В. В. Башкеева, О. Л. Цыкина

АКСИОЛОГИЯ СЕМЬИ В РАССКАЗАХ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА 30-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА 

AXIOLOGICAL FEATURES OF FAMILY IN ANDREY PLATONOV’S NOVELS OF 30-TY YEARS OF XX CENTURY 

В. В. Башкеева, О. Л. Цыкина

V. V. Bashkeeva, O. L. Tsykina

Аннотация: Анализ рассказов на тему семьи показывает значимость темы для Платонова 30-х гг. Особо выделен рассказ «Семейство» (1934) как программный для писателя с его идеями родства, интереса, дружбы, дела. В анализе других рассказов подчеркнуто особое значение ребенка для семьи и жизни, разное изображение мальчиков и девочек. Показаны бытийность ролей матери и отца для семьи и жизни. Исчезновение семьи чревато личностными проблемами сиротства и желанием восполнить полноту пребывания в жизни.

Abstract: There is analysis of a very important theme for Andrey Platonov. Among other novels accent is on the novel “Semeistvo” (“Familia”) with it’s ideas of kinship, Interest, friendship, work. In whole there is emphasized special meaning of child for family. Different depiction of boys and girls. As far as mother and father is concerned there are important base of family and life. Disappearance of family leads to problems of orphan, to desire to compensate the loneliness in the world.

Ключевые слова: Андрей Платонов, тема семьи, рассказ «Семейство», образы родителей, детей.

Key words: Andrey Platonov, theme of family, the novel «Familia”, images of parents and children.

      C конца первой половины 30-х годов в творчестве А. Платонова весьма важной, почти центральной становится тема семьи, диалогичная по своей сути. С. А. Кузнецова, анализируя мотив дома у писателя в 30-е – 40-е гг., отмечает: «Укорененный веками жизненный уклад ныне воспринимается как ничем не заменимое благо и незыблемая универсалия человеческого существования. А труженичество и мастерство воссоздаются как важнейшая составляющая преемственности между поколениями. На первый план в связи с этим выдвигается тема общения близких людей, осуществляемого в малом обжитом пространстве» [2, 2005: 526].

Семья как ценность воплощена в 30-е гг. в ряде рассказов А.Платонова: «Семейство» (1934), «Третий сын» (1936), «Среди животных и растений» (1936), «Фро» (1936), «Семён» (1936), «Река Потудань» (1936), «Старик и старуха»(1937) и другие. В них отмечаем такое свойство прозы писателя, как повторяемость  мотивов, образов и однотипность сюжетов. Именно в повторяющихся элементах поэтики «заключены самые сокровенные платоновские идеи» [1].

Принципиально важное место в ряду рассказов на тему семьи занимает рассказ «Семейство» (1934) с его идеей полной семьи, вместе встречающей беды и радости жизни и растущей как семья в перипетиях существования. Здесь содержится символ веры Платонова: «Каждый вечер семейство собиралось вместе, связанное теперь не одним родством и привычкой, но также взаимным интересом, дружбой, а иногда и общим восхищение за успех своего или чужого дела» [5, т. 4: 318].

Родство означает не только кровную связь, но и ответственность за своих родных, прежде всего ответственность отца за своих детей. Женщина у Платонова слаба, у нее даже нет имени собственного, она вся в своей функции и роли – жены и матери. Не случайно она не топила печь, оставляя детей в холоде – не потому, что не любила их или не могла, но потому, что не ее это задача. Философское, а не психологическое понимание человека создает платоновскую антропологию.

Родство – это еще и чувство, очень глубокое чувство любви. Любовь немногословна, что характерно для народной традиции: таковы и жена Портнова, и сам Портнов. Но сила любви такова, что женщина, влекомая любовью и ожидающая мужа, может месяцами встречать поезда со всех сторон света, «с юга, востока, с запада и севера, со всех концов войны» [5, т. 4: 311]. Именно жена помогает герою «согреться ото всех холодных пройденных дорог» [5, т. 4: 320], а он свои долгожданным возвращением с фронта делает ее счастье «сбывшимся».

Родство – категория, связанная и с идеей природы. Природа – субстанция важная для Платонова. Даются разные ее лики: и как великой таинственной силы, позволяющей рожать детей, и как сложнейшего объекта изучения космической физикой. Природа способна чувствовать ритм человеческой жизни, ее запросы, в ней, очевидно, таится ответ и на излюбленные у Платонова вопросы о жизни и смерти. Философское понимание этих базовых категорий проступает у писателя сквозь физиологические, телесные реалии. В рассказе же «Среди животных и растений» (1936) природа становится той сферой пребывания семейного человека, прежде всего мужчины, которая противоположна миру машинной цивилизации.

