Л.И. Румянцева, В.Е. Овчинникова

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ Б.Л. ПАСТЕРНАКА

И ЯКУТСКОГО ПОЭТА СОФРОНА ОСИПОВА

NATURAL PHILOSOPHY IN THE LYRICS B.L. PASTERNAK

AND YAKUT POET SOFRON OSIPOV

Л.И. Румянцева, В.Е. Овчинникова

L.I. Rumyantseva, V.E. Ovchinnikova

В данной статье исследуются и рассматриваются такие понятия как философия природы, натурфилософия и антропоморфизм в философской лирике Б.Л. Пастернака и якутского поэта Софрона Осипова.

This article examines and discusses such concepts as natural philosophy, natural philosophy and philosophical lyrics anthropomorphism in BL Pasternak and Yakut poet Sofron Osipov.

Ключевые слова: природа, человек, философия, антропоморфизм, натурфилософия, философская лирика.

Keywords: nature, people, philosophy, anthropomorphism, natural philosophy, philosophical lyrics.

Искусство, как высшая сфера духовной деятельности человечества, представляет собой слияние науки, религии и философии. Исходные понятия, или фундамент, на котором возведена философия творчества Бориса Леонидовича Пастернака – это сила и символ. Природа – основной источник вдохновения, неизменный спутник всего творческого пути поэта.

О философской лирике Р.С. Спивак пишет: «За структурообразующий критерий философской лирики мы считаем целесообразным принять предмет художественного изображения, в качестве которого выступают родовые, сущностные особенности сознания человека»[7,1985:139]. Мы же рассмотрим художественное познание Б.Л. Пастернака в фокусе художественного изображения природы, и ее взаимоотношения с человеком.

Отношение Пастернака к природе и религии, к миру сформировалось во многом под влиянием Гете и Толстого. Б.Л. Пастернак одновременно поэт и философ, также одновременно – христианин и язычник. В поэзии Пастернака доминирует языческая составляющая, в прозе – христианская. Философию творчества Пастернака в целом можно определить, как христианский пантеизм. Ф. Степун отмечал, что Б.Л. Пастернак, даруя всем явлениям жизни и мира черты человека, созданного по образу и подобию Божьему, обожествляет все в природе и в жизни[8,200:79]. Пантеистическая поэзия и проза обречены на слияние двух рядов значений-символов – мира земного, материального и мира мистически-идеального. Ю.М. Брюханова, утверждая, что поэтическая философия Пастернака – это самобытная творческая версия философии жизни, дает развернутую характеристику этого направления философской мысли. Отмечает, что на формирование философии жизни наибольшее влияние оказали: натурфилософские воззрения И.В. Гете, немецкий романтизм, иррационалистическая философия А. Шопенгауэра и немецкая классическая философия (особенно Г. Гегель с его диалектикой абсолютной идеи и натурфилософия Ф. Шеллинга). Исследовательница творчества Б. Пастернака характеризует его как продолжателя философии жизни, указывает, что писатель эстетически преобразовал ее онтологические, аксиологические и гносеологические категории, выработал собственную мировоззренческую концепцию, которая нашла свое последовательное воплощение в его творчестве.[1,2009:198]

В 1980-е годы наряду с исследованиями, посвященными чувству природы, в науке актуализируется натурфилософское направление. Одним из первых к нему обратился Г.В. Филиппов, который выделил три аспекта в его реализации: «самый очевидный — тематический — предполагает коллизии «человек и мироздание», «человек и природа», «человек и цивилизация». Проблемно-философский включает вопросы стихийного и сознательного, материального и духовного, временного и пространственного и неотделим от собственно эстетического, который воплощается в системе поэтики».[9,1984:205]

В данном исследовании мы рассмотрим натурфилософию философской лирики Б.Л. Пастернака и С. Осипова, как наиболее схожего по манере и стилю изложения среди якутских поэтов, в аспекте «человек и природа».

Б.Л. Пастернака можно в полной мере назвать писателем-эстетом, тонко и глубоко чувствующим прекрасное. Он всегда являлся ценителем вечной красоты природы, что, безусловно, отразилось в его творчестве. Поэт наделяет природу философским смыслом, через описание тех или иных явлений он передает внутреннее состояние лирического героя.

В стихотворениях Бориса Пастернака человек сливается с природой, а неодушевленное с одушевленным, теряются границы мира. Мало у кого из писателей природа одушевляется так, как у Пастернака – очеловечиваются признаки и повадки, что, свидетельствует о любви к природе, как к человеку, к самому подобному. Мир и природа живут и мыслят по законам поэзии. Только у Пастернака «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод» или «предгрозье играет бровями кустарника».[5,1989:61] Выразить взаимосвязь природы с человеком, поэту помогает прием познания человеком окружающего мира – художественно-эстетический антропоморфизм.

Антропоморфизм представляет собой наделение человеческими качествами, уподобление человеку любых предметов и явлений. В соответствии с принципом антропоморфизма неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами — физическими и психическими.

Поэт наделяет природу философским смыслом. У него нет разделения природы на живую и неживую, весь мир обладает свойствами, равноправными человеку. Поэтому мир перестает быть объектом пассивного описания, вступает в определенную взаимосвязь с человеком.

У Б. Пастернака природа обладает способностью говорить, понимать и слышать, таким образом она принимает антропоморфные черты, например:

«Ландыши»

С утра жара. Но отведи

Кусты, и грузный полдень разом

Всей массой хряснет позади,

Обламываясь под алмазом.

