С.Ф. Желобцова, А.М. Иванова

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ БУКТРЕЙЛЕР-ПРОЕКТ: «ПРОБЛЕМА ГЕРОИЧЕСКОГО В ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «ПАСТУХ И ПАСТУШКА»

MULTI-MEDIA BOOK TRAILER-PROJECT: «THE PROBLEM OF THE HEROIC IN THE STORY OF V. P. ASTAFIEV «SHEPHERD AND SHEPHERDESS»

С.Ф. Желобцова, А.М. Иванова

S.F. Zhelobtsova, A.M. Ivanova

Аннотация: Статья посвящена проектной работе по исследованию проблемы героического в повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка» в формате мультимедийного буктрейлера. Раскрывается поэтика текста повести и особенности творческой индивидуальности писателя. Выявляются жанровое своеобразие, движения сюжета, образная система и стилевые особенности авторской интерпретации проблемы героического.

Abstract: The Article is devoted to project work for the study of the heroic in the story of V. P. Astafiev «Shepherd and shepherdess» in the form of multi-media book trailer. Reveals the poetics of the text of the story and features of the creative personality of the writer. Identify the genre originality, plot movement, imagery and stylistic peculiarities of the author’s interpretation of the heroic

Ключевые слова: В.Астафьев, война, жанр, стиль, буктрейлер, герой.

Key words: V. Astafiev, war, genre, style, book trailer, hero,

   Сегодня исследователи во всем мире отмечают наступление системного кризиса чтения. По данным исследования, проведенного в 2014 году Всероссийским центром изучения общественного мнения, более трети россиян не читают книги. Если в 2009 году не читали книг 27% опрошенных, то в 2014 году этот показатель составил уже 36%. Современные дети очень любят просматривать журналы и комиксы, где одновременно получают свежую информацию и видеоряд — то, к чему привыкли в телевизоре и в компьютере. В этом нет ничего удивительного — человеку-потребителю, носителю клипового сознания намного проще воспользоваться интернетом или посмотреть телевизор.

В последнее время стало актуальным рассматривать поэтические тексты в контексте аудиовизуальной культуры. Сейчас, в век информационных технологий, возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств повышения читательского интереса к литературным произведениям. Ю. М. Лотман в своей работе «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» отмечает, что «кино – самое массовое искусство 20 века». В связи с этим представилось интересным создать один из способов привлечения читателей в контексте аудиовизуального прочтения военной прозы – буктрейлер по повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка».

          Актуальность проблемы героического особенно выразительно раскрывается в прозе о войне. Проблема героического решается в произведениях русских писателей разнопланово, раскрывая стилевое многообразие, перспективы жанра повести, приобретающей эпическую высоту, лирическую глубину. Военная проза продолжает оставаться главным направлением развития литературы России, хранящей память о Великой войне, отечественной истории, о ее патриотических и гражданских ценностях.

Историко-теоретический экскурс выявляет уровень литературоведческого исследования проблемы героического, которая к началу XX в., как отмечает Красильников Р.Л. в работе «К проблеме героического в теории и истории литературы», имело относительно однотипный круг значений и средств их выражения [6, 113]. Проблема героического решается в литературной прозе разнопланово, раскрывая, с одной стороны, стилевое многообразие, с другой – перспективы жанра повести, приобретающей эпическую высоту и лирическую глубину. Героическое в литературоведческих работах определяется по-разному: как «тип художественного содержания» в работах И.Ф. Волкова [10, 1995:104], «тип авторской эмоциональности» по В.Е. Хализеву [11, 2005: 75-76], «эстетическая категория» [8, 2001: 175], «модус художественности» [12, 1987: 55] и т.д.

Очевидно, что в итоге исследователи пришли к выводу, что героизм – «утверждение величия подвига отдельной личности и целого коллектива, огромного значения его для развития народа, нации, человечества» [3, 1988: 75], «поэтизацию подвигов, воспевание их вершителей-героев» [12, 1987: 55]. Обобщая наблюдения, можно выделить индивидуальную особенность героического, когда в основе лежит поступок индивидуума или масс, отличающийся самоотверженностью и бесстрашием, направленный на достижение высоких целей.  При этом герой должен быть способен достойно встретить смерть, философски утверждающей саму жизнь.