В рассказе «Семейство» мы видим высшее родство – родство дружбы и взаимного интереса, когда родные, дети видимы уже не как дети, но как личности с их взглядами, идеями, их личностной отдельностью и даже учительством. И наконец, еще более высокий уровень – переживание совместного восхищения делом, своим или чужим. Активность платоновского героя, его неустанное движение по жизни, его трудовая деятельность, трудовые достижения, идея строительства будущего мира – все это ведет к тому, что семья становится частью общественной жизни, жизни страны, тем самым преодолевая свой малый эгоизм.

      Семья для Платонова не просто семья в ее бытовом или личностном проявлении. Он стремится показать нечто большее, чем просто группу родственников. Сакральный смысл обращения к теме связан, думаем, с невольной отсылкой к идее Святого семейства при всей сложности трактовки религиозного в тот период. Однако культурная традиция, отразившаяся в имени «семейство», позволяет вспомнить, что «святое семейство» есть образец семейных отношений у христиан. Слово «семейство» частотно у писателя, иногда оно может означать большую семью, часто – семью как ценность, условие и факт бытия [6, 2015: 88].

Отсылка к идее святого семейства позволяет интерпретировать данный рассказ Платонова как программный. В нем заложены важные для темы ценности. Прежде всего идея апологии семьи как важнейшего социального института, причем семья у Платонова – это семья рабочая, пролетарская, семья из народа. Основные функции семьи – это воспитание и защита. Фундаментом качественной реализации этих функций служит гармоничное единение женской чувствительности и мужской рациональности.

Женщина, женщина-мать в семье весьма важна для Платонова как порождающее жизнь начало. И хотя образ женщины не сводится только к материнской ее роли — женщина в его творчестве «приобретает черты идеального, «совокупного» человека, черты Софии» [7, 1994: 202], смысл существования женщины часто связан у Платонова в 30-е годы с рождением и воспитанием ребёнка, главной и подчас единственной ценности женщины. В драматичной форме, впрочем, в целом характерной для писателя, показано материнство в рассказе «Такыр» (1934). Истинное  и великое предназначение женщины в том, чтобы родить новую жизнь, заключить в ней своё бессмертие. Уже в 1920 г. Платонов утверждает это в статье «Душа мира»: «Женщина осуществляет ребёнка, своей плотью и кровью она питает человечество», «если дитя — владыка мира, то женщина — мать этого владыки» [4]. В такой связке прочитываются сильная, жертвенная любовь матери к своему ребенку и особая роль ребенка в мире, подобная связь также отсылает к традиционным для русской культуры архетипическим религиозным образам.

Центральная фигура в семье – мужчина, отец. Смыслом его существования является труд. Труд творческий, который позволяет мужчине не только обеспечивать «биологическое существование» семьи, но и развиваться. В рассказе «Фро» (1936) Федор с энтузиазмом представляет жене «оживлённую работу загадочных, мёртвых для неё предметов» [5, т. 4: 413], «мысли и проекты – о передаче силовой энергии без проводов, посредством ионизированного воздуха» [5, т. 4: 422]. Более того, новая жизнь, жизнь «как нужно» синонимична понятию труд: «Фро! Пойдём трудиться, пойдём жить, как нужно…». Можно предположить, что в образе Фёдора Платонов воплощает одну из самых значимых идей всего своего творчества: «Не через тихий, детский восторг созерцания бесконечности и предание себя в руки неизвестного, а через труд, через миллионы машин, через войны, через смерть, через ошибки — путь человека к бессмертию, путь к познанию всего, путь к слиянию с бесконечностью» [3].

Семья у Платонова немыслима без детей. Более того дети – своеобразный аксиологический центр семьи. Дети для Платонова – это «владыки мира». Данную идею писатель утвердил в 1920 г. в цитировавшейся статье «Душа мира». Дети становятся продолжением своих родителей: поступками, оценками, подобными родительским, они как бы дают новую жизнь старшему поколению. При этом родители видят в своём продолжении не только личное бессмертие, но новый, лучший мир.

В рассказах «Июльская гроза» (1938), «Корова» (1938), «Уля» (1939), «Железная старуха» (1941) анализируется психология растущего человека. Вася Рубцов, главный герой рассказа «Корова», Егор из «Железной старухи» относятся к типу «маленьких философов» с неистребимой и вовлекающей их в жизнь любознательностью: Васю «мучило, если он видел какой-либо предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют» [5, т. 6: 40]; «Егор хотел узнать, что означают эти слова ветра, о чём они говорят ему… Спать не любил, он любил жить без перерыва, чтобы видеть всё, что живёт без него…» [5, т. 6: 97].

Дети в силу открытости, чистоты и глубины способны задавать величайшие вопросы в мире и о мире. Егор, стремясь понять само бытие, спрашивает жука, червя, ветер и даже мать: «Ты кто?», «Отчего ты живёшь?» [5, т. 6: 98]. Своё бытие Егор оценивает через бытие других существ: «Давай я буду тобою, а ты будешь мною, — сказал червю Егор. – Я тогда узнаю, кто ты, а ты станешь как я…»[5, т. 6: 99]. Символически диалог, который ведет разум мальчика, — это диалог о жизни и смерти, о страхе и бесстрашии перед лицом неизвестного.

