М.Я. Мишлимович, Е.П. Заровняева

УРОК ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПЕТЕРБУРГ — ГОРОД «УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЕННЫХ» В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

LESSON BY CORRESPONDENCE EXCURSION. PETERSBURG IS A CITY OF «HUMILIATED AND INSULTED» IN A DOSTOEVSKY’S NOVEL «CRIME AND PUNISHMENT»

М.Я. Мишлимович, Е.П. Заровняева

M.Y. Mishlimovich, E.P. Zarovnyaeva

Аннотация: В статье рассматривается одна из форм игрового нетрадиционного урока; выявляются возможности развития самостоятельности и творчества учеников, скрытого изучения теории литературы (художественное пространство, «региональный текст», интерьер, цветопись), углубление интерпретационных умений.

Abstract: The article considers one of the forms of the gaming non-traditional lesson; the possibilities of developing the independence and creativity of students are revealed? a hidden study of the theory of literature (artistic spare, regional text, interior, lighting) deepening of interpretative skills.

Ключевые слова: Петербург, жара, желтый цвет, Раскольников, уличные сцены, каморки.

Key words: Petersburg, heat, yellow, Raskolnikov, street scenes, closets.

    Современный этап литературного образования, в средней школе характеризуется снижением интереса учеников к урокам литературы, что обусловлено многими факторами, прежде всего кризисом чтения и исключением нашего предмета из числа,  подлежащих обязательной итоговой аттестации. Поэтому для учителя- словесника главной задачей является сегодня возращение заинтересованного активного отношения к изучению художественных произведений. Одним из путей для этого является, нашему глубокому убеждению, проведение нетрадиционных уроков в частности, в форме игры-путешествия с литературными героями, такая заочная экскурсия, как покажем мы ниже, позволяет корректировать читательскую интерпретацию, сочетать методические традиции при изучении трудной темы с элементами современных технологий, развивать творчество учеников.

При изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был подготовлен и проведен урок- заочная экскурсия «Петербург — город «униженных и оскорбленных». Для подготовки и проведения этому уроку мы опирались на труды известных литературоведов (М.М. Бахтин, В.Я. Кирпотин, В.Н Топоров, Д.С. Лихачев), так на методические традиции (Ц.П. Балталон, В.Г. Маранцман). В литературе есть такое понятие «региональный текст»: Московский, Петербургский. По мнению В.Н. Топорова, главным стержнем, оформляющим «петербургский текст», является идея сотериологического мифа, потому что поле мифологии с самого основания этого города обусловило во многом его дальнейшую историю, облик и устройство жизни. [7,2003: 84] Петербургский текст по разному представлен в классических произведениях. Например, для А.С. Пушкина этот «град Петров», великолепный, величественный, — «краса и диво» северных стран. Немногие города мира могут сравниться величием с Петербургом! В поэме «Медный всадник» Петербург является не только местом действия, но и самостоятельный действующим лицом. Город живет, думает, распоряжается жизнями горожан. «Вступление» к «Медному всаднику» написано торжественном стиле. По своему стилю оно резко воспринимается как самостоятельное произведение. От повествовательных частей поэмы оно отличается, прежде всего, своим торжественно-ликующим тоном. И также «Вступление» к «Медному всаднику» называют гимном великому городу, прославляющим его красоту. Но, это и жестокий город в «Станционном смотрителе» », оскорбивший Самсона Вырина, лишивший его последней надежды, это и город пышных особняков и сумрачных белых ночей «Евгения Онегина». Как утверждает академик  Д.С. Лихачев, «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они выстраивают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной». [4, 1980] А.А. Белкин считает, что  «искусство Достоевского относится к числу «трудных». Проникновение в его стиль, язык, образую систему, а значит, и методы изучения его должны быть иными, чем при изучении других писателей. Ключ, которым открывается главное своеобразие творчество Достоевского, нужно искать, на мой взгляд, в понимании жанра его романов». [2, 1973: 56-85]

В качестве опережающего домашнего задания были предложены индивидуальные: подготовить краткое сообщения — «Петербургский текст» в произведениях А.С. Пушкина и И.В. Гоголя», «Петербург в кинофильмах- экранизации режиссера Л. Кулиджанова»; а также групповые для экскурсоводов с презентациями — «уличные сцены», «каморочные эпизоды», «распивочная, трактиры, парк».

Приведем фрагментацию содержания экскурсии. В начале учитель кратко эмоционально делиться своими впечатлениями от первой очной встрече с Петербургом, также в нашем классе были ученики, которые посетили Петербург они также поделились со своими впечатлениями. Далее следует подготовленное сообщение ученика, затем целевое цитирование: следить за ходом заочной экскурсии, обращая внимание на повторяющиеся мотивы цветопись, духоты, одиночества, на звуки, запахи.

Слайд №1 Николаевский мост «На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, зато что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетали защелкал зубами. Кругом, разумеется, раздался смех».

Слайд №2 На бульваре франт преследует девочку «Раскольников не сели уйти не хотел, а стоял перед нею в недоумении. Этот бульвар и всегда стоит пустынный, теперь же, во втором часу и в такой зной, никого почти не было. И однако ж в стороне, шагах в пятнадцати, на краю бульвара, остановился один господин, которому, по всему видно было, очень хотелось тоже подойти к девочке с каким-то целями… Он на минуту оставил девочку и подошел к господину».

