В.В. Хлынова, Ж.И. Николаева

КОНЦЕПТЫ «МУЖЧИНА» И «ЖЕНЩИНА» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

CONCEPTS «MAN» AND «WOMAN» IN LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF DIFFERENT GENERATIONS

В.В. Хлынова, Ж.И. Николаева

V.V. Khlynova, J.I. Nikolaeva

Исследования концептов «мужчина» и «женщина» в языковом  сознании разных поколений позволяют наглядно показать связь между языком и мышлением, специфику отражения действительности в  языке, культурных стереотипов.   Внимание уделяется изучению концептов культуры, выявлению средств языковой репрезентации различных концептов, гендерным стереотипам в языковом сознании. Одним из способов изучения содержания концепта является экспериментальное исследование методами психолингвистики, наиболее информативным из которых является метод ассоциативного эксперимента.

Researches of concepts «man» and «woman» in language consciousness of different generations allow to demonstrate communication between language and thinking, specifics of reflection of reality in language, cultural stereotypes. The attention is paid to studying of concepts of culture, identification of means of language representation of various concepts, gender stereotypes in language consciousness. One of ways of studying of maintenance of a concept is the pilot study by psycholinguistics methods, the most informative of which is the method of associative experiment.

Ключевые слова: концепт, культура, мужчина, женщина, гендерные стереотипы.

Keywords: concept, culture, man, woman, gender stereotypes.

Лингвистика  последних  десятилетий  характеризуется  возникновением  новых  исследовательских  парадигм,  что  приводит  к  поиску  эффективных  методов  исследования, то одним  из  актуальных  направлений  в  исследовании  концептов  является  психолингвистика,  которая  решает  свои  практические  задачи  в  тех  условиях,  когда  методы  «чистой»  лингвистики  недостаточны.  Одним  из  методов  в  отечественной  психолингвистике  является  проведение  ассоциативного  эксперимента,  этапы  которого  определяются  целями  и  задачами  исследования,  направленного  на  описание  концептуальной  природы  объектов  реальной  действительности.

Целью нашего исследования было выявление содержания концепта «мужчина» и «женщина»  в языковом сознании разных поколений. Свободный ассоциативный эксперимент был проведен с людьми  разных возрастных категорий: 18-35 лет, 35-50  лет, 50 лет и выше. Всего в данном эксперименте приняли участие  100 респондентов.

Считается, что с возрастом человек усваивает тот тип поведения, который характерен в этом обществе для данного социального пола – гендера. В языке гендерные отношения отражаются в виде культурно обусловленных стереотипов, при этом они влияют на поведение личности и особенности ее языковой социализации. Полученные реакции стали языковым материалом исследования.

В современной лингвистике активно развивается направление, рассматривающее язык в качестве культурного кода нации, а не просто орудия коммуникации и познания. Когнитивная лингвистика – направление языкознания существующее недавно. Ее задачей является   изучение особенностей отражения  знаний  на  всех  уровнях языковой системы [Маслова, 2001: 3].

В центре внимания когнитивной лингвистики находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент – система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации [Кубрякова, 1996:53].

Когнитивная лингвистика активно пользуется термином «концепт». Понятие концепта вошло сравнительно недавно и пока еще исследовано недостаточно, хотя изучение природы концепта в современной лингвистике занимает первостепенное место.  В данный  момент  существует немало работ, посвященных концепту, однако до сих пор и в отечественной, и в зарубежной лингвистике этот термин воспринимается неоднозначно.

Научная  интерпретация  термина «концепт»  соединяет  в  себе  особо значимые  характеристики,  связанные  с  культурой  и  ментальностью  народа: под  концептами  понимаются  идеальные  объекты,  отражающие  определенные  культурно-ценностные  представления  человека  о  действительном  мире.  Создаваясь, концепты   отражают  и  обобщают  человеческий  опыт  и  действительность.

Концепт «мужчина», с одной стороны, это универсальный концепт, присущий всем  ментальным   картинам  мира  с  другой -   он    включает          в себя сугубо национальную специфику языковой картины мира.

Никакой концепт не может быть репрезентирован   в   полном объеме            с помощью    вербальных   средств языка,  так как  сведения о мире  кодируются невербально.

Для расширения диапазона исследования в нашей работе используется разножанровый материал: лексикография (материалы словарей), а также экспериментальные данные  Русского ассоциативного словаря.

