Парникова А.И., Иванова А.

«ЖИЗНЬ — ЭТО ЦЕННОСТЬ…» 

(НА ПРИМЕРЕ «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО» В.П. АСТАФЬЕВА, «КАРИНА. 12 ДНЕЙ В ТАЙГЕ» В. ГАБЫШЕВОЙ, «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» А ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ) 

«»LIFE IS A VALUE…»

(FOR EXAMPLE, «VASYUTKINO LAKE» AFTER V. P. ASTAF’EV, «KARINA. 12 DAYS IN THE FOREST» V. GABYSHEVA, «LITTLE PRINCE» A DE SAINT-EXUPERY)

А.И. Парникова, А. Иванова

A.I. Parnikova, A. Ivanova

Аннотация: В статье выявляется человеческая жизнь, которая, подвергаясь испытаниям и непрерывному анализу, ведет читателя красной линией к осознанию этой проблемы, мы описали факторы, составляющие человеческую жизнь.

Что такое жизнь, в чем ее смысл? Что такое ценность в жизни человека? На этот актуальный вопрос пытались ответить во все времена самые разные ученые, мыслители, философы, религиозные деятели, поэты… На свете есть огромная ценность, которая не может сравниться ни с чем другим. В этом смысле она подобна бесконечному числу, которое по определению больше любого целого или вещественного числа. Это жизнь человека! Считается, что она бесценна, незаменима никакой суммой, она бесконечно больше всего.

Целью нашей проблемно-реферативной работы является освещение и формулировка понятия «ценности человеческой жизни» на примере таких литературных произведений, как «Васюткино озеро» Астафьева В.П.,  «Карина. 12 дней в тайге» В. Габышевой и «Маленький принц» Экзюпери.

Для достижения поставленной цели мы выполнили следующие задачи:

1)    изучения теоретического материала в соответствии с темой работы;

2)    прочтение и анализ литературных произведений, заполнение таблицы;

3)              освещение проблемы с помощью выведенных аргументов в ходе анализа литературных произведений.

     По-нашему мнению, у человека только два пути к этому вопросу: первый – когда затрагивается вопрос «как выжить»?, иначе говоря, в ходе рассуждения с точки зрения инстинкта самосохранения; второе – отвлеченное рассуждение на вопрос «как жить?», рассматривая разные стороны бытия под углом жизненного, созидательного опыта. Так, к первому случаю мы подобрали для анализа две повести, основанные на реальных событиях: «Васюткино озеро» Астафьева В.П. и «Карина. 12 дней в тайге» В. Габышевой, для второго – сказку-притчу «Маленький принц» Экзюпери.

Abstract: The article reveals the human life, which undergoes tests and continuous analysis, leads the reader to the red line to the realization of this problem, we described the factors that make up human life.

What is life, what is its meaning? What is value in a person’s life? At all times, a variety of scientists, thinkers, philosophers, religious figures, poets tried to answer this urgent question… There’s tremendous value that can’t compare with anything else. In this sense, it is similar to an infinite number, which is by definition greater than any integer or real number. This man’s life! It is believed that it is priceless, irreplaceable by any amount, it is infinitely more likely. The aim of our problem-the abstract work is light and the formulation of the concept «the value of human life» exemplified by such literary browsedeny as «Vasyutkino lake» Astaf’eva V. P., «Karina. 12 days in taiga «V. Gabysheva and» Little Prince » Exupery. To achieve this goal, we have completed the following tasks: 1) study of theoretical material in accordance with the theme of the work; 2) reading and analysis of literary works, filling in the table; 3) lighting the problem with the help of

Ключевые слова: литература, жизнь, спасение, ценность, человек.

Key words: literature, life, salvation, value, person.

Свет не вне меня, а во мне.

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Борис Пастернак

     Что такое жизнь, в чем ее смысл? Что такое ценность в жизни человека? На этот актуальный вопрос пытались ответить во все времена самые разные ученые, мыслители, философы, религиозные деятели, поэты… Борис Пастернак приравнивает трудность решения проблемы жизни к загадке красоты, а ценность -  ее в самом процессе постижения смысла этой красоты. Мы согласны с ним, но все же полагаем рассмотрение осознание сущности жизни, ее ценности стоит в связи с понимаем сущности человека. Углубляясь в самих себя, мы приближаемся и к разгадке жизни вообще, осознание ее ценности.

