З.К. Башарина, М.В. Соколова

С.А. ЕСЕНИН И А.И. СОФРОНОВ-АЛАМПА

( связь в  биографии поэтов) 

S.A. YESENIN AND A.I. SOFRONOVALAMPA

(communication in the biography of poets) 

З.К. Башарина, М.В. Соколова

Z.K. Basharina, M.V. Sokolova 

В статье сопоставляются  биографии С.А.Есенина и великого якутского поэта А.И.Софронова.  Оба писателя жили и творили в сложную историческую эпоху. Это обусловило формирование их восприятия, наложило свой трагический отпечаток на творческую и личную судьбу.  Путем сопоставления авторы выявляют много схожих событий и фактов.

In article biographies of Yesenin and the great Yakut poet Safronov are compared. Both writers lived and created during a difficult historical era. It has caused formation of their perception, has left the tragic mark on creative and personal destiny. By comparison authors reveal many difficult events and the facts.

Ключевые слова: биография,  факты, творчество, поэзия, С.А.Есенин,  А.И.Софронов-Алампа.

Key words: biography, facts, creativity, poetry, Yesenin, Sofronov – Alampa.

Творчество Сергея Александровича Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик. Его поэзия, несомненно, отразилась на творчестве поэтов разных национальностей. В своей работе мы сопоставили биографии С. Есенина и  великого якутского поэта, основоположника жанра драматургии в якутской литературе, талантливого прозаика, первого литературного критика, переводчика, журналиста, известного общественного деятеля — Анемподиста Ивановича Софронова-Алампа. Литературное наследство А. Софронова, будучи энциклопедией письменной интеллектуальной культуры дореволюционной Якутии, является сокровищницей благородных чувств, свободолюбия, демократических, прогрессивных идей, культурным богатством якутского народа [2,64: 1994].

Творчество Анемподиста Ивановича Софронова-Алампа — одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории якутской литературы. С каждым годом возрастает интерес к его творческому наследию. «Литературное наследство Кулаковского, Софронова и Неустроева,  будучи энциклопедией письменной интеллектуальной культуры дореволюционной Якутии, является сокровищницей благородных чувств, свободолюбия, демократических, прогрессивных идей, культурным богатством якутского народа», — пишет Г. П. Башарин в своей знаменитой монографии «Три якутских реалиста — простветителя» [2, 1994: 140]. А В. Г. Семенова отмечает, что прозаические, драматические и поэтические произведения А. И. Софронова стали фундаментом для дальнейшего развития якутской литературы и остаются до сих пор классическими образцами литературного творчества [6, 2004: 176].

 Великий якутский поэт, основоположник жанра драматургии в якутской литературе, талантливый прозаик, первый литературный критик, переводчик, журналист, известный общественный деятель прожил сложную и трагическую жизнь. Но это не помешало ему работать и творить во благо своего народа. «Принципиальность общественно – политических позиций Анемподиста Ивановича, солидность и глубина его размышлений поразительны. Беспредельная преданность Софронова Советской власти, советскому народу, идеям Ленина, Коммунистической партии никогда, нигде не колебалась, даже в невыносимо тяжелых условиях несправедливой ссылки», — отмечает Г. П. Башарин [1, 1969: 64].

Творчество А. И. Софронова имеет глубинную связь с творчеством новокрестьянских поэтов С. Клычкова, Н. Клюева, и, конечно же, С. Есенина. Если исследовать биографии и произведения Анемподиста Ивановича Софронова и Сергея Александровича Есенина, можно отметить много схожего. Эти два великих писателя жили и творили в одно время, в одну эпоху, что несомненно оставило свой след в их жизни и творчестве. Как отмечает В. Г. Семенова, исследователь творчества Софронова: «Их творчество не уложилось в рамки социалистического реализма, потому и одинаково трагично завершили свой жизненный путь, и одинаково драматически сложилась их писательская судьба. И от этого поразительная схожесть мироощущения, стиля и направления творчества»

Оба поэта художественно отразили свою эпоху. Их стихи – это монологи поэтов, которые делятся с читателями с самыми сокровенными чувствами: любовью к Родине, женщине, природе, думами о жизни и смерти, определением своего места в жизни. Каждое стихотворение – отображение того или иного события в их личной жизни. Исповедальность лирики объединяет произведения поэтов разных национальностей.

      А что схожего в биографиях А. Софронова и С. Есенина? Исследовав биографии поэтов, начиная с  рождения и до конца жизни, мы выявили много  похожих событий и фактов. Оба родились в деревне. Есенин был младше Софронова на девять лет. Оба воспитывались вдали от родителей: Есенин у дедушки с бабушкой по материнской линии, а Софронова отдали на воспитание  бедному старику. Отсюда их глубокое знание фольклора, быта и нравов своего народа. Даже вернувшись в свои родные семьи, они чувствовали себя сиротами, не могли найти родственных душ. Софронов не помнил свою мать, а Есенин с малолетства воспринимал свою мать как чужую тетю. Обделение материнской любовью красной нитью проходит через весь путь их творчества. С малых лет они росли физически слабыми, больными. По многим сведениям бабушка Сергея Есенина знала о слабостях своего любимца и укрепляла его здоровье всеми средствами [3, 13: 2006]. Софронов же все свое сознательное детство связывает с болезнью, так как болел хронической корью  до 13 лет. Все эти страдания закалили их характер и вместе с  тем, положили начало таким качествам, как человечность, сострадание. Вместе с тем оба были глубоко верующими людьми.

