Т.М. Никаева, О. Б. Яковлева

 «РАБОТА», «ТРУД» И «ОТДЫХ» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 

«WORK», « LABOUR » AND «REST» IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF MODERN YOUTH

Т.М. Никаева, О. Б. Яковлева

T.M. Nikaeva, О. В. Yakovlevа

В статье анализируются результаты экспериментального исследования концептов «работа», «труд» и «отдых». С помощью свободного ассоциативного эксперимента выявляется содержание данных концептов в языковом сознании современных студентов. Делается сопоставление полученных ассоциативных значений с определениями, зафиксированными в толковом словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. Выявляется общее и различное в ассоциативных значениях слов «труд» и «работа».

The article analyzes the results of experimental research of the concepts «work», «labour» and «rest». With the help of the free associative experiment reveals the content of these concepts in the linguistic consciousness of modern students.  It is an associative comparison of the received values with the definitions fixed in the dictionary by S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. Reveale similar and different in the associative values of the words «labour» and «work».

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, языковое сознание, работа, труд, отдых, ценности, культура.

Key words: associative experiment, linguistic consciousness, work, rest, values, culture.

В последние годы базовые ценности человека все чаще становятся предметом лингвистических, лингвокультурологических, психолингвистических исследований. Т.А. Светоносова утверждает, что ценности традиционно рассматривались в философии, социологии, культурологии и других науках, но в конце прошлого века лингвистами было заявлено, что ценности «имеют свойство объективироваться в языке» [1, 4], а стало быть есть необходимость в исследовании их вербальных воплощений. Темы, связанные с выявлением содержания ценностей, ценностных ориентаций в языковом сознании членов социума стали интенсивно разрабатываться и в трудах психолингвистов: Е.Ф. Тарасова, Н.В. Уфимцевой, Е.С. Ощепковой, А.А. Нистратова, Е.В. Харченко, Н.В. Дмитрюк и др.

Социально-экономические изменения в жизни россиян, утрата прежних «незыблемых» (в советское время) ценностей, привели к изменениям аксиологических ориентиров современного общества. А в сознании молодого поколения, которое в ближайшем будущем станет активным ядром — «строителем нашего государства», ценности формируются под воздействием совершенно иных факторов, в том числе под влиянием западной массовой культуры, где нередко подчеркивается значение материального благополучия и обогащения, и потребительские ориентации становятся приоритетными.

В связи с этим определение содержания базовых ценностей работа, труд и отдых в языковом сознании современной молодежи представляется весьма актуальной и перспективной темой для исследования.

Наиболее эффективным способом «овнешнения» образов языкового сознания принято считать ассоциативный эксперимент.

Ассоциация – (от лат. association «соединение») в психологии, связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и. т. п.) [2]

Ассоциативные реакции, как считает Н.В. Уфимцева, отражают весь предыдущий речевой и неречевой опыт личности, а также демонстрируют структуру, объективно присущую языковой картине мира наивного (профанного) носителя языка [3, 49-50].

С помощью свободного ассоциативного эксперимента (САЭ) в данном исследовании предпринимается попытка выявить общее и различное в ассоциативных значениях слов «труд», и «работа», зафиксированных в языковом сознании современной молодежи.

Респонденты и процедура эксперимента

В САЭ приняли участие 100 студентов Северо-Восточного федерального университета в возрасте от 18-25 лет, а также выпускники школ города Якутска, обучающиеся за пределами Республики Саха (Якутия). Эксперимент проводился в очной форме, а также дистанционно через сеть интернет. Всем испытуемым предоставлялась подробная инструкция. Фиксировался первый ответ на предложенный стимул.

Анализ результатов эксперимента

Полученные реакции на стимулы труд, работа и отдых были подвергнуты качественному и количественному (статистическому) анализу, и сформированы ассоциативные поля. Определялись частотные и единичные ответы.

Труд: Работа:
работа 20; май 13; деньги 5; действие, зарплата, крут, перетрут, усердие, учеба, усталость, тяжелый 2; боль, время, важен, гедонизм, голубь, достижение, еда, заработок, интересный, качество, логика, материал, один, оплата, оправдывается, плоды, правильно, рабство, рабы, развитие, рука, руки, ручкой, саморазвитие, самостоятельная, серп, собака, спина, строительство, тяжело, тяжесть, тяжкий, терпение, творит, упорный, удовольствие, физический, шахта 1. 100+49+0+38

 

труд 19; деньги 14; зарплата7; боль, рутина 3; забота, любимая, не волк 2; анализ, бумага, время, волк, дело, долг, достаток, жизнь, заработок, инструмент, интересная, исполнительность, каторга, карьера, лень, легкая, МЧС, на пределе, необходимость, обязанность, ох, понедельник, престиж, призвание, прогресс, пытка, пляски, работа, сила, совесть, стул, трудолюбие, тюрьма, тяжелая, тяжесть, усердная, успех, усталость, учеба, цель, юрист 1. 100+50+0+41