Если мальчики у Платонова – философы, то девочки являются символом продолжения рода. В рассказе «Старик и старуха» (1937) старуха,  родив девочку, умерла. Смерть матери, как и в рассказах «Такыр», «Семён», представляет собой не столько трагический конец жизни, сколько «счастливое продолжение новой жизни». «Умирать ведь тоже нужно: если бы мы были вечными, не надо бы детей рожать» [5, т. 4: 484], — такие слова звучат из уст одного из персонажей. Заметим, что рождается именно девочка. «Вырастет, матерью новых людей будет!» – говорит старик [5, т. 4: 483]. Платоновские герои осознают и смертность малой жизни, и беспрерывность и непреложность продолжения бытия.

Сама идея рождения ребенка, феномен многодетной семьи осмыслен Платоновым в рассказе «Семён». Многодетные родители Семена «добрые, чтобы дать жизнь». Их доброта – категория не бытовая или психологическая, это категория бытийная, онтологическая. Рождённые дети находят счастье в самой жизни, какой бы она ни была. Жизнь, даже если она оценивается как «плохая» и «голодная», противопоставляется смерти: «С нами им плохо <…>, а там ещё хуже» [5, т. 4: 455]. И отсюда ценность семьи в защите и сохранении не только детей как овеществленных форм жизни, но защита и сохранение самой жизни, один из способов удержаться в жизни и не перейти грань, к которой близки платоновские герои, ведь «граница между жизнью и смертью у Платонова<…> оказывается чрезвычайно зыбкой» [6, 2007]. Семья же в ситуации этого пограничного стояния как бы «вытягивает» героя на сторону жизни.

Счастье детей жить в семье или несчастье оказаться сиротой – важный поворот в изображении семьи в 30-е годы. Тема сиротства в рассказах «Глиняный дом в уездном саду» (1936), «Юшка» (1936), «На заре туманной юности» (1938), «Вся жизнь» (1939) по-новому высвечивает семейную проблематику. Сирота лишен переживания жизненной полноты, и такая неполнота требует обязательного восполнения. Именно в этом причина странничества детей-сирот. «Осознание героями А. Платонова своего сиротства толкает их на поиски родства», — замечает А. Грязнова [1]. В рассказе «Глиняный дом в уездном саду» мальчик неустанно пытается восполнить своё одиночество: «…ища в деревьях, в мелких насекомых и в неизвестных мертвых предметах какого-либо родства себе, привязанности и взаимного горя одиночества» [5, т. 4: 351].

Даже для взрослого сироты важно восполнение в понимании общего сиротства людей перед лицом смерти. Несмотря на то, что семья для Акима не представляет никакой ценности, он к концу жизни делает вывод: «Я помню их, ты запомни меня, а тебя запомнят, кто после тебя народится, те будут неизвестные – ещё лучше тебя, — говорил старый Аким. – Так и будем жить один в другом, как один свет» [5, т. 6: 76].

По сути, это свет семьи, свет тех фундаментальных, правильных-истинных отношений и качеств, которые и составляют особенности изображения семьи в рассказах писателя этого времени.

Литература

  1. Грязнова А.Ю. Искать дороги друг к другу. Сиротство и родство в прозе Андрея Платонова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://platonovseminar.ru/docs/science/Grjaznova.pdf
  2. Кузнецова С.А. Мотив дома в рассказах А. Платонова 1930 – 1940-х годов: “Река Потудань”, “Возвращение”» // Проблемы исторической поэтики. – Петрозаводск, 2005. — С. 526 – 537.
  3. Платонов А. Вечная жизнь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://platonov-ap.ru/publ/vechnaya-zhizn
  4. Платонов А. Душа мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://platonov-ap.ru/publ/dusha-mira
  5. Платонов А. Собрание сочинений: в 8-и томах / А. Платонов; сост. Н.В.Корниенко. — М., 2011.
  6. Червякова Л. В. Экзистенциальная проблематика прозы А. Платонова и В. Шаламова // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых. Вып. 10. Ч. I. Саратов: Научная книга, 2007. С. 50-55. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://shalamov.ru/research/154/
  7. Яблоков Е. А. Два возвращения («Семейство» и «Семья Иванова») // Новые территории. Поэтика Андрея Платонова. Сборник 2. — М., 2015. — С. 79 – 93.
  8. Яблоков Е. О типологии персонажей А.Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. М.: Наследие; Наука, 1994. [Вып. 1]. С. 194 – 203.

Башкеева Вера Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Цыкина Олеся Леонидовна — студентка 4 курса отделения русского языка и литературы Института филологии и массовых коммуникаций Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>