Л. И. Румянцева, Е. А. Потапова

ЖАНРОВЫЕ ЧЕРТЫ ОЧЕРКА В КНИГЕ Н. КУРИЛОВА «ХАЙ!» 

GENRE FEATURES OF THE EASSY IN THE BOOK N. KURILOV «HI!» 

Л. И. Румянцева, Е. А. Потапова

L. I. Rumyantseva, E. A. Potapova

Аннотация: В статье анализируется книга юкагирского писателя-художника Н. Курилова «Хай!» с точки зрения жанрового своеобразия: раскрывается поиск автором собственной повествовательности, соединяющей возможности художественного и публицистического дискурсов; прослеживается использование элементов публицистических жанров – очерк и путевые заметки.

Abstract: The article reviews the book Yukagir writer-artist N. Kurilov «Hi!» from the point of view of genre identity: it reveals the search by the author’s own narrative, connecting the possibilities of artistic and media discourses and traces use of elements of nonfiction genres – essay and travelogue.

Ключевые слова: очерк, путевые заметки, жанр, очерковая повествовательность, публицистика, юкагирская литература, Н. Курилов.

Key words: essay, travel writing, genre, description of the storytelling, journalism, Yukagir literature, N. Kurilov.

    Николай Курилов – юкагирский писатель, профессиональный художник, младший из трех братьев Куриловых, принесших юкагирской литературе мировую известность.

В 1997 г. вышла на свет его книга «Хай!», в котором он описал свою жизнь во время путешествия к североамериканским индейцам. В произведении автор сохраняет условность структуры очерка — присваивает к каждой главе характерные содержанию названия, что способствует читателю погрузиться в описываемый автором события («Аэропорты», «Полет в Америку», «Гретхен Каапке и ее дом», «Магазины для художников», «По индейским общинам на праздниках», «Фестиваль» и т.д.). Все главы выстроены хронологически, показывая типовую ситуацию.

Очерк – это оперативный художественно-публицистический жанр, который с достоверной точностью изображает социально важные факты и явления, а также типичных представителей определенных социальных групп общества. В идейно-художественной структуре очерка сочетаются качества художественной литературы и социологического, социально-экономического и философского исследования (часто в публицистической интерпретации) [5: 154].  Отличительной чертой очерка является отсутствие единого, острого, быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения [4].

Расцвет очеркового творчества в истории национальной литературы возникает тогда, когда в обществе, в связи с кризисом общественных отношений или с возникновением нового уклада жизни, резко усиливаются «нравоописательные» интересы. В Великобритании в 1-й половине XVIII в., когда происходило нравственное оскудение господствующих слоев и в сатирических журналах Р. Стила и Дж. Аддисона печатались социально-критические очерковые зарисовки характеров и бытовые сценки. Аналогичное явление произошло в России в конце 1760-х гг., когда стали выходить сатирические журналы (в том числе «Трутень» и «Живописец» Н. И. Новикова), разоблачавшие в очерковых формах пороки помещиков и чиновников в условиях начавшегося кризиса старого строя [4]. Очерковая литература затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния «среды», воплощённого обычно в отдельных личностях.

Главные происшествия, описываемые Н. Куриловым, разыгрываются в Северной Америке в городе Сиэтл: в супермаркетах, встречах, выставках, знакомствах – то печалят, то радуют душу рассказчика. Здесь он придерживается очерковому повествованию, вымысел играет гораздо меньшую роль; краткость, четкость, в сжатой форме сказать о многом, создание многогранной картины – все это присущи путевым очеркам Н. Курилова: «В магазинах, где продают промышленные товары существуют определенные права в пользу покупателя, а именно, он имеет право вернуть товар и забрать деньги или обменять, если покупка имела дефект. В магазине могут предложить бесплатный ремонт <…> Может ли быть такое у нас? Однозначно – нет!» [1, 1997: 31]. Очерковость в данном примере используется как инструмент для фиксации повседневного существования в чужой для юкагира стране, способа «документирования» уходящей реальности.

Публицистическая составляющая проявляется в очерке в прямо высказываемой субъективной оценке, а художественная – в образной типизации действительности [5: 155]. Причем главное, особое внимание в очерковом повествовании уделяется образу, а не событиям. Именно так выстроены главы книги «Хай!». Автор здесь представлен как главное действующее лицо, как главный герой.

В путевых очерках «Хай!» также содержатся элементы портретного очерка. «В центре портретного очерка – человек со своим духовным миром, характером, которые раскрываются в общественно значимых действиях, конкретных поступках, напряженных, подчас конфликтных ситуациях, в биографических эпизодах, в мыслях, речи, внешнем портрете героя» [8, 1984: 17]. Следовательно, портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере».

В соответствии с главной задачей автора портретного очерка – «создать образ, раскрыть характер человека – героя очерка» [5: 157], характер путешественника, он же сам автор, раскрывается через отношение к различным событиям: со знакомством с местными индейцами, их законами и правами и т.д.

Следует также отметить, что особую роль играют пейзажи. Описание природы помогает раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и эмоционально-психологическое состояние героев или самого автора: «Вокруг была Америка, мы были в Америке. Просто невообразимо: лиственницы и жухлая трава, осеннее небо с ее прохладой. Нам казалось, что мы в своей сторонке, но с великолепным шоссе, чистыми полями, аккуратными домиками с сочными зелеными лужайками, чистыми «стадами» разных мастей машин» [1, 1997: 27]. Здесь впечатление дополняется воспоминанием о родной земле.

Одним из эффективных методов построения очеркового повествования является ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого служат авторские размышления. Авторские ассоциации, как правило, углубляют образно-психологическую разработку основной идеи повествования [9].