Слайд №3 Самоубийство: «… он взглянул — и увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми впавшими глазами. Она глядела на него прямо, но, очевидно, ничего не видела и никого не различала. Вдруг она облокотилась правою рукой о перила, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую, и бросилась в канаву. Грязная вода раздалась, поглотила на мгновение жертву, но через минуту утопленница всплыла, и ее тихо понесло вниз по течению, головой и ногами в воде, спиной поверх, со сбившеюся и вспухшею над водой, как подушка юбкой. Утопилась! Утопилась! — кричали десятки голосов; люди сбегались, обе набережные унизывались зрителями, на мосту, кругом Раскольникова, столпился народ, напирая и придавливая его сзади».

Слайд №4 «Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей … На земле лежал только что раздавленный лошадьми человек, без чувств по видимому… весь в крови. С лица, с головы текла кровь; лицо было все избито, ободрано, исковеркано. Видно было, что раздавили не на шутку…»

Питейные заведения, парк

Слайд №6 Сцена в парке: «Пред ним было чрезвычайно молоденькая личико, лет шестнадцати, даже, может быть, только пятнадцати,- маленькое, белокуренькое, хорошенькая, но все разгоревшееся и будто припухшее. Девушка, кажется, очень мало уж понимала; одну ногу заложила за другую, причем выставила ее гораздо больше, чем следовало, и, по всем признакам, очень плохо сознавала, что она на улице.»

Слайд №7 «Стояли крошечные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба все это очень дурно пахло. Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винными запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».

Каморки, квартиры

Слайд №8 Комната Раскольникова — Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтелькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.

Слайд №9 Комната Мармеладовых- огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; все ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разные детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалось кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была прохладная.

Слайд №10 Комната Сони — это была большая комната, но чрезвычайно низкая, единственная отдававшаяся от Калернаумовых, запертая дверь к которым находилась в стене слева… Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольного, и это придавала ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, … Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам, должно быть здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая, даже у кровати не было занавесок.

Слайд №11 «В комнате было душно, но окна она не отворила, с лестницы несло вонью, но дверь на с лестницу была не затворена, из внутренних помещений, сквозь не притворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла но дверь не притворяла».

Походу экскурсии подготовленная ученица рассредоточено отвечает и комментирует кадры из кинофильма.

В ходе обобщающей беседы отмечает: многочисленные каморки, грязные лестницы, которые создают мир «петербургских углов»  формирует мировоззрение «униженных и оскорбленных жителей». Доминирующими цветами являются желтый и серый («желтоватые обои», «желтая мебель», «желтому билету», «два желтых кусочка сахара»), всюду грязь, вонь, сырость, а главное постоянное ощущение постоянной духоты, одиночества, отчуждения от других людей в большом городе — все это подталкивает, приближает Раскольникова к осуществлению преступного замысла и углубляет его душевные муки. «Петербург, в окружении которого зреет мысль об убийстве старухи- процентщицы. В нем есть соблазн нежной красоты и роскоши..но это и город разврата, вони, отравляющей все углы, город отчуждения людей, их потерянности, унижения» [5, 2007: 142]

Таким образом мы видим, что в романе Ф.М. Достоевский продолжает традиции своих великих предшественников. «В глубине «Преступления и наказания» живет художественная память «Медном всаднике» Пушкина… Смутный, неоформленный протест Евгения развился в сознательную и грандиозную… идея Раскольникова…» [3, 1978:73-120]

В отзывах рефлексиях школьники отмечают, что форма урока- заочная экскурсия с литературными героями понравилась:

-       «Как будто сама побывала, захотелось съездить в Санкт- Петербург реально.» (Катя Д.)

-       «Экскурсоводы проделали большую работу и не зря, мы ведь привыкли теперь все воспринимать зрительно, наверное, можно почаще проводить компьютерные презентации.» (Нюргун М.)

-       «Мне самой захотелось подготовить заочную экскурсию, например, вместе с Пьером Безуховым, потому что я все- таки с трудом, но одолела роман. Хотя, наверное, одноклассники, которые не любят читать, не захотят долго готовиться.» (Даша К.)

Литература

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского,  — М., 1972 — С. 165
  2. Белкин А.А.Читая Достоевского и Чехова, — М., 1973 — С. 56-85.
  3. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова, М., 1986 — С. 73-120.
  4. Лихачев Д.С. Необходим справочник «Литературные места России» // Лит. газ. 1980.12 марта
  5. Маранцман В.Г. Фёдот Михайлович Достоевский. // Литература. 10 класс ч. II, 2007, — С. 397.
  6. Топоров В. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» / В.Н. Топоров // Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: избранные труды. — СПб: «Искусство СПб», 2003. — С. 7-118.

 

Мишлимович Мира Яковлевна -кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и русской литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

Заровняева Евдокия Павловна — студентка 2 курса русского отделения отечественной филологии филологического факультета Северо-Восточного университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>