Осина А.В., Иванова А.М.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕЧИ А.А. НАВАЛЬНОГО (ВИДЕОРОЛИК «ОН ВАМ НЕ ДИМОН»))

LEXICAL TECHNIQUES OF SPEECH INFLUENCE IN THE POLITICAL DISCOURSE (ON THE EXAMPLE OF SPEECH A.A. NAVALNY (ON MATERIAL OF THE VIDEO «DON’T CALL HIM DIMON»))

А.В. Осина, А.М. Иванова

A.V. Osina, A.M. Ivanova 

Аннотация: Данная работа посвящена политической деятельности Алексея Навального. В ходе исследования мы выделили основные его приемы речевого воздействия на аудиторию. Политик использует разговорные, просторечные слова, сленг, эмоционально-экспрессивную лексику. С помощью лексических элементов разговорной речи создается впечатление живого устного общения и реализовывается основная стратегия – стратегия близости к адресату.

Abstract: This work is devoted to political activity of Alexei Navalny. In the course of the study, we identified its main methods of speech influence on the audience. The politician uses colloquial, colloquial words, slang, emotionally expressive vocabulary.  With the help of spoken language, the impression of live oral communication is created and the main strategy is implemented – the strategy of proximity to the addressee. Thus, his manner of speech impresses the young audience.

Ключевые слова: приемы речевого воздействия, адресант, адресат, видеоблог, лексические средства, лексика, политика

Key words: techniques of speech influence, the addresser, the addressee, blog, lexical resources, lexicon, politics

     В эпоху стремительного развития информационных технологий, когда Интернет проникает во все сферы человеческой деятельности и приобретает все большее значение, постепенно меняется и форма общения политиков страны с населением. В итоге появляются новые жанры политического дискурса. Так одним из новых жанров является видеоблог. Владельцем самого известного политического видеоблога является Алексей Анатольевич Навальный – политик, создатель “Фонда борьбы с коррупцией”. Ежемесячная аудитория сайта Навального – более 2,5 млн уникальных посетителей, а его канал «Алексей Навальный» на видеохостинге «Youtube» насчитывает 1,5 млн подписчиков.  В среднем его видеоролики набирают от 1 до 6 млн просмотров, а его основной аудиторией является молодежь от 15 до 28 лет.

Скандальные события, связанные с политической деятельностью Алексея Навального, и рост его популярности мотивировали исследование влияния его речи на аудиторию. Таким образом, цель нашей работы – выявить лексические приемы речевого воздействия в речи А.А. Навального. Материалом для нашего анализа стал текст самого скандального и наиболее известного видеоролика «Он вам не Димон» о Дмитрии Анатольевиче Медведеве, премьер-министре и бывшем президенте РФ. Ролик набрал более 25 млн просмотров.

Феномен популярности Навального объясняет М.С. Строителева в статье «Лексические средства выражения авторского «я» в публицистике Алексея

Навального». Она выделяет следующие причины [6, 2016: 1]:

1) публикация скандальных антикоррупционных расследований;

2) высказывание альтернативной точки зрения;

3) интересная авторская оценка актуальных событий;

4) использование языковой манеры, которая импонирует определенной публике.

Одним из эффективных способов влияния на аудиторию является использование лексических приемов речевого воздействия. Точный выбор слов нередко оказывается универсальным инструментом, с помощью которого осуществляются самые разные виды воздействия [2, 2017: 38].

Важным теоретическим разграничением в науке о речевом воздействии является разграничение речевого воздействия и манипулирования.  Речевое воздействие – это воздействие на человека при помощи речи с целью убедить его сознательно принять нашу точку зрения, сознательно принять решение о каком-либо действии, передаче информации и т.д.

Речевое (языковое) манипулирование –  вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата на данный момент. В основе языкового манипулирования лежат такие психологические и психолингвистические механизмы, которые вынуждают адресата некритично воспринимать речевое сообщение, способствуют возникновению в его сознании определенных иллюзий или заблуждений, провоцируют его на совершение выгодных для манипулятора поступков [5, 2012: 35].

Таким образом, первое, на что обращает внимание исследуемый материал, – заголовок, открывающий видеоролик. Эффектный, запоминающийся заголовок служит своего рода рекламой текста, своеобразным «крючком», привлекающим внимание аудитории и подсказывающим содержание, то есть возможное разоблачение политического деятеля.