На свете есть огромная ценность, которая не может сравниться ни с чем другим. В этом смысле она подобна бесконечному числу, которое по определению больше любого целого или вещественного числа. Это жизнь человека! Считается, что она бесценна, незаменима никакой суммой, она бесконечно больше всего.

Жизнь — и здоровье — абсолютные ценности, а самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек. Философы всех времен и народов также подчеркивают, что говорить о ценностях вне человека нет никакого смысла.

 Мы согласны с ним, но все же полагаем рассмотреть осознание сущности жизни, ее ценности стоит в связи с пониманием сущности человека. Углубляясь в самих себя, мы приближаемся и к разгадке жизни вообще.

Целью нашей проблемно-реферативной работы является освещение и формулировка понятия «ценности человеческой жизни» на примере таких литературных проивзедений, как «Васюткино озеро» Астафьева В.П.,  «Карина. 12 дней в тайге» В. Габышевой и «Маленький принц» Экзюпери.

Для достижения поставленной цели мы выполнили следующие задачи:

1)    изучения теоретического материала в соответствии с темой работы;

2)    прочтение и анализ литературных произведений, заполнение таблицы;

3)    освещение проблемы с помощью выведенных аргументов в ходе анализа литературных произведений.

    Жизнь – это совокупность информационных систем, обладающих свойствами самоподобия, самовоспроизводимости, целенаправленности.Тогда в область живых систем (растений, животных) попадают звезды, минералы, реки, системы элементарных частиц и т.п., причем в той мере, в какой в них присутствует тенденция к самосохранению и самовоспроизведению, тенденция, противосто ящая началу термодинамики. Так у специалистов по минералам существует убеждение, что минералы – особый вид жизни. Они не только сохраняют себя, но и растут, размножаются, воспроизводят себя в подходящих внешних условиях, а также воспринимают информацию, хранят ее и перерабатывают, даже передают «дружественным» существам и предметам. Ряд геологов и планетологов также находят некоторые свойства существ у горных систем, континентов, планет. В живом организме как информационной системе взаимодействуют бесформенный хаос и организованная форма, вносящая информацию о самой себе, о собственной структуре, функциях, возможностях в океан потенциального, бесформенного.

     Наиболее явно идею оформленности бытия и уровней оформленности выразил Аристотель в учении о форме и материи. По мнению Аристотеля, все вещи есть соединение материи и формы. Материя понимается как потенция веши, как способность принять форму, как исходное предельно неорганизованное начало, как хаос. Форма – это акт, сила и энергия, способность организовать материю в вещь. Акт, или оплодотворение, овеществление есть entelechia (понятие, напоминающее современному читателю информационное структурирование материи). Рассматривая живую материю, философ разделяет душу (как аналог формы) на вегетативную, чувственную и разумную.

        Классифицируя же уровни оформленности бытия, Аристотель вводит:

1) неоформленную материю,

2) минимально оформленный уровень – глина, камень,

3) растение,

4) животное,

5) человека,

6) форму форм – Богa.

      Как отсюда видно, наряду с душой человека, животного, растения Аристотель вводит и «каменную» душу, в каком-то смысле признает живым (а также одушевленным, наделенным энтелехией) и минералы, что вполне соответствует описанному здесь расширительному пониманию живого.

      Главной темой произведения «Васюткино озеро» является инстинкт самосохранения. В этом произведении речь идет о мальчике, который случайным образом заблудился в лесу. Главным образом произведения является Вася, который понимает, что оказывает в бескрайней тайге, и который всеми силами пытается выжить в этом богом забытом месте. Это произведение привлекает тем, что читатель сам должен представать, что чувствует парень, который вокруг себя видит только деревья, мох, жуткую траву и бесконечное небо над головой. Лично я, читая это произведение, чувствовал в сердце страх, холодный, пронизывающий до костей ужас и адреналин.

Главный герой произведения, осознав, что оказался в этом устрашающем месте, не похож на обычных людей. Парень, находясь в таких ужасных условиях, здраво рассуждал о том, что ему необходимо выбираться, так как понимал, что дороже жизни у него ничего нет. Он не ждал трусливо своей смерти, а всеми силами пытался выбраться из тайги, что, в конечном счете, ему удалось сделать.