Он рухнет в ребрах и лучах,

В разгранке зайчиков дрожащих,

Как наземь с потного плеча

Опущенный стекольный ящик…[5,1989:54]

В этом стихотворении природа настолько активна, что она уподобляется и воспринимается как человек. Здесь белизна укрывается ночью, а «жары нещадная резня сюда не сунется с опушки».[5,1989:55]

С точки зрения общего объекта и предмета художественного изображения природы, как одного из составных элементов философской лирики, определенного подхода к раскрытию темы, взаимосвязи человека и природы, творчество писателя можно сравнить с якутским поэтом, почитателем красоты родной природы, Софроном Осиповым. Философской лирике обоих поэтов присуща общая художественная структура, своеобразие которой, определяется предметом художественного изображения, в данном случае – человека и природы.

Софрон Софронович Осипов (25.01.1959) – русскоязычный поэт Якутии. Поэзия С. Осипова формально тяготеет к модернистской школе с ее ритмической раскованностью, иногда парадоксальностью мысли. Вместе с тем ей присуща внутренняя экспрессия, она образна и метафорична. Она «шокирует читателей, нарушая общепринятые моральные нормы».[2,2013:78] В стихах С. Осипова нет недомолвок, недоговоренности, ко всему – личное отношение, во всем – предельная искренность чувств.

В натурфилософских исследованиях особое внимание уделяется мифу, который не только свидетельствует о своеобразии народной этики, о характере национального мирочувствования, но и насыщает художественный образ символикой, обуславливает богатый подтекст, а также выполняет и структурообразующую функцию. С. Осипов так же обращается к представлениям о жизни и природе богатого якутского национального фольклора, что, безусловно, сказывается на всем творчестве поэта.

У любого якутского писателя природа занимает особое главенствующее место как в жизни в целом, так и в творчестве. Эта национальная особенность и видение мира влияют на творчество и придают особый колорит, что в совокупности создает особый национальный стиль повествования. Поэт рассматривает и изображает природу через призму национального своеобразия

Философские размышления о неумолимом беге времени, назначении человека, ощущение себя неотделимой частью природы, как предмета художественного изображения, выявляются чаще всего через пейзажные зарисовки:

В обращении «Василию Ефимову» поэт пишет:

Каждый день мы живём и растём, умирая.

Постелите нам тундру – и этого мало.

Мы тайгою накроемся, как одеялом.

Чтобы с Родиной слиться от края до края.

Знаешь, завтра проснусь, шевельнуться боясь,

чтоб спросонья с себя не стряхнуть ненароком

материнский улус и отцовский алас

и не сдуть волосинки со спящей под боком.[3,2008:34]

Приоритеты автора очевидны: чувствуется трепетное отношение к природе, протест потребительскому отношению — единение с ней не должно принести вреда. Здесь картина природы становится средством раскрытия душевного состояния автора, заключает в себе аналогию с внутренним миром человека.

В стихотворениях С. Осипова природа и ее явления наделены особым философским смыслом, а так же изображены с помощью приема художественно-эстетического антропоморфизма, как и у Б. Пастернака:

Как мать-земля сыра!

И с ночи до утра

В твой рост встаёт трава –

Не выйти со двора…

…Не косишь – валишь лес,

А вытрешь пот со лба –

Трава уж до небес.

Такая вот косьба.[4,1996:43]

Поэт сравнивает жизнь с косьбой, простым, бытовым для якутского народа, занятием. Здесь трава как символ испытаний и запутанности. Лирический герой должен скосить траву, а значит преодолевать трудности, встречающимися на жизненном пути, и порой растущими так же быстро, как трава.

Сопоставление двух рассматриваемых выше писателей и их творчества позволяет говорить о том, что в определении философской лирики предмет художественного изображения и отношение к нему имеет гораздо большее значение, чем просто общая тема. Таким образом, наблюдается ярко выраженный аспект, он же и предмет художественного изображения, «человек и природа» поэтической натурфилософии в философской лирике Б. Пастернака и якутского поэта С. Осипова.  Общими оказались: концептуальность, философичность и обращенность к выяснению места и роли автора в создаваемых картинах природы.

 

Литература

  1. Брюханова Ю.М. Творчество Бориса Пастернака как художественная версия философии жизни//Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. 209 с.
  2. Дишкант Е.В. Русскоязычная поэзия Якутии (1970-90-е годы)//Якутск: ИД СВФУ, 2013.
  3. Осипов С. С. От края до края: стихи//Якутск: Бичик, 2008.
  4. Осипов С. С. Северо-юг: стихи//Якутск: Бичик, 1996.
  5. Пастернак Б.Л.  Зимняя ночь («Не поправить дня усильями светилен..»//Пастернак Б.Л. Собр. соч: в 5 т. М.: Художественная литература, 1989. Т.1. С. 60.
  6. Пастернак Б.Л. Символизм и бессмертие//Пастернак Б.Л. Собр. соч.: в 5 т. М.: Художественная литература, 1991. Т.4. С. 682-685.
  7. Спивак. P.A. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров// P.C. Спивак. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. — 139 с.
  8. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся.//СПб., 2000. С. 79.
  9. Филиппов, Г.В. Русская советская философская поэзия : человек и природа// Г.В. Филиппов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 206 с.

Румянцева Лена Иннокентьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ века и теории литературы Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова, г. Якутск.

Овчинникова Вера Егоровна — студент 1 курса магистратуры литература и культура Российских макрорегионов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова, г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>