре, размышляли о том, почему автор уделил много внимания мифам, обычаям и традициям. Отметили, что народные мифы, предания имеют огромное значение для человека. Фольклор несет в себе простые истины, особенности характера, мировоззрения народа, таким образом, автор дал нам возможность лучше узнать, понять характер нивхов. Но, школьникам не удалось проследить такой мотив в других произведениях. С трудом, с помощью наводящих вопросов, мы подвели их к якутскому фольклору и провели аналогию в традициях, мифах якутов.

          Мотив преемственности поколений учащиеся выделили легко. Желающие рассказали об охотничьих традициях, обрядах и суевериях в их семье. Например, они посчитали то, как мама Кириска готовит сына на охоту похожим на их домашние сборы: суеверные старики не называют по имени охотников, чтобы запутать злых духов. Старшие до сих пор учат современных детей традиционному кормлению огня, запрещают говорить громко в лесу, хвастаться добычей. Школьники пришли к выводу, что для автора в отношениях отцов и детей самыми главными оказались следующие понятия:

 – уважительное отношение к старшим;

– доверие молодым;

– передача опыта, профессиональных навыков молодым;

– верность и соблюдение традиций и обычаев;

– самопожертвование старших во имя будущего молодых, продолжения рода и жизни.

          В качестве примера наличия этого мотива школьники назвали такие произведения, как «Маугли» Д.Р. Киплинга, множество народных сказок и даже фильмы (Р. Земекис «Изгой» 2000 г.)

          Роковую роль стихии в жизни человека ученики также проследили легко. В повести А.С. Пушкина «Метель» и романе Д. Дефо «Робинзон Крузо», отметили, что самым страшным препятствием для нашего героя является именно стихия. Стихия — непредсказуема, непреодолима, может закружить в вихре событий, перепутать, перемешать и разбросать человеческие судьбы. Против стихии у Кириска есть только одно оружие – опыт, который он приобрел у старших за это путешествие.  

          Анализ мотива судьбы вызвал у учащихся самый большой интерес. После выразительного чтения фрагмента финала на фоне музыки из спектакля — прозвучал финальный вопрос: «Отблагодарит ли судьба Кириска за все его пройденные испытания?». Ученики ответили: «…судьба привела лодку Кириска к берегу Пегого Пса. Таким образом, за все препятствия, которые он преодолел, она сделала ему самый большой подарок – жизнь; что Кириск благодарен своим родным за тот опыт, который они ему дали. Несмотря на то, что они попрощались со своей жизнью ради мальчика, их подвиг продолжал вдохновлять его. Кириску казалось, что Орган, Эмрайин и Мылгун в виде ветра, звезды и волн до сих пор помогают ему жить».

На обобщающий вопрос: «когда дети  обретают зрелость и становятся настоящим человеком?» — были получены следующие ответы: «когда вбирают в себя опыт отцов», «когда они преисполняются благодарностью к подвигу самопожертвования взрослых», «когда принимают на себя долг перед всеми, кто был до них», «когда чувствуют свою обязанность сохранять, обогащать и передавать дальше то, что им оставило старшее поколение».

Вот эта вечная преемственность поколений, скрепленных духовным родством, благодарной памятью, мужественной готовностью к самопожертвованию ради тех, кто будет жить на земле, и есть та сила, которая делает человека человеком. Чингиз Айтматов в своей повести использовал множество фольклорных мотивов, известных и понятных каждому читателю.

В заключение урока внеклассного чтения традиционно прослушали рекомендацию повести Ч.Т. Айтматова «Ранние Журавли», в котором значительное место занимают мотивы преемственности поколений, человека и стихии, судьбы, фольклор.

          В целом, цели и задачи урока мы считаем выполненными. Ответы на вопросы, поставленные в начале урока, были так или иначе найдены. Мотивный анализ оказался понятен школьникам, следовательно, мотивный анализ на уроке внеклассного имеет значительный потенциал для воспитания разносторонне развитой личности, что помогает в  решении одной из задач, стоящих перед современным учителем.

 

Литература

1. Айтматов Ч.Т. Собрание сочинений: в 3-х т. – Т. 2. Повести. Роман. – М.: Мол. Гвардия, 1983. – 115-195 с.

2. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: очерки по русской литературе XX века. М.: Наука; Восточная литература, 
1994. 304 с.

3. Гачев, Г. Предисловие / Г. Гачев // Айтматов, Ч. Пегий пес, бегущий краем моря: повести / Ч. Айтматов. СПб., 2005. — С. 5-22.

4. Колова С.Д., Мардаева Т. В. Школьный анализ литературного произведения: интеграция традиционных и инновационных технологий // Вестник ВУиТ. 2012. №3 С.139-148.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М.: Просвещение, 2011. 33 с.

Мишлимович Мира Яковлевна – кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск.

Григорьева Дайыына Афанасьевна – студентка IV курса ФЛФ СВФУ им. Амосова, г. Якутск. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>