Мы  пользовались  методом  свободного  ассоциативного  эксперимента,  в  котором  информантам  предлагалось  ответить  первым  пришедшим  в  голову  словом  или  словосочетанием  (реакцией)  в  ответ  на  предъявленное  слово-стимул.

Наши информанты являются как городскими, так и сельскими жителями с высшим образованием  (25%). В каждую группу было отобрано от 5 до 25 человек в возрасте 18 — 30 лет (мужчины и женщины); возраст с 31-50 – средний возраст и от 50 лет и выше. К сожалению, как по возрастному составу, так и по уровню образования информантов выборки не были однородны.

Рассмотрим  ассоциативное поле концепта  «мужчина» в языковом сознании мужчин и женщин 18–35 лет

А) Ассоциативное поле концепта «мужчина» у мужчин и женщин  (возраст 18–30 лет)

Мужчина:

Муж, отец2, дед, мальчик, брат,  ответственный3, сильный2, мужественный, пунктуальный, хозяйственный, смелый2,  спокойный, честный, человек, футбол, один, физическая работа, брат, отец, дедушка,

Женщина:

Мужчина- муж, отец, папа3, , брат, дедушка, стена3, защитник, друг, душа компании, хозяин положения, добытчик, сильный5 (сильный мужчина,сила2), храбрый, верный, честный3 (честь2),достоинство2, ум2,  правдивый, решительный, ответственный2, воспитанность2, добрый, смелый, -,хороший человек2, веселый, мужественный, верность, надежность, сила, лесоруб, тракторист, пляж, качок,опора, -, борода, защита, машина;//

////широкие плечи, короткие волосы, футболка, кепка, выносливый, идеальный, красивый, кормилец, могучий, мужественный5, надежный2, порядочный2, сильный6, смелый характер, с лидерскими качествами, умный2, трудолюбивый, целеустремленный,

Б) Ассоциативное поле концепта «мужчина»  у мужчин и женщин (возраст 30–50 лет)

Мужчины:

Надежный, самостоятельный, сильный3, скромный, прямой, порядочный, мужественный3, умный, с кругозором, честный2, щедрый,

Женщины:

Муж3, брат, отец3 (отец семейства1), сын, сосед, добытчик3, дом, добрый6, благородный, доверчивый, защитник4 (защита3), забота,  интеллигентный, костюм, машина2,офис, опора4, повелитель, романтика, хозяин, с бородой, большой, вежливый, верный, высокий2, карьера, красивый2, любимый, мужественный9, надежный3, накаченный, опрятный, ответственный2, охотник, порядочный3, привлекательный,  работа2, родной, сильный11(сила2), смелый, строгий, трудолюбивый3, умный8, ухоженный, честный,

В) Ассоциативное поле концепта  «мужчина» у мужчин и женщин (возраст старше 50 лет)

Мужчины:

Слабый, но волевой в ситуациях, мужественный, надежный, ответственный,

Женщины:

Отец, муж, сын, дед, друг, знакомый, глава, добытчик, друг, единомышленник, лицо противоположного пола, Брак, геракл, добрый, денежный, защита, заботливый2,  любовь, любовник, машина, мужество, надежный, опора, сила, сильный3, смелый, спортивный, справедливый, трудолюбивый, умный, юморной и др.

Характеристика концепта «мужчина» через определения. 15,1 % и 9,09 % респондентов считают наиболее важными в мужчине физические качества: сильный и мужественный.

Отношения родства и дружеской привязанности лежат в основе сравнений тот кто относится к мужскому полу  (6,6 % реципиентов).

Интеллектуальному качеству мужчины (умный) отдали предпочтение 6,06 % информантов.

5,5 % опрошенных представляют мужчину в роли отца, который может построить дом, родить сына, посадить дерево. Лишь 0,5% реципиентов называет мужчину лицом противоположного пола.

По мнению 4,5 %  опрошенных, мужчина отражается в сравнениях мужчина, как стена, каменная стена, опора.

По мнению большинства опрошенных мужчин и женщин на стимул «мужчина» называют их нравственные и волевые качества: 4,5 % выбирают добрый, 4,04 % — порядочный, надежный, 3,3 % — храбрый, 2,02 % -  заботливый.

Мужчина — это защита, защитник считают 3,5 % информантов.

Деятельность мужчины, как полагают информанты, — работать, быть добытчиком (1,01 %), а также быть денежным (0,5%), иметь карьеру (0,5 %), заниматься охотой (0,5 %).