Следует отметить, что психологический спектр понимания подвига расширяется от мнения В. Тюпы как «психологического содержания героического присутствия в мире – гордое самозабвение, или самозабвенная гордость» [12, 1987: 11], до утверждения Е. Руднева и Г. Поспелова, которые утверждают, что «…героический пафос выражает стремление художника показать величие человека, совершающего подвиг во имя общего дела» [3, 1988: 98]. Современную точку зрения о героическом высказывает исследователь П. Сапронов в своей работе «Феномен героизма»: ««Герой должен <…> превзойти человеческое <…> Он в точном смысле слова сверхчеловек – сверх, но человек» [9, 2005: 295]. Повесть Виктора Астафьева «Пастух и пастушка» открыла новые художественные способы раскрытия психологической мотивации, описав чувства, возникшие между младшим лейтенантом Борисом Костяевым и Люсей.

Произведения Виктора Петровича Астафьева о войне, основанные на автобиографическом материале» продолжают привлекать читателей сильным художественным материалом, авторским словом и героическими характерами. Героическое начало пронизывает собой все творчество Астафьева, от самых ранних его рассказов до последнего романа «Прокляты и убиты». Оно является отражением героического содержания. В. Астафьев соотносит патриотизм и героизм солдат Великой Отечественной войны с их человеческим долгом. Идея русской победы была близко писателю ХХ века, лично убежденному в высоте солдатского героизма, как и сама правда о «другой» войне, которая происходит в душе человека. Традиции русской классики в художественных произведениях В. Астафьева отражаются в вечных нравственных вопросах и концепте трагического [5, 2012: 215].

Великая Отечественная война в творчестве В. Астафьева осмысливается как предельное испытание на силу и мужество для каждого ее рядового участника, которому оно несет масштабные потери и личное горе. В. Астафьев в русле жанрово-стилевых исканий «лейтенантской» прозы по-новому представляет пагубное влияние войны на внутренний мир человека. В понимании бывшего солдата, потрясенного жестокостью, война – это горестный труд, постоянное ожидание боя и непрекращающийся страх. Душевное и психологическое состояние лейтенанта Костяева, по сути понимается как личностное восприятие происходящего. По словам Н. Лейдермана Борис «на «…истрачивается от крови и смертей, от постоянного лицезрения разрушения, от хаоса, который творят люди» [7, 2001: 238].

Образ молодого лейтенанта романтичен, он выделяется деталями характера, например, его начитанность и чувствительность, отношением к женщине. Его внутренний мир «<…> увиден в постоянной смене присущих ему человеческих качеств – от молодой прыткости и нетерпеливости к умудренности и весомости фронтового опыта, диктующего величайшую продуманность, осторожность и взвешенность каждого солдатского шага» [7, 2001: 195].

Главная тема повести «Пастух и пастушка» — человек на войне. Обычно в военной прозе изображается война, как огромное национальное событие, и отдельный герой, одолевающий её, — песчинка в этом великом событии. У Астафьева эта привычная схема перевёрнута: война становится страшным фоном, а на первый план выходит конкретный человек, в трагической судьбе которого писатель обнаруживает философский, то есть общечеловеческий, смысл.

Рассказ о первом бое Костяева имеет особое место в повести. Сначала у лейтенанта романтичное представление о бое, о бравых солдатах, бегущих в атаку. Ему хотелось быстрее «настичь врага, сразиться» [1, 2004: 256], «<…> дрожало все в нем от нетерпеливой жажды схватки» [1, 2004: 257].

Героика исключительного связывает произведения Б. Васильева «В списках не значился», «А зори здесь тихие», Ю. Бондарева «Горячий снег», В. Кондратьева «Сашка», В. Астафьева «Пастух и пастушка» в один уже канонический ряд.

Изображение внутреннего мира солдата позволяет В. Астафьеву художественно решить проблему «героического». На войне нет героев, а есть физически и душевно искалеченные люди, война — это зло исключительно для всех – и для тех, кто погибает или остается жив, и для тех, кто сражается, и для тех, кто не участвует в боях. В. Астафьев не идеализирует войну, изображая предельно честно, реалистично для того, чтобы сильнее и ярче описать великую ценность идеи гуманизма.

Реинтерпретация военной повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка» сопровождается необходимостью разработки мультимедийного буктрейлера.

Разработка буктрейлер-проекта является актуальной проблемой литературоведческого исследования военной классики 20 в. На уровне новых технологий происходит осмысление истории русской литературы, ее произведений и авторов. Буктрейлер — небольшой видеоролик на 2-3 минуты, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет. Цель– рассказать о произведении и популяризировать его. Сюжет должен показать основные кульминационные моменты книги.