Автор путевого очерка обращается к таким художественным средствам изображения, как художественная деталь, речевая характеристика, диалог, портрет и т.д. Все эти средства создают некие мостики, которые скрепляют текст в единое целое. У него появляется возможность в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев посредством ярких деталей и особенностей речи. Так воссоздается «кусочек» реальности во всех своих многообразных проявлениях. Кроме этого, закладываются важные предпосылки для эстетического восприятия действительности читателем. «Природа художественной выразительности, — отмечает В. В. Учёнова, — реализуется главным образом в формировании специфического эстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя в эстетическое переживание, в комплекс эстетического восприятия. Подобное вовлечение в сопереживание предполагает не только знакомство читателя с документально-выразительными фактами, не только логически убедительное выяснение их социально полезных и социально-негативных связей, но и использование документальных данных в особой художественной интерпретации. Последняя предполагает стремление и способность автора поставить документальные фрагменты в такой контекст их авторского восприятия, в котором эти фрагменты приобретают дополнительный объемный и многозначный эстетический смысл. Для придания единства важны активность обобщающей мысли автора, выразительность и колоритность его речи; большую роль может играть введение рассказчика, передающего свои наблюдения, впечатления, описывающего встречи и разговоры с основными героями» [7].

Среди других содержательных элементов можно выделить: портретные и пейзажные зарисовки, картины быта и нравов, характеристики героев, лирические отступления и т. п.

Острая тематика и проблемы общечеловеческого характера интересны читателям, они значительно расширяют их литературный и историко-культурный кругозор, способствуют развитию мышления и эстетического вкуса. Автор пишет, что их имена малоизвестны для местных любителей искусства коренных народов; сама техника исполнения работ неизвестны; и, главное – нет своего имиджа. «Имиджу помогает такое немаловажное дополнение к имени и фамилии, как национальность. У нас, например, в картине пишут: такая-то работа и автор – Николай Курилов. У них же (т.е. у индейцев), после имени и фамилии, пишут и национальность: Николай Курилов, юкагир» [1, 1997: 39]. Автор пишет об этом совершенно свободно. Это та свобода самовыражения, которая несет полноту пережитых мыслей и оттенков чувства. Это не только материал о путешествии автора, это и освещение исторических событий, очевидцем которого он являлся.

Согласно очерковому повествованию, в «Хай!» ощущается авторское присутствие по его идиостилю, манере донести мысль. Он обращается к читателю, дает советы, которые представлены в книге отдельными главами («Первый узелок для памяти», «Итак, вы художник, собираетесь в США»). Занимая более деятельную позицию, автор делился с читателями своими размышлениями. Таким образом, субъективность авторского подхода в осмыслении реальной действительности становится характерной чертой нарождающегося очеркового жанра, а открытая авторская публицистичность — ее отличительным признаком [6]. Здесь автор становился главным действующим лицом, участником событий. Сквозь призму его восприятия в произведении объединялись различные фрагменты действительности. Именно автор придал всему произведению целостность и связность.

Субъективность авторского подхода в осмыслении реальной действительности становится характерной чертой очеркового жанра, а открытая авторская публицистичность — ее отличительным признаком [6].

В данном путевом очерке все соответствует целям произведения. Автор стремится познакомить читателя с маршрутом поездки, образно описывает действительность, соблюдает хронологическую последовательность в изложении материала, тематически организовал факты, детали и т. д.

Учитывая вышеизложенное, на первый план выходят авторские рассуждения. Но во всех этих случаях важно передать колорит путешествия, его необычность и занимательность. В путевом очерке автор может воссоздать полную картину описываемой действительности, так как он не ограничен маршрутом описания. Исторические аналогии, авторские размышления, лирические отступления, развернутые диалоги с героями произведения, личные наблюдения и многое другое — все это автор-очеркист использует в целях обрисовки человеческих нравов. В путевом очерке могут быть представлены данные из природоведческих и краеведческих исследований. Все эти разножанровые материалы объединяются в путевом очерке авторским замыслом, а их привлечение обусловлено принципом панорамности. Форма изложения имеет свободный и непринужденный характер [6].

Использование очеркового повествования позволило автору найти свой путь сохранения, «документирования» определенный период жизни. Он всесторонне исследовал жизнь и проблемы североамериканских индейцев и представил это исследование через открытого повествователя — автора и героя, расширив тем самым границы своего творческого стиля. Конкретные наблюдения отозвались в его произведениях как в общем колорите, в сюжетах, персонажах, частных ситуациях, отдельных деталях, так и в направляющих, организующих мыслях и в способах выражения авторского отношения к изображаемому.

Литература

1. Курилов Н.Н. Хай! Путевые заметки. Якутск, Нац. кн. изд. «Бичик», 1997. — С. 72.

2. Микродиалог, скрытая полемика, большой диалог [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bo0k.net/index.php?p=chapter&bid=4302&chapter=75

3. Очерк — его виды и особенности написания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://litgostinaya.ru/rubrika-shpargalka-dlya-pisatelya-ocherk

4. Очерк [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA

5. Современный медиатекст: Учеб. пособие / Отв. ред. Н. А. Кузьмина. Омск, 2011. — С. 414.

6. Современный очерк: проблемы жанра [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knigi.link/tvorcheskoy-deyatelnosti-osnovyi/sovremennyiy-ocherk-problemyi-38696.html

7. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kazedu.kz/referat/107153/2

8. Черепахов М. С. Таинства мастерства публициста. М.: Мысль, 1984. — С. 150.

9. Что такое очерк [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=9a72e7b5-1a7e-4ad7-b2a2-e53097fe7986

Румянцева Лена Иннокентьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ века и теории литературы Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск.

Потапова Евгения Артуровна – магистрант 1 курса отделения литературы и культуры российских макрорегионов филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>