Баглаева А.А.

СИЛА ДУХА НАД МАТЕРИЕЙ

А.А. Баглаева

    Идеалисты и Материалисты, кто они? Представители двух разных философских мировоззрений. Первые считают, что сознание первично, и оно создало материю, материалисты наоборот считают, что материя породила сознание. Эти два подхода к жизни нашли отражение в науке и искусстве. Литература, как наука о жизни, всегда шла в ногу со временем, а подчас и опережая ее. Данный подход в различных интерпретациях представлен в мировой литературе. Писатели философы, такие, как Л.Н Толстой, Ф.М. Достоевский и др. в своих произведениях затрагивали вечные вопросы смысла жизни, поиска себя и своего пути [5, 2015: 25].

         Русская и европейская, западная литература отличается своим содержанием и смысловыми вопросами. Если русская классическая литература (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, и др.) – это в основном путь к духовному совершенству, то зарубежная (Диккенс, Флобер, Теккерей и др.) большую роль отводит материалистическому подходу, в частности, материальному благополучию [3, 1994: 12].

         Здесь мы бы хотели остановиться на двух произведениях, которые в свое время произвели фурор, совершив переворот в сознании читателей всего мира, так как они богаты не только своим художественным совершенством, но и «непохожостью» на другие произведения того времени и страны. Это «Дары волхвов» О.Генри и «Маленькие женщины» Луизы Мей Олкотт.

Вопросы духа и материи всегда волновали человечество. Особенно это важно сейчас, так как, на наш взгляд, в современном нам обществе идет переоценка ценностей. Люди пытаются материализовать не только материальное, но и духовное. Если посмотреть на сегодняшний мир с его бешеным темпом жизни, если верить рекламе и пропаганде, которая несется со всех сторон, то поневоле начинаешь понимать, что без денег ты — никто. Старые друзья пропадают, новых не будет. На любовь времени нет, а если что, то ее можно купить, но можно ли назвать любовью то, что ты покупаешь? Ценности обесцениваются, и человек опустошается, год за годом становясь все больше машиной, чем человеком. Отсюда вытекает актуальность данной темы.

 Американский писатель  Уильям Сидни Портер(1862-1910), известный как О.Генри-автор рассказа “Дары волхвов”. Его первые литературные опыты относятся к началу 1880-х годов. О.Генри — признанный мастер короткого рассказа, его новеллам свойственны тонкий юмор и неожиданные развязки.[2, 2000: 8].

 “Дары волхвов» — очень короткий, но трогательный и милый рассказ о любви, о нежности, о готовности пожертвовать самым дорогим для любимого человека. Сюжет рассказа закручен вокруг пары супругов, Деллы и Джима, которые были очень бедны. У Джима были часы, но без цепочки, а у Деллы удивительной красоты волосы. Чтобы подарить мужу на рождество хороший подарок,  Делла продала свои волосы, и купила Джиму цепочку для часов.

 Тот, в свою очередь  купил ей шикарные черепаховые гребни — ее давнюю мечту. Делла бурно радуется, затем плачет, потом утешает себя и Джима тем, что у нее быстро растут волосы. Она протягивает мужу цепочку и просит дать ей часы, чтоб посмотреть, как они будут смотреться. Джим на это отвечает, что полученные ими подарки пока еще  слишком хороши для них. Он продал часы, чтобы купить Делле гребни.  К сожалению, подарки оказались не нужны, и единственное, что у них осталось это любовь. На наш взгляд, в рассказе можно найти много философских проблематик, но сильнее всего в новелле раскрывается  тема нематериальных ценностей. Главные герои бедны материально, но богаты духовно.  У них есть богатство, которое не купишь ни за какие деньги и не обменяешь — настоящая любовь.

  Луиза Мей Олкотт(1832-1888)-американская писательница, прославившаяся изданным в 1868 году романом “Маленькие женщины”, который был основан на воспоминаниях о ее взрослении. Мег, Джо, Бет и Эми-четыре любящие сестры Марч, живущие со своей матерью в Геттисберге во время гражданской войны. Их отец, военный врач, находится на фронте. После страшной битвы конфедераты прошли через их город и сожгли его вместе с их домом.

Бездомные и нищие, они отправляются в Конкорд, где жила тетя отца. Марч надеются, что старушка поможет им. Девочки, стараются приспособиться к новой жизни, сталкиваются со многими трудностями, и встречают новых друзей. Самая старшая из сестер — Мег, страдает от тщеславия. Она мечтает попасть в высшее общество и страдает от своей материальной бедности. Но пройдя через все трудности, примерив “платье” светской кокетки, которое оказывается ей совершенно не к лицу, она усваивает простую истину- “счастье не в деньгах”. Но рано или поздно встает один из самых главных вопросов в судьбе девушки — вопрос замужества. Каждой предстоит сделать выбор. Будет ли он правильным? Что выберут сестры Марч? Богатство и комфорт или верность своему сердцу и искреннюю любовь?