 

Отдых:
море 6; пляж, природа 5; расслабление, сон 4; каникулы, отпуск, пикник, шашлык 3; путешествие, воздух, дом, кровать, на море, остров, поход, радость, релакс, семья, спокойствие, счастье 2; безучастность, бухло, вечер, выходные, душа, лето, летом, любовь, Мальдивы, мечта, миролюбие, палатка, песок, поездка, покой, полный, привилегия, прогулка, рай, работа, редкий, редкость, релаксация, с семьей, семейный, сериалы, суббота, солнце, тишина, удача, усталость, что, шашлыки 1. 100+55+0+35

Определяя сходства и различия в значении слов «труд» и «работа», мы сравнили статьи, представленные в Толковом словаре С. И. Ожегова с данными ассоциативного эксперимента, а также выяснили коннотативное значение рассматриваемых понятий. Выявили знания, которые стоят за словом в сознании наивного (профанного) носителя языка.

В Толковом словаре Ожегова С.И.:

ТРУД, -а, м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. 2. Работа, занятие. 3. Усилие, направленное к достижению чего-н. 4. Результат деятельности, работы, произведение. 5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания [4].

РАБОТА, -ы, ж. 1. Процесс превращения одного вида энергии в другой(спец.); вообще нахождение в действии. 2. Занятие, труд, деятельность. 3. Служба, занятие как источник заработка. 4. лот. Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н. 5. Продукт труда, готовое изделие. 6. Материал, подлежащий обработке, находящийся в процессе изготовления. 7. Качество, способ исполнения [4].

Таким образом, «труд» и «работа» у С.И. Ожегова имеют схожие определения, но работа, в отличие от труда, представляется как деятельность, которая является источником заработка.

Ассоциативный эксперимент показал, что оба понятия в сознании молодых людей связаны с источником дохода: об этом говорят частотные реакции деньги, зарплата, заработок, достаток.

В данном ассоциативном опросе на слово-стимул труд самым частотным стал ответ работа (20) и аналогично со стимулом работа, на который большинство респондентов отвечали — труд (19). Это подтверждает синонимичность рассматриваемых понятий.

Отличия в ассоциативных полях (АП) синонимичных понятий все же можно обнаружить.

На стимул труд второй по частотности стала реакция — «май», несмотря на то, что эксперимент проводился в феврале 2016 года. Этот ответ — отсылка к советскому лозунгу «Мир! Труд! Май!», демонстрирующая влияние традиций первомайского праздника труда. Подобной отсылкой можно считать и такие единичные слова-реакции как голубь и серп.

Соотношение положительных и отрицательных реакций в составе ассоциативных полей показывает, что труд, в отличие от работы, воспринимается более позитивно: усердие, важен, достижение, еда, заработок, интересный, качество, логика, гедонизм, оплата, оправдывается, плоды, правильно, развитие, саморазвитие, самостоятельная, творит, упорный, удовольствие, физический. Отрицательных реакций меньше, чем положительных, но они есть и имеют оценочный характер: тяжелый, тяжело, тяжесть, тяжкий и также однокоренные слова рабство, рабы.

Так же на стимул труд чаще респондентами давались реакции (рука, рукой, ручки, материал, строительство, серп, спина, физический), указывающие на то, что в сознании молодежи он ассоциируется с физическими, а не умственными действиями. Кроме того, среди частотных ответов можно обнаружить реакцию перетрут 2, можно предположить, что это отсылка к пословице «терпение и труд — все перетрут!», которая употребляется в значении «терпение и настойчивость в работе победят все препятствия».

В исследовании были выявлены схожие реакции, которые находятся в АП слов труд и работа: работа, деньги, зарплата, учеба, усталость, боль, время, заработок, тяжесть. Наличие повторяющихся ответов говорит о значительном сходстве рассматриваемых понятий в сознании наших респондентов.

Для анализа экспериментальных данных в нашей работе был применен семантический гештальт Ю.Н. Караулова.

Приведем в АП работа примеры некоторых приоритетных семантических зон, которые были выделены нами и оказались наиболее заполненными. Например, это зоны реалий и эмоций.

В зону реалии были включены слова: работа, деньги, зарплата, учеба, время, заработок, а к эмоциям были отнесены: усталость, боль, тяжесть.

Образ работы предстает в сознании современной молодежи чаще всего как средство получения доходов, о чем говорят частотные ответы такие как деньги 14; зарплата7, достаток, заработок. Количество отрицательных реакций на слово-стимул работа превышает положительные. И в отличие от труда, работа испытуемым не доставляет удовольствия, а предстает как боль, рутина 3, забота, каторга, необходимость, обязанность, пытка, тюрьма, тяжесть, усталость, лень. И указывается, что она тяжелая, на пределе. Реже встречается позитивная оценка работы: любимая, интересная, легкая, усердная.