В концепте «женщина» наиболее яркими когнитивными признаками оказались наименования, связанные с внешней привлекательностью женщины, ее умом и заботой о ближних, которые составляют ядро данного концепта и свидетельствуют о наиболее значимых для русского сознания качествах, присущих женщине. Можно сделать вывод о положительной акцентуации концепта «женщина» в русском когнитивном сознании.

В языковом сознании женщин младшей возрастной группы концепт «женщина» организуется следующими  когнитивными признаками:

А). Ассоциативное поле концепта  «женщина» в языковом сознании мужчин и женщин 18–35 лет

Мужчины:

Жена, мать3, сестра, бабушка2, девочка, красивая2, красота, понимающая2, родная, женственная, кормилец, слабая, скромная, хозяйственная, человек, фигура, два,

Женщины:

Женский пол, грация, жена2, мама 6 (мать2), верная,-, загадка, женственность2, красивая4 (красота3),-, хорошая хозяйка3, домохозяйка, добрая9, ласка, умная2 (ум2), заботливая, нежная10, хрупкая, цветок, очаг//слабая, сильная, воспитанность2, честь2, капризность, , уют2, уборка, фартук, еда2, -, работа, дети, шопинг, бизнес леди, подруга, милая, гостеприимная, вежливая,

длинные волосы, платье, каблуки, сумочка, цветок, забота,  идеальная, красивая5, любимая,  понимающая, скромная2, спортивная, трудолюбивая, хозяйственная,  хрупкая, умная2,

        б) Ассоциативное поле концепта «женщина»  мужчин и женщин (возраст 30–50 лет)

Мужчины:

Добрая, женственная, красивая 5, культурная, стройная, умная4, хозяйственная2,

Женщины:

Красивая 3красотка1,красота 3; мужчина; мать 1; любимая 2; прекрасная 1; с ребёнком, моя, шикарная 1; любовь, дом, беззащитная; девушка, домохозяйка, женственная; великолепная, грех, друг человека, жизнь; деловая; баба, чужая, загадка, женственность, восхитительная 2; добрая, знакомая, леди, молодая, одинокая, женщина2; , кокетка, косметика, кукла, независимость, слабая, спортсменка,  уют, честность, чувственность,

       в) Ассоциативное поле концепта  «женщина» (возраст старше 50 лет)

          Мужчины:

          Красивая 3; красота 2;  добрая 1; любовь 2;  доброта, надёжность, хранительница очага 3;  дом, семья, сильная, уют в доме, кулак мужчины

      Женщины:

Женщины:

Мать4, дочь, бабущка, лицо противоположного пола,  подруга, тетя, веселая2, деятельная, добрая3 (доброта1),  красота2, красивая2,  кощечка, любовь, нежность, сексуальная, стройная, умная2, творец, хозяйка2, хранительница очага2, хорошая хозяйка,

 В  структуру  концепта  «женщина»  входят  также  такие  единицы,  как  туфли,  платье,  юбка,  волосы,  косичка,  грудь,  шкаф,  помада,  гардероб,  кольцо,  розовое,  что-то  пушистое,  постель,  завтрак,   стабильность,  аромат,  вера,  цветок,  кофе,  завтрак  пляж,  подарки, мащина,  представленные  в  результатах  эксперимента  единичными  реакциями.

В  мужском  восприятии  женщина  —  это  хорошая  хозяйка,  понимающая,  любящая,  определившаяся  с  целью  в  жизни,  и  которая  следит  за  порядком  дома  и  хорошо  готовит.  Важным  для  мужчин  является  параметр  «отсутствие  вредных  привычек».  Следует  отметить,  что  среди  мужской  аудитории  нами  были  зафиксированы  следующие  реакция:  идеальная  женщина  —  это  моя  жена;  идеальная  женщина  —  это  моя  девушка;  какой  бы  ни  была  идеальная  женщина,  моя  девушка  для  меня  идеал;  такой  я  воспитаю  доченьку.

Анализ гендерных стереотипов состоит  из  мужских и женских реакций, полученных от трех групп.