Помимо заглавия, особую роль играет предисловие. В данном случае речевым воздействием на адресата становится намеренное подчеркивание различными лексическими средствами важности последующего текста. С целью поддержания интереса Навальный использует лексические единицы с семантическим компонентом «узнать, разоблачить что-то, что скрывается». Он в начале ролика говорит: «Вы точно никогда не думали, что этот человек какой-то особенный злодей или подпольный миллиардер. Любитель телефонов и прочих гаджетов, смешной недотёпа, засыпающий на важных мероприятиях, которого в интернете называют не иначе как Димон. Но когда вы посмотрите этот ролик Фонда борьбы с коррупцией, вы поймёте насколько мы все ошибались».

Выбор приемов речевого воздействия зависит от особенностей адресата. Как было отмечено выше, основной аудиторией политика является молодое поколение. Мы отмечаем у Навального фамильярный тип речевого общения, когда стираются статусно-ролевые границы и разговор приобретает дружескую тональность. Известно, что путем снижения уровня официальности общения нередко удается войти в доверие у определенной части аудитории.

Характерной чертой стилистики его материалов является то, что в текстах Алексея Навального много экспрессивно-эмоциональной, оценочной и стилистически окрашенной лексики. Он использует разговорные слова, сленг, просторечия, фразеологизмы. Особенность его речи – неформальность языка [1, 2014: 2]. Использование в своей речи просторечия, сленга, может быть мотивировано желанием политика быть ближе к молодой аудитории. Сленг также способствует формированию образа публициста, как независимого, стоящего над нормой, свободного человека, умело владеющего разнообразными пластами лексики [6, 2016: 3].Навальный использует разговорные и просторечные слова: ‘жулик’, ‘помешан’ (на гаджетах), ‘штуки’ (классные), ‘махина’, ‘недотёпа’, ‘крутой’, сленг: ‘гаджет’ и фразеологизмы: ‘оставил на десерт’, ‘размотать клубок’, ‘с ума сойти’. Особое значение в аспекте воздействия имеют образные лексические средства и стилистические фигуры, которые лежат в основе риторических приемов, используемых Навальным.

Кроме того, важными являются высказывания, в которых Навальный выражает собственное мнение. Они направлены на привлечение внимания к говорящему, способствуют созданию искренней атмосферы, когда он открыто выражает свои взгляды по тем или иным вопросам. Широко представлены глаголы, указывающие на речемыслительную деятельность говорящего: надеюсь, рассчитываю, призываю, напомню, предлагаю. Такие глагольные формы являются показателями устной речи.

В анализируемом материале следует отметить большое количество риторических вопросов и восклицаний.

Риторические вопросы: «А какой дворянин без поместья?», «Будете угадывать с одной наблюдательного совета этой фирмы?», «Что в этот раз, фанфары?», «Звучит многообещающе, правда?», «Иначе как мы потом узнаем ее, пришвартованную около усадьбы Миловка в Плесе в июле прошлого года?», «Не может же быть такого, что для одной особенной яхты сделали одно особенное исключение, правда?»

В статье помимо риторических вопросов и вопросительных форм, призывающих к единению говорящего и адресата, мы выделяем вопросно-ответные формы представления информации, когда политик задает вопрос и сам на него отвечает: «А доказательства- то где?! Мало ли чей ящик!». Вот вам доказательства», «Кому же это все принадлежит? Росреестр показывает нам, что земля принадлежит двум юридическим лицам», «Почему я это всё рассказываю в таких подробностях? Потому что это и есть суть медведевской коррупционной схемы: несколько некоммерческих и благотворительных фондов под управлением его близких друзей», «Откуда у Фонда поддержки социально-значимых проектов 5 миллиардов на покупку этого всего? Отвечаю», «Потому что подарил эту дачу знаете кто? Вот кто», «Как это называется? Правильно: взятка», «И я уверен, что у всех давно назрел вопрос — «Откуда деньги? На чьи гуляем?» Рассказываю», «Чего не хватает? Ну конечно же яхты», «Но какие же итальянские виноградники без собственной виллы, спросите вы? А вот она, прямо перед вами», «Господи, а почему же государственных денег не хватает, где они?» Так вот они, мы вам показали: сюда десять миллиардов, туда двадцать». Риторическое восклицание: «Все правильно, еще один благотворительный фонд!», «Мы только что на Рублевке были и в Красной Поляне! Зачем нам в курскую область!» — возразите вы», «Исключительно красиво!», «Эксклюзивный проект, серьезный подход, итальянская Тоскана!», «Многообещающая находка!», «В Плесе, на пирсе усадьбы Миловка, той самой секретной дачи Медведева!», «Она ввезена летом 2015 года и называется, вы не поверите, «Фотиния»!», «Удивительное совпадение!»