Вот как описывает разнообразие буктрейлеров литературный критик Лев Оборин: “Вы можете увидеть анимацию, постановку по мотивам романа, набор иллюстраций, рассказ автора о своей работе, сценку, в которой писатель разговаривает по телефону с книгопродавцем, или подробное объяснение, почему без этой книги вы не сможете прожить ни дня”. Можно попытаться пересказать за две минуты сюжет романа, можно инсценировать начало произведения или его ключевой момент, можно заснять реакцию читателей, а можно попытаться придумать что-то совсем оригинальное и новаторское. Главное — зацепить внимание потенциального читателя и побудить к чтению.

Наш буктрейлер — это видеопрезентация военной истории, представляющая героев, главный конфликт и лирическую доминанту произведения с использованием современных спецэффектов и анимации. В процессе работы над созданием учитывались особенности повествовательные (презентующие основу сюжета произведения), атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции), концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста). Материалами для данного буктрейлера стали:

  • фото- и видеоматериалы (отрывки из фильмов «Брестская крепость», «Сталинград», «Батальон», «Битва за Севастополь», «28 панфиловцев» и др.);
  • иллюстрации и музыка, озвучка (озвучила Горохова Нюргуяна, студентка ФЛФ СВФУ);
  • цитаты из произведения (текст представлен в ролике субтитрами и аудиозаписью);

разворот обложки с аннотацией.

Программы для работы – SonyVegas Pro (профессиональная программа для видеомонтажа), Windows Movie Maker (для создания/редактирования видео и титров), Adobe Photoshop CS3 (для редактирования изображений), Freemake Audio Converter (для конвертации звука из формата MP3 в формат WMA). Продолжительность ролика: 3 мин. 50 с. Буктрейлер выложен на видеохостинге «Youtube».

Таким образом работа разработка буктрейлер-проекта состояла из четырех этапов:

  1. Подготовительный, где была выбрана тема, поставлены цели и задачи, а также собрана историко-теоретическая база;
  2. Организационный, в котором проанализированы имеющиеся в сети «Интернет» буктрейлеры, создан сценарий, составлен закадровый текст и подобран материал, музыка и выразительные цитаты из повести;
  3.  Следующий – этап предварительной защиты. Материалы по данной теме были озвучены на ежегодной студенческой конференции филологического факультета СВФУ «Филологические науки в 21 веке».
  4. Заключительный этап –  публичная защита проекта. Буктрейлер был показан 26 апреля 2017 г. на презентации дипломных проектов выпускников-филологов «ТВОРИ!».

Разработка такого проекта является актуальной проблемой литературоведческого исследования военной классики 20 в. На уровне новых технологий происходит осмысление истории русской литературы, ее произведений и авторов.

Литература

  1. Астафьев В.П. Пастух и пастушка. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 363 с.
  2. Астафьев В.П. Нет мне ответа… Эпистолярный дневник 1952-2001 / Сост., предисл. Г. Сапронов. – 2-е изд., доп. – Иркутск, 2009. – 752 с.
  3. Введение в литературоведение: учебное пособие / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М.: Высшая школа, 1988. – 528 с.
  4. Залыгин С. Свое слово (О повестях Виктора Астафьева) / С. Залыгин. В пределах искусства: размышления и факты. – М.: Советский писатель, 1988. – 448 с.
  5. Код поиска: контент теории и практика: учебное пособие по истории русской литературы XX века и нового периода. Часть I / Под ред. С.Ф. Желобцовой, О.В. Сизых. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. – 215 с.
  6. Красильников, Р. Л. К проблеме героического в теории и истории литературы // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. –  2010. – № 2. – С. 70 — 80.
  7. Лейдерман Н. Крик сердца (творческий облик В. Астафьева) // Урал. – 2001. – № 10. – С. 225-245.
  8. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: Интелвак, 2001. – 1600 с.
  9. Сапронов П.А. Феномен героизма. – СПб.: Гуманитарная академия, 2005. – 512 с.
  10. Теория литературы: учебное пособие. / Под ред. И.Ф. Волкова – М.: Просвещение, 1995. –  256 с.
  11. Теория литературы: учебное пособие / Под. ред. В.Е..Хализева. –  М., 2005. – 405 с.
  12. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. – Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1987. – 219 с.

Желобцова Светлана Федотовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX века и теории литературы Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Иванова Анна Моисеевна – студентка 4 курса отделения русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>