С.Ю. Залуцкая, Л.В. Слепцова

КОДЕКС КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК PR-ТЕКСТ

CODE OF CORPORATE CULTURE OF EDUCATIONAL ORGANIZATION HOW PR-TEXT

С.Ю. Залуцкая, Л.В. Слепцова

S.U. Zalutskaya, L.V. Sleptsova

Аннотация: Данная статья описывает роль PR-документа в процессе формирования внутренней, корпоративной культуры образовательной организации. Представлены дефиниции «PR-документ», «PR-текст», «корпоративная культура». Особое внимание делено кодексу корпоративной культуры, как значимому PR-документу, позволяющему развивать организацию, эффективно  управляя поведением её сотрудников, создавая необходимые социально-психологические условия труда. В качестве примера приведён и проанализирован опыт создания кодекса корпоративной культуры ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова». Представлены некоторые рекомендации по его совершенствованию.

Abstract: This article describes the role of a PR document in the process of forming an internal, corporate culture of an educational organization. The definitions «PR-document», «PR-text», «corporate culture» are presented. Particular attention is paid to the code of corporate culture, as a significant PR-document, which allows to develop the organization, effectively managing the behavior of its employees, creating the necessary socio-psychological working conditions. As an example, the experience of the creation of the code of corporate culture of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «M. K. Ammosov North-Eastern Federal University». Some recommendations for its improvement are presented.

Ключевые слова: PR-текст, корпоративный кодекс, корпоративная культура, университет, PR-инструмент.

Key words: PR-text, corporate code, corporate culture, university, PR- instrument.

Одной из задач внутренних связей с общественностью является формирование корпоративной культуры, которая характеризуется специалистами «как средство управления, повышающего производительность труда сотрудников корпорации и помогающего созданию в глазах общественности положительного имиджа, хорошей репутации и уважения к предприятию» [1, 2012; 144].

Корпоративная культура представляет собой комплекс вырабатываемых и признаваемых коллективом организации социальных норм, установок, ориентаций, стереотипов поведения, верований, обычаев – то есть всего того, что заставляет человека, группу вести себя в различных, в том числе и кризисных, ситуациях определенным образом. На видимом уровне культура группы людей принимает форму ритуалов, символов, мифов, легенд, языковых символов и артефактов.

Сегодня корпоративная культура рассматривается в качестве главного механизма обеспечивающего практическое повышение эффективности работы организации. Основные требования, нормы, правила внутренней культуры организации находят своё отражение во внутреннем PR-документе, являющимся одним из элементов успешной деятельности организации С помощью данного документа происходит процесс саморегулирования деятельности сотрудников организации и определения критериев их выбора в сложных моральных ситуациях. Таким PR-документом выступает корпоративный кодекс, который призван способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности PR-субъекта, является важнейшим инструментом формирования и управления поведением членов его коллектива.

Закон Российской Федерации от 25.01.1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» определяет документ как «зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» [2, 1995].

Словарь-справочник по рекламе, связям с общественностью, средствам массовой информации дает следующее описательное толкование PR-текста. Это текст, который «отличается от журналистского текста тем, что в нем отражены интересы клиента и общественности. Журналист стремится к объективности, пиармен продвигает и защищает интересы организации» [3, 1998]. Определение, по мнению экспертов,  не отвечает требованиям научной дефиниции, а классификация PR-текстов в Словаре повторяет классификацию текстовых PR-материалов, предложенную И. П. Яковлевым. В соответствии с классификацией И. П. Яковлева выделяются три группы PR-текстов: личные, специализированные, тексты для общественности.

Текст должен иметь свою тему, то есть то главное, «о чем говорится в данном речевом произведении, это и материал, организуемый в соответствии с целями и задачами текста. Для PR-текста – это событие (новость) или ситуация, связанные с деятельностью базисного субъекта PR. В центре PR-текста, таким образом, находится базисный PR-субъект. Следовательно, объектом PR-текста или, точнее, объектом отражения PR-текста становится некая социальная реальность, выступающая в виде организации и ее деятельности, первого лица или сотрудников этой организации, информация о которых способствует формированию оптимальной коммуникационной среды данной организации» [4, 2002; 64].

На основе кратко представленных в обзоре теоретических положений нами осуществлён анализ текста кодекса корпоративной культуры ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» как PR-инструмента формирования корпоративной культуры высшего учебного заведения. Также были получены и проанализированы данные пилотного исследования мнения целевой аудитории о значимости корпоративного кодекса СВФУ в формировании корпоративной культуры федерального университета и разработаны рекомендации по совершенствованию кодекса корпоративной культуры СВФУ и применению его руководством университета с целью оптимизации коллективной корпоративной культуры вуза.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных исследователей в филологии (М. Ю. Лотман, М. М. Бахтин, И. Р. Гальперин, М. В. Муравьева, Г. В. Колшанский, М. Н. Кожина, Ю. М. Скребнев); исследования специалистов в области пиарлогии (А. Д. Кривоносов, Е. А. Блажнов, С. В. Пономарев, М. А. Шишкина, И. В. Алешина, В. И. Коньков). Нормативной базой исследования явились кодекс корпоративной культуры ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»; Устав СВФУ; Закон Российской Федерации от 25.01.1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации».