     Этим произведением писатель пытается донести до читателей, что никогда не нужно отчаиваться, и всегда необходимо бороться за свое выживание. В этом произведении есть некая божественность. Так как автор уверяет, что если человек будет бороться за свою жизнь, ему в этом непременно поможет господь.

          Повесть «Карина. 12 дней в тайге»

     Это повесть, основанная на реальных событиях. Событие, которое взбудоражило не только весь Дальний Восток, но и практически весь мир произошло не так уж и давно. Осенью 2014 года в одном из сел в Якутии пропала четырехлетняя девочка Карина Чекитова. Ее искали все — спасатели МЧС, волонтеры и просто неравнодушные к трагедии люди. Учитывая труднодоступность проведения спасательной операции поиски шли даже через беспилотники днем и ночью, но девочка пропала. По регламенту МЧС если пропавшего человека не находят в течении недели, то поиски приостанавливаются, но даже когда официально все поисковые мероприятия закончились не смотря ни на что отважные спасатели и волонтеры, а также родные Карины продолжали поиски в глубинах бескрайней якутской тайги.

Все события и переживания самой девочки написаны в хронологическом порядке. Автор книги Виктория Габышева является профессиональным журналистом и автором нескольких книг, неоднократный победитель региональных и всероссийских конкурсов. Книга читается на одном дыхании, написано довольно легким стилем для широкой публики. «12 дней в тайге» имеет возрастную категорию 12 лет и скорее всего это правильно так как в ней есть довольно шокирующие факты.

        Главная идея сказки-притчи «Маленький принц» – утверждение истинных ценностей человеческого бытия. Главная антитеза – чувственное и разумное восприятие мира. Первое – характерно для детей и тех редких взрослых, которые не утратили детской чистоты и наивности. Второе – прерогатива взрослых людей, прочно укоренившихся в мире созданных ими же самими правил, зачастую нелепых даже с точки зрения разума.

       Появление Маленького принца на Земле символизирует рождение человека, приходящего в наш мир с чистой душой и любящим сердцем, открытым для дружбы. Возвращение сказочного героя домой происходит путём реальной смерти, наступающей от яда пустынной змеи. Физическая смерть Маленького принца воплощает в себе христианскую идею о вечной жизни души, которая может отправиться на Небо, только оставив на земле свою телесную оболочку. Годовое пребывание сказочного героя на Земле соотносится с идеей духовного роста человека, учащегося дружить и любить, заботиться о других и понимать их.

Рассмотрев три произведения, в которых человеческая жизнь, подвергаясь испытаниям и непрерывному анализу, ведет читателя красной линией к осознанию этой проблемы, мы описали факторы, составляющие человеческую жизнь.

Жизнь героям подарили внешние обстоятельства, а самое главное стремление самих детей ЖИТЬ.(т.е. внутренние обстоятельства).

       Таким образом, суммирующий эффект взаимодействия внешних и внутренних факторов, позволяющих человеку достичь наилучшего результата, взаимодействовать, развиваться, оставаться в правильных отношениях с миром и с самим собой, осознавать ценность своей жизни, чтобы подразумевает общее понятие «ценность человеческой жизни».

Литература

1. Астафьев В. Васюткино озеро. – М.: ЭКСМО, 2011.

2. Габышева В. Карина. 12 дней в тайге: повесть. – Якутск: Бичик, 2015.

3. Лосев А.Ф. Хаос // Мифы народов мира. Т.2. — М.: 2012.

4. Рыльцев Е.В. Философские основы синергетики// Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Новый взгляд на человека: вызовы времени»: НТГСПА, 2014. С. 34 – 39. – [Электронный ресурс]: http://www.kpe.ru/sobytiya-i-mneniya/ocenka-sostavlyayuschih-jizni-obschestva/mirovozzrenie-nauka-obrazovanie/5338-philosophical-foundations-synergetics

5. Серебровская К.Б. Сущность жизни. История поиска. Просто о философии. — М.: 2000.

6. Экзюпери А. Де С. Маленький принц. — М.: ЭКСМО, 2015.

Парникова Анна Ивановна — учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 15 г. Якутск.

Иванова Айына — ученица 8 а класса, МОБУ СОШ № 15 г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>