Скрябина Л.М.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

FORMATION OF PHILOSOPHICAL CONCEPTS AT LITERATURE LESSONS

Л. М. Скрябина

LM. Skryabina

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования философских понятий у учащихся на уроках литературы. Автор статьи показывает  примеры анализа художественного текста, посредством которого учащиеся познают духовный опыт предыдущих поколений и выражают свое отношение к миру и к себе как части этого мира.

Abstract. In article topical issues of formation of philosophical concepts at pupils at literature lessons are considered. The author of article shows examples of the analysis of the art text by means of which pupils learn spiritual experience of the previous generations and express the relation to the world and to themselves as parts of this world.

Ключевые слова: анализ текста, многообразие жизненных явлений, гармоничное единство человека и природы, восприятие жизни, философские понятия.

Key words: analysis of the text, variety of the vital phenomena, harmonious unity of the person and nature, perception of life, philosophical concepts.

Новые подходы к обучению литературе в современной школе требуют от учителя компетентности не только в области предмета, но и в других областях знаний. «Требованиями к уровню подготовки по литературе выпускников основной общеобразовательной школы» определены основные задачи изучения литературы в школе. Одной из них является формирование у учащихся гуманистического мировоззрения. Основой создания целостного представления о мире и месте человека в нем являются знания по философии. Путь обновления содержания литературного образования – в интеграции литературы с другими гуманитарными науками. Важную роль в процессе формирования зрелой личности, способной к саморефлексии, к анализу явлений окружающей действительности, к интерпретации произведений искусства, в том числе и художественных произведений, играет философия.

Проблема формирования философских понятий у учащихся средней школы в настоящее время становится актуальной также в связи с тем, что современная школа ставит перед собой особые задачи. Сформировать человека с высоким уровнем творческого сознания, способного к самореализации, мыслящего масштабно и креативно, – вот те цели, которые ставит жизнь перед современным образованием. Школа должна помочь развитию целостной и нравственно зрелой личности, ощущающей себя частью мироздания, формированию такого духовного мировоззрения, которое позволило бы ребенку осознать единство своего внутреннего мира и окружающей его природы. Решению этих задач способствует изучение гуманитарно-эстетических дисциплин, каждая из которых содержит в себе философские начала. «Цель изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном самосовершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей»

  Принято считать, что работу по формированию философских понятий можно начинать в старших классах. Однако практика показывает, что такую работу можно проводить и в среднем звене. Рассмотрим эти моменты на примере анализа лирических стихотворений, которые входят в программу 5-6 классов. Сразу оговоримся, что данная статья не ставит своей целью показать полный литературоведческий анализ стихотворений. Мы пытаемся обратить внимание на философские мотивы в стихотворениях.

  Обратимся к анализу стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». Стихотворение входит в программу 6 класса. Учащиеся владеют базовыми понятиями теории литературы и анализа стихотворения. Можно задать вопрос: какое художественное средство является ключевым в этом стихотворении? Учащиеся ответят, что антитеза. Действительно, контрастное описание «вечор» и «нынче» занимает основное место.Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.Таким образом, мы подводим учащихся к мысли, что полнота жизни возможна в многообразии жизненных явлений. Подобная наблюдение, возможно, окажется очень ценным, так как многие дети склонны воспринимать жизнь как череду бесконечного удовольствия.

Обратимся теперь к третьей строфе стихотворения.Это прекрасный зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”. Словом “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология “треском трещит” оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи. Можно ли сказать, что в стихотворении показан какой-то экзотический, не знакомый нам пейзаж?Конечно, нет! Всё знакомое, родное, хорошо нам знакомое! Почему же пейзаж воспринимается таким радостным, счастливым, ярким? Дети отвечают, что таким воспринимает его автор или лирический герой. Здесь очень важно обратить внимание на радостное, благодарное восприятие окружающей нас действительности. Может ли быть другое восприятие действительности? Обедняем ли мы свою жизнь, не замечая красоту в обыденных вещах? Дети с удовольствием ответят на эти вопросы и сделают самостоятельные выводы.