В ходе исследования мы выявили некоторые особенности кодекса корпоративной культуры ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» как PR-инструмента формирования корпоративной культуры высшего учебного заведения федерального уровня:

1. Среди  корпоративных  ценностей  СВФУ  в первую очередь выделим уникальность  образования, которая отражена в миссии университета. «В условиях жесткой конкуренции укрепить позиции вуза позволяет миссия, направленная на поддержание всех уровней образовательной системы, сохранение и развитие культуры, искусства, спорта, на реализацию социальных программ, на оказание образовательных услуг различным категориям граждан, в том числе инвалидам и пенсионерам, что повышает качество жизни населения, определяемого как особое отношение субъекта к окружающему миру, месту своей личности в нем, выражающемся в стремлении взаимодействовать, преобразовывать, совершенствовать, функционировать в различных сферах жизнедеятельности, удовлетворять персональные потребности… Учитывая особенности социально-экономического развития Северо-Востока России, федеральный вуз должен осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационно-ориентированной экономики, ее приоритетных отраслей в долгосрочной перспективе, науки, техники, образования, культуры и социальной сферы» [5, 2014; 857].

Также к корпоративным ценностям следует отнести сотрудников, преподавателей и студентов университета. СВФУ  формирует  молодое  поколение,  для  которых постоянное  стремление  к  знаниям  является  главной  жизненной  установкой.  Однако профессорско-преподавательский состав федерального вуза «не просто организует процесс познания, а принимает активное участие в процессе становления личностного «я» обучаемого, отвечающего требованиям демократического общества» [6, 2016; 40.].

2. Кодекс корпоративной культуры СВФУ содержит правила и нормы поведения не только в стенах университета, но и во внешней среде, будь то в автобусе или общественном месте. Например, Кодекс гласит, что «студенты должны уважительно относиться к окружающим не только внутри Университета, но и за его пределами. В общественном транспорте уступать сидячие места инвалидам, людям пожилого возраста, пассажирам с маленькими детьми, юноши – девушкам» [7, 2012; 9].

3. Структура кодекса достаточно типична для подобного рода PR-документов и включает следующие разделы: сфера применения Кодекса корпоративной культуры; стратегия развития университета; миссия университета; корпоративные символы; корпоративные ценности; основные этические нормы корпоративного поведения; деловой этикет; этика преподавателя и сотрудника; этика студента; ответственность за исполнение Кодекса; базовые понятия.

4. На данный момент, печатный вариант Кодекса в формате А5 и с цветной обложкой не имеет массового распространения среди обучающихся и сотрудников. У многих сотрудников он сохранился еще с первых редакций, у студентов же в большинстве своем данный документ в свободном пользовании отсутствует. Таким образом, электронная версия является неким вполне доступным, не требующим финансовых и материальных затрат выходом из сложившейся ситуации.

На основании проведенной исследовательской и аналитической работы предлагаем следующие рекомендации по совершенствованию Кодекса корпоративной культуры СВФУ и применению как инструмента формирования корпоративной культуры высшего учебного заведения федерального уровня. Приведём отдельные из них:

1. Сотрудники и студенты должны участвовать в формировании корпоративной культуры, в том числе в формировании ее элементов, а конкретно – в содержательном наполнении Кодекса. Кодекс должен разрабатываться на основе социологических исследований мнения сотрудников университета об особенностях внутрикорпоративных связей и отношений, декларируемых и реально существующих ценностях, верованиях, нормах поведения всех членов коллектива СВФУ. Также необходимо использовать такие инструменты работы над текстом кодекса, как общественное обсуждение (общественные дискуссии, в том числе и в корпоративных средствах массовой информации, «круглые столы», свободный микрофон на конференциях и другое), экспертный анализ и консультации.

2. Необходимо вести регулярный контроль  за тем, чтобы кодекс оставался актуальным, чтобы сотрудники и студенты его хорошо понимали и придерживались. Следует проводить постоянный мониторинг, в какой степени кодекс повлиял на корпоративную культуру образовательной организации.

3. Важно обеспечить постоянное информационное сопровождение этой деятельности, например, создав постоянную рубрику в печатных (электронных) средствах коммуникации вуза (сайт вуза, в том числе сайт мнений «Наш университет_онлайн», газета «Наш университет», корпоративный журнал «Open», страницы в социальных сетях). В такой рубрике возможно публиковать как обсуждение конкретных ситуаций, так и, например, философские эссе на морально-этические темы, способствующие еще более глубокому осмыслению роли корпоративной культуры в профессиональной жизни университета.

Особое внимание стоит уделить современным подходам к распространению информации. Файл-презентацию можно разместить на сайте университета либо направить по системе электронного документооборота, установленного в СВФУ, в целях доведения содержания текста до каждого сотрудника и обучающегося. Мобильные приложения, регулярная трансляция инфографики на телеэкранах вуза, e-mail-рассылка, размещение ссылки на текст Кодекса в официальных интернет-аккаунтах, а также печатных изданиях СВФУ – все это позволит повысить уровень осведомленности работников и студентов о корпоративной культуре учебного заведения и ее элементах.

Литература

1. Пименова, Ж. В., Старская, М. В. Эстетика управления в процессе формирования корпоративной культуры // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации, 2012. № 162. – С. 144-147.

2. Закон Российской Федерации от 25.01.1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» [электронный ресурс].

3. Чесанов А. А. Словарь-справочник по рекламе, связям с общественностью, средствам массовой. – СПб.: Б. и., 1998.– с. 149.

4. Кривоносов, А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. – СПб., 2002.

5. Panina, S. V., Zalutskaya, S. U., Grigorieva V. V. Image Making Potential of Higher Educational Establishment: Socio-Cultural Aspect // World Applied Sciences Journal. –  Volume 29, Issue 7, 2014, Pages 856-860.

6. Залуцкая, С. Ю., Никонова, Н. И. Национально-региональный компонент системы формирования межкультурной компетенции будущих учителей-словесников в федеральном вузе (статья) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2016. № 179. – С. 40-47.

7. Кодекс корпоративной культуры ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.s-vfu.ru/.

Залуцкая Светлана Юрьевна – кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Слепцова Лина Владимировна – магистрантка группы М-ПФПД-15  филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>