А.К. Федорова

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ  НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 

FORMING of INTELLECTUAL COMPETENSE  ON LESSONS of LITERATURE : METHODICAL ASPECT

А.КФедорова

A.K. Fedorova

 

В статье рассматривается возможный путь изучения романа «Тихий Дон» через технологию проблемной интеграции  как одной из плодотворных технологий формирования интеллектуальной компетенции.

The article considers a possible way of studying the novel «And Quiet Flows the Don» problem through technology  integration as one of the productive technology of formation of intellectual competence.

Ключевые слова: Интеллектуальная компетенция, проблемная интеграция, ключевая идея, человеческие ценности, проблемная ситуация, духовный мир донского казачества, земля, природа.

Кeywords: Intellectual competence, problem integration, key situation, human values, problem situation, the spiritual world of the Don Cossacks, Homeland, nature.

Интеллектуальная компетенция является  предметом исследования           О.Г. Берестеневой, И.А. Зимней, Н.В. Козловой, Л.А. Сивицкой, Д. Хапт, А.В. Хуторского, О.Н. Ярыгина и др. Наиболее близок нам взгляд М.А.  Холодной, которая рассматривает интеллектуальную компетенцию как «тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности»; как совокупность нескольких компетенций, объединяющих элементы различных видов деятельности учащихся (логической, общеучебной и др.); знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; креативных навыков продуктивной деятельности с помощью эвристических методов решения проблем в нестандартных ситуация» [1, 2002; 78].

Индивидуальный характер процесса формирования интеллектуальной компетенции определяет необходимость обращения к различным технологиям и приемам. Одной из плодотворных технологий формирования интеллектуальной компетенции является проблемная интеграция.  Она «предполагает обращение на уроке или на ряде уроков к одной и той же ключевой идее, которая становится не объектом для повторения, а примером для обнаружения новых оттенков и граней изучаемого явления в разных аспектах (одну проблему учащиеся решают возможностями ряда предметов). Возникает обобщённая ситуация,  предполагающая различные пути решения» [2, 2002; 35].

Говоря о проблемной интеграции как средстве формирования интеллектуальной компетенции обучающихся, мы акцентируем внимание, прежде всего, «на самостоятельных усилиях учеников в процессе анализа литературного произведения, давая систему заданий творческого, исследовательского типа» [3, 2000: 78]. Проблемная интеграция  «связана с технологиями критического мышления, дискуссионным методом, исследовательским методом, которые являются инициализацией интеллектуального потенциала обучающихся, их скрытых возможностей» [3, 2000; 137].

Стоит отметить, что в проблемной интеграции находят себе место и дискуссионность, и развитие творческих способностей учеников, и углубленное внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера, и способность   следить за ключевой идеей изучаемого произведения. «Ключевая идея – это «сквозная»  (руководящая, ведущая) идея отдельного произведения или всего творчества писателя, выраженная в конкретном образе, либо повторяющихся художественных деталях» [4, 2000; 56]. На ключевую идею произведения учитель наталкивает учащихся путем  погружения в текст и создания проблемной ситуации. Междисциплинарный подход в изучении произведения стимулирует учеников вести поиск информации из разных областей самостоятельно, сопоставлять и анализировать ее.  Ключевая идея на  каждом уроке  обнаруживает новые грани, ученики раскрывают ее глубже, приводят примеры из текста, подкрепляют свои ответы цитатами критиков. Работа может протекать в группах либо индивидуально (историки, артисты, психологи, юристы).

Рассмотрим  проблемную интеграцию как средство формирования интеллектуальной компетенции обучающихся на примере изучения романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

Ключевые идеи и образы в романе «Тихий Дон» М. Шолохова:

1)  Духовный мир донского казачества (дом, семья, земля).

2)  Мастерство психологизма в изображении женских характеров (приемы психологического анализа).

3)  Природное и историческое время в художественном мире романа.

4)  Жизненный выбор героя. Поиски правды.

 На протяжении нескольких уроков при изучении романа «Тихий Дон»  ведется групповая и индивидуальная работа по заданной траектории, заполняется таблица или кластер, отмечаются художественные детали.  Внимание учащихся сосредоточено и обращается к ключевой идее на каждом уроке в ходе диалога, дискуссий, аналитической работы; сопоставляются критические интерпретации главных образов романа.