И наконец, подходим к ещё одной глубокой философской мысли, заключенной в этом стихотворении: человек и природа, взаимосвязь человеческой души с миром природы. Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, её состояние оказывает влияние на эмоциональный настрой лирического героя. Поэт ценит человека и природу в гармоническом единстве.

   Обратимся к следующему стихотворению из программы 6 класса. Это стихотворение-баллада «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова. Стихотворное повествование начинается с описания растущих в пустынном оазисе трех пальм. Мы видим благословенный уголок природы, в котором процветают эти пальмы: освежающий холодный ручей, питающий их корни и придающий им жизненную силу, жаркое солнце пустыни, щедро льющее лучи света. Как оценят эту картину жизни дети? «Это прекрасный уголок, у них есть всё, что нужно для жизни и процветания». А счастливы ли они? Нет, эти прекрасные пальмы чувствуют себя глубоко несчастными: им не хватает для счастья восхищения людей. Здесь важно подчеркнуть одну мысль : счастье не зависит от обстоятельств, пусть даже самых благоприятных, счастье – это внутреннее ощущение.

 Далее мы обращаем внимание, что мольбы пальм услышаны: движется караван. «Приветствуют пальмы нежданных гостей…»Радуются, что их мольбы услышаны. Но люди, отдохнув под приветливой сенью пальм, испив студеной водицы из ручья, отвечают на всё черной неблагодарностью. С пальм «сорваны одежды», их «тела изрублены», всю ночь их «жгли огнем». Почему так случилось? Учащиеся приходят к выводу: отсутствие единства с природой, неспособность понять красоту и хрупкость окружающего мира, потребительское отношение к природе привели к таким трагическим последствиям.

Помимо отношений человека и природы в данном произведении  автором затрагиваются очень серьезные вопросы, которые тревожат человечество на протяжении всего его существования: Для чего мы созданы? В чем предназначение каждого человека? Лермонтов был убежден, что каждый человек наделен судьбой, предначертанной им свыше, и поэтому что-либо выпрашивать у Создателя либо противиться Его воле, чревато фатальными последствиями, которые принесут человеку только боль и разочарование. Пальмы (кстати, три — мистическое число) — прототипы людей, объятых грехом гордыни, думающих, что они могут сами вершить свою судьбу, которые, ставя перед собой какую-то цель, пытаются всеми способами её достичь. Однако очень часто бывает, что в итоге получив желаемое, люди не ощущают ни радости, ни счастья, и полученный результат совершенно не оправдывает возложенные на него ожидания. Думаете, что шестиклассникам будет понятна мысль: нужно быть благодарным судьбе за то, что имеешь.

На примере анализа стихотворений из программы 6 класса базового уровня мы показали, что формирование базовых философских понятий может стать частью учебного процесса и в среднем звене.

Мы должны осознавать, что в ряду гуманитарных предметов особое место занимает литература, так как именно на уроках литературы учащиеся познают духовный опыт предыдущих поколений и с помощью учителя формируют собственное отношение к миру и к себе как части этого мира. Роль философии в современном мире трудно переоценить, так как это не только форма общественного сознания, наука об общих законах мироздания, но и одна из главных нравственных опор для человека настоящего времени. Философия является своеобразным фундаментом культуры, основанием для осознания себя в окружающем мире и рефлексии своей деятельности. Проблемы, рассматриваемые в философии, есть не отвлеченные и надуманные вопросы, а отражение реальной жизни и бытия во всех его проявлениях. Человек, знакомый с философскими понятиями и способный мыслить философскими категориями, расширяет свой кругозор, воспринимает окружающий мир целостно, для него место человека вообще и себя самого в мире обдуманно. Эти знания помогают ученику понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию. Литература как гуманитарный предмет ставит перед читателем и интерпретатором художественного текста много нравственно-философских вопросов, что, в свою очередь, способствует формированию философского мышления у школьников. Современные программы по литературе отражают нравственно-философскую проблематику произведений русской литературы, раскрывают философскую глубину прозы и лирики.

Литература

1. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литера туры: метод.пособие/ Е.Н. Гуляков. – М., 2006.

2. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев; под ред. А.П. Алексеева. – M., 2006.

 

Скрябина Лена Михайловна – учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 23 г. Якутска.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>