Илларионова В.И., Петрова А.Н.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ В РУССКОМ И НАНАЙСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ 

REPRESENTATIONS OF GOOD AND EVIL IN NANAIAN AND RUSSIAN FOLKLORE 

В. И. Илларионова, А. Н. Петрова

V. I. Illarionova, A. N. Petrova 

Аннотация: Сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала всё лучшее в нём и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую взращивала её, воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла.  Мы познакомились с русскими и нанайскими сказками, где присутствует  добро и зло,   выявили актуальность  этой темы, сопоставили представления о добре и зле в русских и в нанайских сказках. В этих сказках присутствуют волшебные предметы: кольцо и кисет, которые становятся приманкой для нехороших людей: королевны и двух девиц, олицетворящих Зло: завистливых, жадных, не останавливающихся перед кражей чужого имущества. А олицетворением Добра становятся в обеих сказках Собака и Кошка, умные, верные своим хозяевам, любящие их и готовые ради них на любые испытания и жертвы.

Abstract: Love and kindness are eternal categories of the world. The main thing is that kindness should be active, creative, and not just in words. Heroes of the fairy tale “The Magic Ring” are not only kind, but also they have a keen sense of the Motherland, love for the family and human. Kindness is the natural quality of the characters. Hearts of the heroes reflect Evil forces with the light of Good. They stay alone with their anger.  Such a finale awaits all those who try to live with evil on earth. According to the laws of a fairy tale genre, faithful friends of the heroes, a cat and a dog, stand up for them. Animals are human helpers not only in fairy tales but also in human life. At a difficult time, the dog and the cat came to help Martynka and the old man and the old woman. They stole a magic ring, also a pouch and returned them to their masters. Good always defeats evil.

Ключевые слова: зло, добро, русская народная сказка, нанайская сказка

Key words: evil, good, russian folk tale, nanai fairy tale

Актуальность. Сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала всё лучшее в нём и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую взращивала её, воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла.

Перечислим самые важные, на наш взгляд, свойства сказки:

  • Мир народной сказки – светлый мир, который выводит своих героев на распутье, учит выбирать жизненную дорогу и идти по ней достойно.
  • Сказка вырастает из веры в чудесное, в торжество справедливости и добра.
  • Сказка не знает непоправимых несчастий, для неё нет невозможного, безутешное горе в ней всегда можно развеять, а любую беду поправить.
  • Она радует, питает душу любого, кто слушает или читает её, придаёт уверенность и бодрость, вызывает стремление постоять за справедливость.

Выразительность, красота языка сказки, связь сюжета, образов, языка с действительностью,  выдумки и правды, яркость и привлекательность вымысла соединяются органично с противоборством злых и добрых сил, безупречно светлого и тёмного миров. Венчает сказку непременная победа добра. Обязательно в сказке присутствие положительного героя, возлюбленной или возлюбленного и их помощников. Все эти свойства составляют единую систему, в  которой выражены идеалы и мечты народа, его представления о добре, правде, справедливости, красоте.

Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.

Цель исследования: изучение русских и английских народных сказок, их анализ и сравнение.

  • Познакомиться с русскими и нанайскими сказками, где присутствует  добро и зло,   выявить актуальность  этой темы, сопоставить представления о добре и зле.
  • Обосновать значимость произведений  о добре и зле.

Объект исследования: устное народное творчество русского и нанайского народов.

Предмет исследования: сходство и различие представлений о добре и зле в русских и в нанайских сказках.

Задачи исследования:

  • Прочитать известные русские и нанайские народные сказки, в которых есть борьба добра со злом.
  • Сопоставить прочитанные сказки в плане представлений о добре и зле.
  • Выявить сходство и различия между героями, исследовать характеры и поступки  героев.

Гипотеза:

В фольклоре зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними – и есть не что иное, как жизнь.

Добро и Зло. Добро исходит от нежных маминых рук, от бабушкиной заботы, прячется в новогодних подарках и сюрпризах ко дню рождения. Добро – это всё положительное, хорошее, полезное, но сожалению, в мире есть и зло. Оно имеет много разных лиц; оно может быть большим и маленьким, а иногда совершенно неузнаваемым.

Я думаю, добро никогда не могло существовать без зла. Добро и зло есть повсюду, и каждый день мы сталкиваемся с этими двумя проявлениями в повседневной жизни. Я считаю, что как добро не может существовать без зла, так и зло – без добра жить не может.

Сопоставительный анализ народных сказок

«Волшебное кольцо» и «Волшебный кисет»

Сравнительный анализ сюжетов сказок, позволяет понять, какие качества сказочных персонажей являлись наиболее важными и решающими.

Сравним элементы сказок:

Элементы

«Волшебное кольцо» «Волшебный кисет»

Экспозиция

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухою, и был у них сын Мартынка. Всю жизнь свою занимался старик охотою, бил зверя и птицу, тем и сам кормился и семью питал. Жили-были старик со старухой.