Так же одним из частотных ответов на стимул работа является реакция не волк 2, которая можно считать отсылкой к русской народной пословице «работа не волк — в лес не убежит». Данную пословицу нередко воспринимается в значении «необязательности срочного выполнения какой-либо работы; приглашение не спешить, подождать, задержаться» или как «проявление лени, безответственного отношения к работе». В ответах респондентов на стимул работа можно обнаружить и междометие «Ох». Оно произносится тогда, когда человек чувствует себя бессильным перед лицом какой-либо ситуации и поэтому испытывает отрицательные эмоции.

Итак, реакции на слова-стимулы труд и работа у современной молодежи неоднозначны и ассоциативное значение не полностью совпадают с толкованиями академических изданий (С.И. Ожегова, например). В сознании респондентов труд и работа — синонимичны, но все-таки имеют отличия в коннотативных значениях. Работа, например, чаще чем труд, характеризовалась отрицательно. Работа: боль, рутина 3; забота, не волк 2; каторга, лень, на пределе, ох, пытка, тюрьма, тяжелая, тяжесть, усталость. Труд 11: усталость, тяжелый 2; боль, рабство, рабы, собака, тяжело, тяжесть, тяжкий.

Если сравнить результаты, полученные в нашем эксперименте, с данными словарной статьи Русского ассоциативного словаря (далее РАС) под ред. ЮН. Караулова, Г.А. Черкасовой, то можно обнаружить значительные отличия в частотной части АП слова «работа».

В РАС работа – трудная 50, не волк, тяжелая 33, интересная, любимая 24, забота 22; труд 20; отдых 16; учеба 11; хорошая 10; волк, дело, легкая 9; дом, кипит, лень, нравится, сложная, усталость 7; есть, работа, школа 6; по душе, спорится 5; деньги, домашняя….4 и др. [ 5, 536].

Перейдем к анализу реакций, полученных в свободном ассоциативном эксперименте, на стимул отдых.

Толкование слова отдых в словаре С.И. Ожегова следующее:

ОТДЫХ, -а, м. Проведение некоторого времени без обычных занятий, работы для восстановления сил. Нужен о. кому-н. На отдыхе кто-н. (в отпуске). На заслуженном отдыхе кто-н, (на пенсии). Дом отдыха (стационарное учреждение для восстановления сил, укрепления здоровья). * Ни отдыху, ни сроку не давать кому (разг.) — не давать ни минуты отдыха, передышки [4].

В ассоциативном эксперименте на стимул отдых респонденты давали только положительные реакции. В основном в сознании современной молодежи отдых ассоциируется с активной деятельностью, и чаще всего с путешествием, поездкой куда-то: с морем 6, пляжем, природой 5, пикником, шашлыком 3, островом, походом 2, солнцем, об этом говорят и единичные ответы: лето, палатка, песок, поездка, прогулка, путешествие, путешествия, Мальдивы.

Одну из семантических зон слова отдых можно связать со значением «восстановление сил»: расслабление, сон 4, релакс, спокойствие 2, душа, покой, полный, рай, релаксация, тишина.

Отдых, по мнению испытуемых — это счастье, любовь, рай и удача, а, кроме того, большая редкость.

Анализ ответов по методике семантического гештальта Ю.Н. Караулова показал, что «реалии (место)» являются наиболее актуальной зоной в ассоциативном поле отдых, в нее можно включить такие реакции: море 6, пляж, природа 5, каникулы, дом, остров 2, Мальдивы, рай и др. Семантическая зона «время»: вечер, выходные, лето, летом, суббота 1.

Итак, представления о труде, работе и отдыхе можно считать индикаторами социальных, экономических изменений в обществе. Экспериментальные исследования языкового сознания современной молодежи показывают изменения в содержании, присвоенных ими базовых ценностей. В образах работы и труда, сформированных в языковом сознании современной молодежи преобладают прагматические характеристики, демонстрирующие потребительское отношение, так как работа представляет собой прежде всего источник дохода и характеризуется отрицательно. Отдых оценивается всегда положительно и у молодых людей ассоциируется с активной деятельностью.

Литература

1.Светоносова Т.А. Сопоставительное исследование ценностей в российском и американском политическом дискурсе: дис. канд. филол. наук : 10.02.20 Текст. / Т.А. Светоносова.

2.Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

3.Уфимцева Н. В. Идеи Ф. де Соссюра в психолингвистическом прочтении //

Вопросы психолингвистики. — М., 2013. — № 1 (17). — С. 44-51.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый словарь. — М.: Изд-во Азъ, 1992.

5. Русский Ассоциативный словарь. Книга 1. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть I / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. – М.: «Помовский и партнеры», 1994. – 224 с.

 

Никаева Татьяна Михайловна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Яковлева Оксана Борисовна — студентка 3 курса русского отделения, профиль «отечественная филология» филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>