Ряд ключевых идей, рассматриваемых и анализируемых  нами на уроках литературы при изучении отдельных произведений, вычленяются в процессе создания проблемной ситуации, что  позволяет учителю не только направить обучающихся на поиск информации, но и помогает подключить механизмы мышления, формируя интеллектуальную компетенцию.  Остановимся более подробно на уроке «Духовный мир донского казачества». Цели: рассмотреть и проанализировать ключевую идею анализируемого текста; выделить общечеловеческие ценности: дом, семья, любовь к родине; совершенствовать умение вычленять фрагментарные отрывки в тексте романа «Тихий Дон», уметь находить словесные иллюстрации к ключевым словам; совершенствовать умение выделять в тексте средства раскрытия образа, ключевой идеи: деталь, портрет, одежда, манеры, речь. Оборудование: фрагмент фильма «Тихий Дон» (Эпизод  лугового покоса), презентация с иллюстрациями портретов героев и массовых сцен, карточки с таблицей. Тип урока:  комбинированный; урок получения новых знаний. Методы: эвристический, исследовательский. Методические приёмы: поисковая работа по тексту, характеристика героев, сжатый пересказ, диалоговые технологии, опрос по тексту. Этический словарь:  долг, честь, грех, любовь, совесть.

Эпиграф:

Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важней другой…

В. Распутин

Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
  2. Вступительное слово учителя начинается с эпиграфа Валентина Распутина. Именно эти подпорки сформировали характер главного героя романа – Григория Мелехова. Но прежде чем мы более подробно  остановимся на его характере и судьбе, рассмотрим, в какой среде этот характер формировался. Обратимся к эпизоду лугового покоса.

Просмотр эпизода лугового покоса из фильма «Тихий Дон» (5мин) с комментариями ученика по тексту романа (кн.1,ч.1,гл.9, с.57-58). (Ученик должен быть подготовленным, с громким голосом и развитой речью).

  1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока:

Учитель: Вы увидели фрагмент фильма «Тихий дон». Дома вы прочитали  первую книгу романа. Какие главные человеческие ценности, которые выделяет автор в описании жизни героев, вы можете отметить? Каково настроение эпизода? Кто его герои? Что вы знаете о донских казаках?  Прослушаем  комментарий-сообщение.

Сообщение ученика (историческая справка).

Учитель: Казаки – это хорошие хозяева, имели земли и большие семьи. В эпизоде кинофильма это мы увидели. На что вы обратили внимание?

Ответы учеников:

-  В этом эпизоде мы увидели казаков, их одежду, улыбки, то, как они общаются друг с другом.

-  Юмор казаков, веселое настроение

- То, что они с радостью едут на покос, ощущение праздника, общности казаков с землей.

Создание проблемной ситуации и вычленение ключевой идеи.

Методический комментарий: в проблемной ситуации находят себе место и дискуссионность, и развитие творческих способностей учеников, и углубленное внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера. Именно проблемные ситуации призваны разбудить и мысль, и художественную интуицию, и воображение учеников. Каждый ученик получил распечатанную таблицу, которую необходимо наполнять в течение урока смысловыми фразами  и словами.

Духовный мир донского казачества
Дом Семья Земля Природа
       

Учитель: Действительно. Во время просмотра мы это увидели и почувствовали. Их отношение друг к другу, настроение.  Их чувства. Их мир. Это казачество. Так о чем мы сегодня с вами будем говорить? Какова ключевая идея этого эпизода?

Ученики:

- описание быта и уклада жизни казаков

- описание их духовного мира, отношение к земле.

- идея общности донского казачества с землей, с природой.

Учитель: Совершенно верно. И отношение к земле, и отношение друг  к другу, и настроение их – все это составляющие духовного мира казачества. Запишите тему урока и эпиграф в тетради. Обратимся к тексту.

  1. Изучение нового материала, работа с текстом: прочитайте эпизод, который вы сейчас просмотрели.

Чтение  эпизода учениками:  «С  троицы  начался  луговой  покос… Ну погоняй рябых, а то не доедешь ноне» (кн.1,ч.1,гл.9, с.57-58).

Учитель:  Как вы думаете, в чем выражается ключевая идея? В чем ее суть?

Ответ ученика: Это идея родства казаков с землей, они испытывают радость от общения с землей, от труда на ней. Земля их объединяет.

Ученик:

- Мне кажется, что в  этом родстве их духовная сила.

 Учитель:

-   Работаем с таблицей, заполняем ее. Обратите внимание на метафору «луг вздыхал», ощущается  одухотворенность природы, родство казаков с природой [5,2001:с.98] . В описании Мелеховых Шолохов стремится это родство показать «День перекипал в зное... Мне   радостно, и больше я ничего не хочу». Таких моментов очень много,  и мы не раз отметим это.  Но невозможно понять духовный мир, жизненный уклад казаков, не обратившись к их семейным отношениям. Уже в первой книге вы, наверное, заметили много эпизодов, где раскрываются те принципы, на которых строится казачья семья. Какой эпизод, на ваш взгляд, раскрывает отношения между отцом и сыном Мелеховыми? Найдите и зачитайте.
Ученик читает эпизод: «Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, зачикилял к дому… Хлопнул дверью,  по  крыльцу  протарахтели  шаги и стихли» (1-1-Х; С.62).
Учитель: Читая этот эпизод, мы убеждаемся в том, что понятия семейной чести («Не страми отца!» «Не  таскайся,  кобелина!»), общности с земляками («Не пакости соседу!») для казаков непоколебимы. В семье главенствует старшее поколение, отец семейства, и отношения строятся на строгом послушании [5,2001:с102].  А Григорий как себя ведет, какова его реакция?
Ученик: Он по своей натуре сначала дает отпор отцу, но потом все равно  слушается   – женится на Наталье Коршуновой. Семья для казака, его род – это священные понятия.
Учитель: Вы обратили внимание, с чего начинается повествование романа?
Ученик: С описания семьи, предыстории  мелеховского рода. И в первой главе автор дает семейный портрет.