Когнитивные классификаторы концепта «мужчина»
в мужском и женском языковом сознании в различных возрастных группах

 

«Мужчина»

18-35

35–50

старше 50

Мужчины муж, отец2, дед, мальчик, брат,  ответственный3, сильный2, мужественный, пунктуальный, хозяйственный, смелый2,  спокойный, честный, человек, футбол, один, физическая работа, брат, отец, дедушка Надежный, самостоятельный, сильный3, скромный, прямой, порядочный, мужественный3, умный, с кругозором, честный2, щедрый,

 

Слабый, но волевой в ситуациях, мужественный, надежный, ответственный,

 

Женщины муж, отец, папа3, , брат, дедушка, стена3, защитник, друг, душа компании, хозяин положения, добытчик, сильный5 (сильный мужчина,сила2), храбрый, верный, честный3 (честь2),достоинство2, ум2,  правдивый, решительный, ответственный2, воспитанность2, добрый, смелый, -,хороший человек2, веселый, мужественный, верность, надежность, сила, лесоруб, тракторист, пляж, качок,опора, -, борода, защита, машина;//

/широкие плечи, короткие волосы, футболка, кепка, выносливый, идеальный, красивый, кормилец, могучий, мужественный5, надежный2, порядочный2, сильный6, смелый характер, с лидерскими качествами, умный2, трудолюбивый, целеустремленный.

 

Муж3, брат, отец3 (отец семейства1), сын, сосед, добытчик3, дом, добрый6, благородный, доверчивый, защитник4 (защита3), забота,  интеллигентный, костюм, машина2,офис, опора4, повелитель, романтика, хозяин, с бородой, большой, вежливый, верный, высокий2, карьера, красивый2, любимый, мужественный9, надежный3, накаченный, опрятный, ответственный2, охотник, порядочный3, привлекательный,  работа2, родной, сильный11(сила2), смелый, строгий, трудолюбивый3, умный8, ухоженный, честный. Отец, муж, сын, дед, друг, знакомый,глава, добытчик, друг, единомышленник, лицо противоположного пола, Брак, геракл, добрый, денежный, защита, заботливый2,  любовь, любовник, машина, мужество, надежный, опора, сила, сильный3, смелый, спортивный, справедливый, трудолюбивый, умный, юморной.

 

 

В результате ассоциативного анализа у  информантов от 18 до 35 лет образ мужчины воспринимается положительно. В их представлении концепт «мужчина» ассоциируется с силой и ответственностью. Мужчина также хозяйственный, смелый2,  спокойный, честный человек. Главным является роль отца и главы семьи, также он как брат, отец, дедушка.

В ответах выступают  гендерные стереотипы: «Сильный и порядочный, мужского рода» эксплицирует те стереотипизированные качества мужчины, которые являются универсальными для картины мира любой культуры.

Для информантов  среднего возраста в концепте  «мужчина»  обязательным становятся сила, мужество и честность.

Мужчины возраста 50 и выше ассоциируют этот образ с волевым в ситуациях, мужественным, надежным, ответственным. Эти данные ещё раз подтверждают и то, что происходит резкое разграничение периода жизни. Один – это тот период, который был до 50.

Современные гендерные исследования убедительно доказывают, что мужественность выстраивается через стратегию трех апофатических доказательств: чтобы стать (и называться) мужчиной, надо противопоставлять себя миру женского.

Результаты  ассоциативного  эксперимента  позволяют  сделать  вывод,  что  современная  женщина  не  всегда  является  обладателем  характеристик,  которыми  наделяется  идеальная  женщина.  Так,  современная  женщина  хочет  быть  сильной,  активной,  самостоятельной  и  самодостаточной,  в  то  время  как  идеальная  женщина  представляется  нежной  и  женственной  женой,  заботливой  матерью,  хорошей  хозяйкой  и  хранительницей  домашнего  очага.  Полученные  в  ходе  эксперимента  данные  подтверждают,  что  когнитивное  исследование  культурных  концептов  представляется  неполным  без  использования  данных  ассоциативной  методики.  Таким  образом,  определение  и  систематизация  концептуальных  признаков,  формирующих  представление  о  мире  и  его  ценностных  ориентирах,  является  важным  условием  выявления  особенности  национально-языковой  картины  мира  различных  этносов. Содержание концепта зависит от меняющегося жизненного опыта человека и может отличаться от продуктов научного описания.

Литература

  1. Маслова,  В. А. Введение в когнитивную лингвистику /В.А.Маслова- М.: Флинта: Наука, 2004. Маслова,  В. А. Введение в когнитивную лингвистику /В.А.Маслова- М.: Флинта: Наука, 2004.
  2. Кубрякова, Е.С. Концепт /Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. // Краткий словарь когнитивных терминов. — М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. — С. 90. 64

Хлынова Виктория Вячеславовна – доцент кафедры русского языка Северо-Восточного федерального универститета им. М.К. Амосова, г. Якутск.

Николаева Жоржета Ильинична – студентка 6 курса русского отделения филологического факультета Северо-Восточного федерального универститета им. М.К. Амосова, г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>