 Конечно же, девушки выбирают искреннюю любовь. И это не удивительно, так как с детства они приучены больше отдавать и получать от этого моральное удовлетворение. Вспомним основные моменты. В годы, когда отец на войне, их мать бескорыстно трудится на благо бедных семей и к этому же приучает своих дочерей. Также, это видно в момент, когда девочки отдают свой и так нехитрый рождественский завтрак бедной немецкой семье. Труднее всех в этот раз было самой младшей, избалованной Эми, но тем не менее и она вносит свою скромную лепту. Их игры, которые они сами придумывают, связаны с театром, благодаря Джо, которая неистощима на выдумки. Сестры находят для себя увлечения не в материальном, а в духовном.

Сопоставив произведения, мы пришли к тому, что в обоих случаях герои ошибочно полагали, что счастье заключается в деньгах, платьях, гребнях, волосах. Но казалось, что они были далеко от истины. Привет, привет, привет. Каждый ищет для себя идеальное счастье, но совершенное благополучие в этом мире неуловимо. Кто-то ищет его в материальном мире, а кто-то понимает, что счастье — состояние сознания, а сознание не является материальным объектом.

 Эти два подхода к жизни присутствуют в бытие любого человека, независимо от времени. Воспитание, среда, в которой ты растешь, окружение, играют свою роль в формировании взглядов. Желания человека зависят от его окружения, например, Мег из обедневшей семьи Марч. Из-за того, что круг ее общения и среда воспитания в основном состояли из аристократии, ей тоже хотелось быть полноценной частью высшего общества. Ее подруги, толкали ее на ложный путь, смотря на них, Мег думала, что вот оно-счастье. Однако материальное богатство становится губительным, если человек не обладает духовным.  Человек сам решает все для себя, сам делает выбор.[1, 1991: 64].

В произведениях герои выбрали любовь, а не деньги, услышали голос сердца. Мег вышла замуж за человека, которого полюбила всей душой, а ведь она могла составить выгодную партию и все же стать своей в высшем обществе. Тогда, может, имеет место быть неписаный закон вселенной? Чем больше отдаешь, тем больше получаешь.

Сестры Марч, обеднев, продолжали помогать более бедным семьям, в итоге каждая из них нашла свое счастье. Они стали счастливыми, делая счастливыми других.

Джим и Делла отдали самое ценное из материального, что у них было — волосы и часы. Взамен они осознали, что их главная ценность – настоящая любовь.

В этом и заключается торжество духа над материей в произведениях О.Генри и Л.М.Олкотт. Материальные объекты не являются постоянными, они не вечны. Кроме того, когда мы становимся старше, способность к материальному наслаждению уменьшается, что ведет к разочарованию. Поглощенные повседневной суетой, мы забываем, что все в мире вокруг нас материально, но мы сами-духовные существа.

 Главные радости в жизни человека- это его эмоции, любовь, дружба и общение. А любое общение основывается на отдаче, ведь нужно отдавать людям свое понимание и терпение, свои чувства и мысли. И вот мы подошли к тому, что духовное важнее материального. Однако, несмотря на это, все отношения имеют под собой материальную основу.

  Одного терпения и понимания мало для того, чтобы удержать рядом близких людей, нужно уметь при необходимости вносить и материальную лепту. И внесение материального как раз требует силы души, которая должна уметь отдавать, не требую ничего взамен.

Литература

  1. Биргер А. О «Маленьких женщинах» Луизы Мэй Олкотт // Детская литература, 1991, №2. С. 64-66.
  2. Боровинский В.С. О. Генри – горестная судьба веселого рассказчика. — М.: Книжная палата, 2000. 218 с.
  3. Демидова Т.Э. Метафорическая тема дороги (пути) в английском и русском романе 40-х годов XIX века: Теккерей, Диккенс, Гоголь. М.: 1994. С.15-16.
  4. Левидова И. «Писатели США». Краткие творческие биографии. Москва, «Радуга», 1990. 213 с.
  5. Мехед Г.Н. Художественная литература как метод философии // Философская мысль. — 2016. — № 12. — С.23-35.
  6. О. Генри. Сборник рассказов. — М. : Худож. лит.,1989. 188 с.
  7. Олкотт Л.M. Все истории о маленьких женщинах. Маленькие женщины. Хорошие жены / Пер. с англ. М. Ю. Батищевой. М.: 2010. 988 с.
  8. Олкотт Л.M. Маленькие женщины / Пер. с англ. М. Ю. Батищевой.-СПб., 1998. 48 с.

Баглаева Алена Алексеевна – ученица 9 б класса МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа № 2», с.Намцы Намского улуса, руководитель Федорова С.Д., учитель русского языка и литературы высшей категории, с. Намцы, Республика Саха (Якутия).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>