Учитель:  Что вы заметили в описании героев?

Ответы учеников:

-  Шолохов подчеркивает черты родового сходства по материнской и по отцовской линии [5, 2001; 117].

- В описании внешности героев мы видим, что портрет их психологичен.
- А еще каждый герой ощущает свою связь с семьей, с родной землей, с хутором и с родным куренем. В разговоре с Аксиньей он твердо говорит, что не бросит свой дом и землю: (чтение эпизода).
  1. Закрепление изученного материала.
Учитель:  Каждый человек неразрывно связан со своей семьей, с родными людьми. Для казаков всегда на первом месте была семья, родная земля, товарищи. Какой бы ни была ситуация, автор всегда подчеркивает неразрывную связь Григория Мелехова с домом, семьей, родной землей. Эти общечеловеческие ценности всегда будут актуальны. И мы должны помнить о том, что любой человек духовно силен, когда связь с этими ценностями крепка и нерушима. В конце романа мы видим уже другого Григория, но его сын на его родной земле дают надежду на продолжение жизни и  Мелеховского  рода.

Методический комментарий:  оформить  ответы в виде таблицы, проиллюстрировать  ключевые слова примерами из текста.  Еще раз озвучить главные общечеловеческие ценности  духовного мира казачества. Провести параллель с ценностями своей семьи, с личным представлением о духовной силе (фронтальный опрос).

  1. Подведение итогов урока. Обобщение.

Учитель: Какие же важные составляющие, условия, которые являются стрежнем духовного мира казака?  На этот вопрос мы ответим словами              В. Распутина: «Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важней другой…» [7, 1990; 3].

  1. Рефлексия.

Учитель: Согласны ли вы со словами Распутина. И какие подпорки есть в вашей жизни?

Ученики отвечают на этот вопрос в виде небольшого мини-сочинения (3-5 предложения), рассматривая  свою жизненную ситуацию и ориентируясь на свои жизненные принципы. Три – четыре ученика вслух читают свои работы.

8. Домашнее задание:

- Дополнить таблицу примерами из текста.

- Чтение текста и работа в группах, подготовка к уроку-семинару (группы в классе разделены еще в начале учебного года и работают на протяжении полугодия, далее по желанию может произойти обмен мест в  группе).

1 группа: Найти и рассмотреть несколько эпизодов, чтобы получить представление о том, какие черты присущи  Григорию Мелехову, составить его психологический портрет.

2 группа: Какие детали пейзажа раскрывают своеобразие мировосприятия героя?

3 группа: Как авторские ремарки раскрывают внутренне состояние героя?

4 группа: Какие художественные средства использует Шолохов для создания образа казачьей массы?

В заключение отметим, что осмысление ключевой идеи при проблемной интеграции позволяет нам не только погружаться в текст, но и интерпретировать произведение с разных точек зрения на протяжении нескольких уроков, следуя сквозной идее художественного произведения, что способствует формированию интеллектуальной компетенции обучающихся. Учитель на уроках литературы должен создавать такие условия, при которых  будет сформирована не только внутренняя мотивация учеников, но и их творческое мышление, которое является основой формирования интеллектуальной компетенции старшеклассников.

Литература

  1. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – 2–е изд., перераб. и доп.. – СПб.: Питер, 2002.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  3. Лейтес Н. С.Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студ. пед. вузов/  — М.: Академия, 2000.- 256 с.
  4. История русской литературы второй половины 19 века: Практикум/Под ред. Н.Н. Старыгиной. – 2-е изд.,испр. – М.: Флинта: Наука,2000.-256с.
  5. Нянковский М.А. Шолохов в школе: Книга для учителя .- М.: Дрофа, 2001.-320с.:ил.,16л.цв.вк..- (Писатель в школе).
  6. Шолохов М.А. Тихий Дон. – М.: Молодая гвардия,1980. — 367с.
  7. Распутин В.Г. Пожар. – М.: Советский писатель, 1990.

Федорова Аида Константиновна – учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МОБУ СОШ № 10 им. Д.Г. Новопашина, магистрант 2 курса СВФУ, г. Якутск.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>