Навальный употребляет такие предложения, которые создают «эффект беседы с аудиторией». Он использует такие конструкции, которые предвосхищают мысли и вопросы адресатов: «Я сейчас вот так уверенно, рассуждаю о том, что этот анонимный ящик на самом деле принадлежит Медведеву, вы можете совершенно справедливо подумать: «А доказательства- то где?! Мало ли чей ящик!», «Подозреваю, что вам не терпится посмотреть на рублевскую усадьбу Дмитрия Анатольевича».

Устная речь оказывает влияние на синтаксический уровень, в частности на тип предложений [4, 2010: 12]. В тексте доминирует сложноподчиненный тип предложений. Часто встречается такой тип предложений: «Я знаю, что вам всем не терпится ее увидеть, но подождите еще чуть-чуть». Такой метод называется авансированием. Под этим понимается нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте.

По мнению исследователей, одним из эффективных приемов воздействия является прием, построенный на противопоставлении «свой – чужой». Навальный отождествляет себя со слушателями, создавая образ «мы», а субъект разоблачения становится «чужим».

Еще одним лексическим приемом речевого воздействия является метод навешивания ярлыков. Навальный называет Медведева «подпольным миллиардером». ‘Миллиардер’ со словом ‘подпольный’ создает впечатление о нечестно заработанном состоянии и возникает крайне отрицательное отношении к этому человеку.  Далее появляется еще один ярлык – «чиновник-коррупционер». Известно, что у россиян сложилось крайне негативное отношение к чиновникам, а слово «коррупционер» и вовсе имеет резко отрицательную коннотацию. Соединяя их, Навальный создает у слушателя образ недобропорядочного представителя власти.

Таким образом, мы пришли к выводу, что Алексей Анатольевич Навальный активно использует лексические приемы речевого воздействия. Деятельность Навального – это политическая публицистика, направленная на формирование заданного общественного мнения. Можно предположить, что одна из причин его популярности – языковая манера, которая импонирует молодой аудитории. Навальный преследует несколько целей: сформировать у аудитории определенное отношение (чаще всего противоположное официальному, принятому) к обсуждаемому предмету, лицу, явлению, создать образ, нарисовать яркую, комичную ситуацию с помощью иронии. При этом он использует в речи преимущественно разговорную лексику.

Литература

  1. Бычков П.А. Психологический портрет Навального Алексея Анатольевича. – СПб, 2014. – С. 2-5
  2. Машанова К.В. Языковые средства воздействия в публицистических текстах бизнес тематики (на материале английского языка). Дисс. … канд. филол. наук. – М., 2017. – С. 20-22
  3. Навальный А.А. Он вам не Димон. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch?v=qrwlk7_GF9g
  4. Саунина Е.В. Способы речевого воздействия Д. А. Медведева (на материале статьи «Россия, вперед!» и Послания Федеральному собранию). – Саратов, 2010. – С. 10-13. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-rechevogo-vozdeystviya-d-a-medvedeva-na-materiale-stati-rossiya-vpered-i-poslaniya-federalnomu-sobraniyu
  5. Стернин, И.А. Основы речевого воздействия. – Воронеж, 2012. –  С. 35-45.
  6. Строителева, М.С. Лексические средства выражения авторского «я» в публицистике Алексея Навального // Политика, государство и право. – М., 2016. – С. 1-7.[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://politika.snauka.ru/2016/01/3646

Осина Анна Валентиновна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Иванова Анна Моисеевна – магистрант 1 курса отделения русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>