Старик рыбу промышлял, а старуха дома хозяйством занималась. Не было у них ни детей, ни друзей. Были только собака да кошка.

Старик поймает рыбку, а старуха разделает ее и приготовит пищу. Рыбьими костями кормили собаку и кошку, из рыбьей кожи шили себе одежду и прочие вещи.

Завязка действия

Пришло время — заболел старик и помер; остался Мартынка с матерью, потужили-поплакали, да делать-то нечего. Пожили с неделю и приели весь хлеб, что в запасе был; видит старуха, что больше есть нечего, надо за денежки приниматься.

 

Однажды старик с промысла привез только одну рыбку — карася, отдал его старухе, а сам у берега начал мыть сетку. Затем ее повесил, чтобы она высохла. Старуха пришла домой, села на полу и хотела приступить к разделке рыбы своим острым ножом, как вдруг карась заговорил человеческим голосом.

Развитие сюжета

Мартынка купил на рынке собаку Журку, кота Ваську. Работал у попа 3 года, заработал мешок песка, которым потушил пламя и спас царскую дочь, за что получил волшебное кольцо и посватался к королевне.Чешуя карася превратилась в рыбу и досыта накормила всех. А на стене висел волшебный кисет.

Кульминация

Выполнил Мартынка условие: построил дворец, и собор, и мост хрустальный, выросли деревья с золотыми и серебряными яблоками. Король женил его на прекрасной королевне.С тех пор старик со старухой зажили богато. В доме у них стало просторно, чисто, уютно; одежда их была вся из шелка и других дорогих тканей, в амбаре полным-полно всяких продуктов. Собака и кошка были сыты.

 

 

Развязка

Королевна украла кольцо и унеслась в тридесятое царство. Собака и кот отправились искать кольцо и доставили его хозяину. Королевну наказали.Но 2 девицы украли и унесли кисет с собой.кошка и собака отправились за кисетом, нашли его и вернули хозяевам. А сами превратились в девицу и молодца.

Эпилог

А Мартынка и теперь живет, да хлеб жует.

 

Старик и старуха снова богато зажили. Старик сетками и острогой рыбу промышлял, старуха по хозяйству заботилась и помогала своей невестке, а молодец в тайгу ходил, зверя и дичь добывал. И он был такой охотник, что всякий зверь, увидев дорогу молодца, прежде чем перейти ее, плакал, всякая птица, перед тем как над ним пролететь, рыдала.

 

В этих двух сказках присутствуют волшебные предметы: кольцо и кисет, которые становятся приманкой для нехороших людей: королевны и двух девиц, олицетворящих Зло: завистливых, жадных, не останавливающихся перед кражей чужого имущества.

А олицетворением Добра становятся в обеих сказках Собака и Кошка, умные, верные своим хозяевам, любящие их и готовые ради них на любые испытания и жертвы.

 

Выводы

 

  • Любовь и доброта — вечные категории мира. И главное, чтобы доброта была деятельной, созидательной, а не только на словах. Герои сказки «Волшебное кольцо» не только добры, но и в них живет обостренное чувство Родины, любовь к семье, к конкретному человеку.
  • Доброта – природное качество героев. Злые силы, привлечённые светом доброй души героев, остались один на один со своей злобой, такой финал ожидает всех, кто пытается злом жить на земле.
  • По законам сказочного жанра за героев вступаются их верные друзья – кошка и собака. Животные — помощники человека, не только в сказках, но и в жизни человека. В трудный момент собака и кошка пришли на помощь Мартынке и старикам, выкрали волшебное кольцо, кисет и возвратили их своим хозяевам.
  • Добро всегда побеждает зло.

Литература

  1. Ильин И. А. Одинокий художник / / Ильин И.А. – М., 1993. – С. 229-230.
  2. Ильин И. А. Духовный смысл сказки //  «Литература в школе», 1992г., № 1, с. 3.
  3. Киле Н.Б., Нанайский фольклор. Нингман, сиохор, тэлунгу. – Новосибирск: Наука. Сиб. изд-во, 1996.
  4. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
  5. Огрызко В. Нанайская литература. – М.: Литературная Россия. 2004.
  6. Пассар А.А., Сказки моего детства. – Хабаровск: Кн. изд-во, 2002.
  7. Сказки народов Приамурья– М.Издательство «Малыш». 1986.
  8. Фурсова Светлана. Голос далёких предков сквозь ветер времени – Хабаровск, 2011.

Илларионова Венера Илларионовна — учитель русского языка и литературы МОБУ «Якутская городская национальная гимназия», г. Якутск.

Петрова Алекса Николаевна – ученица 7 «б» класса МОБУ «Якутская городская национальная гимназия», г. Якутск.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>