     Схожие моменты и в их образовании: Софронов закончил Ытык-Кельскую церковно-приходскую школу, а Есенин второклассную церковно-учительскую Спас-Клепиковскую школу. Оба закончили школы с отличием. С раннего возраста у них начал проявляться талант к сочинительству. Еще с 1906 года сохранились тексты одиннадцати коротких стихов и рассказов Софронова, а Есенин начал слагать стихи с 1904 года, когда ему было девять лет, подражая частушкам. Как и все неординарные личности, они стремились  получить образование, интересовались литературой. Жаждали всей душой уехать в город, где были сосредоточены культурные центры. В 17-18 лет они выезжают в город: в конце октября 1907 года Софронов –  в Якутск, Есенин в 1912 году – в Москву. По воле случая, чтобы хоть на что-то существовать, оба поступают на работу в типографию.

    Оба в 1912 году приняли участие в своих первых кружках: Софронов в качестве учредителя в «Кружке любителей якутской литературы», Есенин – как член-соревнователь Суриковского литературного-музыкального кружка.     С 1916 по 1919 гг. Софронов активно занимался общественными и политическими работами, работал дни напролет, занимал несколько должностей, помимо этого занимался и творчеством. Есенин в этот период был призван на военную службу, активно занимался творчеством, знакомился с известными писателями, принят в члены Профессионального союза московских писателей, создали с единомышленниками кооперативное издание «Имажинисты».

      В 1920-21 гг. у обоих были проблемы с властью:  по анонимному доносу Есенина арестовали агенты ВЧК, но был выпущен; Софронов как участник «февральского контрреволюционного заговора» проходил под следствием. После этого 1922-1925 гг. оба много ездили: Софронов – по своей республике, ездил с женой в Москву и Феодосию; Есенин – в Ташкент, после бракосочетания с А. Дункан посетил Германию, Францию, Италию, Америку, к концу жизни ездил на Кавказ [7]. С разницей в два года оба съездили в Баку: Есенин в 1924 году, чтобы отдохнуть  и зарядиться творческой энергией. А Софронов в 1926 году — на 1 Всесоюзный Тюркологический съезд [8].

     Семейная жизнь  у великих поэтов не удалась.  Женились они в один год – в 1913 году Софронов женился на Евдокии Константиновне Яковлевой, которая стала его любовью и музой на всю жизнь. У Есенина гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой. В 1914 году у Есенина рождается первый сын, а у семьи Софроновых беременность кончается выкидышем. В 1927 году жена уходит от Софронова к другому, и в этом же году он по обвинению в контрреволюционном заговоре был арестован. В жизни Есенина было много женщин. Из них с тремя он был связан законными узами брака, с одной – гражданским браком. От этих браков у Есенина  родилось четверо детей.

 После скитаний в ссылке, Софронов в 1933 году возвращается на родину больным туберкулезом. На родине, прожив всего два года, умирает от туберкулеза  24 октября 1935 года. На Сергея Есенина было заведено несколько уголовных дел, которые чаще всего касались обвинения в хулиганстве. И конец жизни Есенина окутан черной завесой тайны — умер в неизвестных обстоятельствах в 1925 году 28 декабря. Разница -10 лет.

Примечательно, что во время смерти Есенина Софронов находился в Москве. И он не мог не знать об этой трагедии. Хотя никакие достоверные сведения не подтверждают об этом, в историческом романе якутского писателя Е. П. Неймохова «Алампа» автор пишет, что Софронов, будучи в Москве, читал произведения Есенина и был удивлен схожести их судеб и творчества, что писатель был наслышан о гуляниях Есенина и даже хотел посетить те места [4, 424: 2009].

     Таким образом, в жизни и в творчестве этих двух великих писателей много схожего. Не зная друг о друге, А. Софронов и С. Есенин, как братья-близнецы, по наитию писали на одни и те же темы, их волновали одни и те же вопросы, и жизнь их переплетена между собой одинаковыми событиями. Они сполна ощутили на себе все удары своей эпохи, которую воспевали в своих произведениях. И даже после их смерти, появляются новые документы и факты, которые еще сильнее усиливают интерес к их биографии и произведениям исследователей и читателей.

 Литература

1.  Башарин Г.П. А.И. Софронов (Жизнь и творчество). – Якутск,   Якуткнигоиздат, 1969. – 64 с.

2.  Башарин Г.П. Три якутских реалиста – просветителя. – Якутск, 1994 – 148с.

3.  Куняев Ст.Ю., Куняев С.С. Сергей Есенин. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 595[13]с.: ил. – (Жизнь замечат. людей: Сер.биогр..; Вып.983).

4.  Неймохов Е.П. Алампа: роман. Кн. 2 – Дьокуускай: Бичик, 2009. – 424 с.

5.  Семенова В.Г. Алампа: личность норуот историятыгар суолтата. – Дьокуускай: Ситим-Медиа, 2011. – 448 с.

6.  Семенова В.Г. Поэзия Анемподиста Софронова: Истоки. Проблематика. Вопросы поэтики: Учебн. пособие. Якутск: Изд-во Якутского ун-та. 2004. – 176 с.

7.  www.esenin.niv.ru

8.  www.alampa.s-vfu.ru

Башарина Зоя Константиновна – доктор филологических наук, профессор Института языков и культуры народов Северо-Востока Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск.

Соколова Матрена Васильевна – магистрант 2 курса Института языков и культуры народов Северо-Востока Северо-Восточного Федерального Университета имени М.К. Аммосова, г.  Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>