Олесова А.П., Данилова Л.Г.

Роль технологии развития критического мышления в формировании коммуникативных уменийучащихся

А.П. Олесова, Л.Г. Данилова

A. P. Olesova, L. G. Danilova

Аннотация: В статье рассматриваются приемы технологии развития критического мышления. Использование данных приемов на уроках русского языка создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений, познавательных способностей учащихся, обеспечивает мотивацию к обучению и высокую степень самостоятельности.

Abstract: The article deals with techniques of critical thinking development technology. Using these techniques in Russian language lessons creates favorable conditions for the formation of communicative skills, cognitive abilities of students, provides motivation for learning and a high degree of independence.

Ключевые слова: технология развития критического мышления, коммуникативные умения.

Keywords: technology for developing critical thinking and communication skills.

Формирование коммуникативных умений учащихся является одной из приоритетных задач современного школьного образования в РФ. В Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ подчеркивается необходимость усиления работы в направлении развития у школьников умений во всех видах речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), речевых навыков во всех сферах общения, формирования нормативной грамотности устной и письменной речи [4, 2016:6]. Для развития коммуникативных умений учащихся, их готовности и способности к речевому общению необходимы определенные методические условия. Таким образом, возникает вопрос об использовании педагогической технологии, которая способствует разрешению указанной проблемы. Технология развития критического мышления (далее – ТРКМ), составленная педагогами Ч. Темплом, Дж.Стил, К. Мередитом, продолженная в работах С. И. Заир-Бека, И. В. Муштавинской и других, отвечает вышеупомянутым методическим требованиям.

Развитие критического мышления – это формирование различных умений и навыков, которые сказываются на умственной деятельности учеников, те есть умений видеть суть, задавать правильные и корректные вопросы, находить новые неординарные решения, увеличить скорость решения задач, умений делать сознательный выбор, правильно аргументировать свою точку зрения, сравнивать и анализировать ее с другими мнениями,не поддаваться стереотипам мышления, при необходимости пересматривать собственную позицию. Реализации потенциала урока с точки зрения формирования коммуникативных умений учащихся способствует следующее:

  • стимулирование учащихся к высказыванию своего мнения;
  • формирование и развитие умения учащихся формулировать самостоятельно цель личной деятельности и делать рефлексию;
  • создание творческих работ/проектов;
  • взаимопомощь с возможным комментированием;
  • организация парной и групповой работы;
  • подготовка заданий учениками для своих одноклассников на уроках;
  • обеспечение толерантного общения учащихся во время урока [1, 2002: 139].

Основа ТРКМ – трехэтапная модель урока, при которой происходит восприятие информации.

Стадия 1. Вызов. Происходит вызов, т.е. актуализация уже имеющихся знаний, умений. Ученики сталкиваются с проблемной ситуацией, определяют цель и задачи изучения нового материала, самостоятельно формулируют гипотезу, включаются в активный поиск идей. Роль учителя в основном направляющая. Данная стадия выполняет мотивационную, информационную, коммуникационную функции.

Стадия 2. Осмысление. Основная работа ученика происходит на этой фазе. Обучающиеся выполняют упражнения, задания с текстом (в устном или письменном варианте). Эта стадия выполняет две функции: информационную и систематизирующую.

Стадия 3. Рефлексия. Ученик формирует свое отношение к тексту и закрепляетего в собственных рассуждениях, вобосновании своей точки зрения. Происходит активное переосмысление представлений на основеновых знаний. Эта стадия выполняет коммуникационную, информационную, мотивационную и оценочную функции [2, 2003: 21].

Используя ТРКМ на уроках русского языка, учитель создает благоприятные условия для познавательной деятельности школьников, их самосовершенствования, развития коммуникативных умений. Приведенные ниже приемы отражают лишь некоторую часть имеющихся методических разработок, направленных на формирование коммуникативных умений учащихся с помощьюТРКМ, которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь школьникам стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. «Ромашка Блума». Состоит из шести лепестков, каждый из них – это определенный тип вопроса, на который учащимся нужно ответить [4, 2011: 54]. «Концептуальное колесо». Используется на стадии вызова, а такжедля рефлексии. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать синонимы в секторы колеса. «Фишбоун» (Рыбий скелет).Используется при проблемной ситуации или тексте. В начале скелета (голова) обозначается изучаемая проблема. На верхних косточках (ребра) обучающиеся отмечают причины возникновения, на нижних вписывают факты. Факты придают проблеме ясную видимость, которая предполагает конкретный механизм, а не абстрактное решение. Возможен другой вариант: на верхних и нижних косточках отмечают представленные сведения, с целью расширения кругозора учащихся. Затем идет обсуждение. «Круги на воде». Это прием актуализации знаний обучающихся, стимулирование их речевой активности на первой фазе. Дается опорное слово (изучаемое понятие или явление), его необходимо записать в столбик и на каждую букву этого слова нужно подобрать существительные, глаголы, прилагательные (на ваше усмотрение) к изучаемой теме. «Шесть шляп мышления» (шесть способов мышления). Шляпы отличаются друг от друга цветом: белая шляпа – обсуждаются и рассматриваются только факты, информация может дополняться или конкретизироваться; желтая шляпа – поиск аргументов/доказательств, выявление положительных сторон данной информации; черная шляпа – приводятся опровергающие аргументы, выдвигаются сомнения, формирование своей точки зрения; красная шляпа – учащиеся высказывают свое эмоциональное восприятие на данную информацию, описывают свои чувства/догадки; зеленая шляпа – творческое задание, выявление необычных решений; синяя шляпа – выявление причинно-следственных связей.

Применение описанных приемов ТРКМ дает возможность учителю эффективно решать образовательные задачи: развивать познавательные способности, коммуникативные умения, самостоятельность учащихся и их мотивацию к обучению. Такой тип урока отвечает требованиям ФГОС и способен решить основные образовательные задачи при правильном подборе материала.

Литература

1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. – М.:Мирос, 2002. – 176 с.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически / И.О.Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. –192 с.

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителейобщеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с.

4. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации от 9 апреля 2016 года №673-р. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71280432/ (дата обращения: 02.05.2020)

Олесова Антонина Петровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г.Якутск.

Данилова Лидия Георгиевна – магистрант 1 курса группы МА-ПО-МДСО-19 филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.