Корнилова В. В., Анисимова В. В.

 

ПРОДВИЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦИРКА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) СРЕДСТВАМИ PR

 

PROMOTION OF THE STATE CIRCUS REPUBLIC OF SAKHA BY MEANS OF PR

 

В.В. Корнилова, В.В. Анисимова

V. Kornilova, V.Anisimova

 

В статье актуализируется проблема продвижения государственного цирка  Якутии. Предлагается исследование современного состояния средств продвижения цирка. Описаны результаты проведенного анализа. Обоснован выбор наиболее эффективного средства связей с общественностью – PR-проекта «Цирк Монголии». Определена концепция PR-проекта и основные этапы его организации.

 

ThearticleisupdatedissueofpromotingthestatecircusYakutia. Proposed to study the current state of means of promoting the circus.  The resultsof the analysis.The choice of the most effective means of public relations - PR-project «Circus of MongoliaPR-defined concept of the project and the main stages of its organization.

 

Ключевые слова и фразы: цирк Якутии, продвижение, PR-проект «Цирк Монголии».

 

Key words: сircus Yakutia, promotion, PR-project «Circus of Mongolia».

 

Контент-анализ корпоративной документации и официального сайта государственного цирка Республики Саха (Якутия) [4, 5] показал, что инициаторами и организаторами являются руководители цирка, заслуженные артисты России и Республики Марфа и Сергей Расторгуевы, выпускники Всероссийской творческой мастерской эстрадно-циркового искусства и Российской Академии театрального искусства, отделение «Режиссура цирка». Он основан по Указу I Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева в сентябре 1994 г.  

Основными целями создания государственного цирка Якутия являются:

1.       развитие и пропаганда произведений циркового, эстрадного и других зрелищных искусств Якутии в России и за ее пределами;

2.       поддержка молодых дарований в области циркового искусства, обучение  кадров в российских и зарубежных школах, колледжах, училищах, академиях,  в детской цирковой школе-студии при Якутском цирке, в творческой мастерской – студии циркового искусства;

3.       формирование и совершенствование обслуживания населения услугами циркового искусства в различных формах и видах деятельности;

4.       повышение художественного уровня жанрового разнообразия и оригинальности цирковых представлений, приобщение к лучшим достижениям мирового сценического искусства;

5.       охрана здоровья и условий труда работников в медицинском пункте  цирка с целью профилактики и оздоровления.

Сегодня якутский цирк довольно быстро набирает темпы своего развития и известен на территории Российской Федерации. Так, в 2007 г. в Москве и Санкт-Петербурге состоялся грандиозный проект спектакль-шоу «Бриллиантовое шоу». В шоу задействованы лучшие цирковые номера, лауреаты Международных цирковых конкурсов в Монте-Карло, в Италии, в Москве, «Акробаты с кольцами», «Акробаты на Мачтах», «Жонглеры с диаболо», «Канатоходцы Саха», воздушные номера, балет и оркестр цирка. Цирк известен и популярен также и в мировом цирковом пространстве в Германии, Норвегии, Венгрии, Китае, Италии, Монако, Великобритании.

Государственный цирк Республики Саха (Якутия) является одним из крупнейших учреждений социально-культурной сферы и единственным цирком в Якутии и имеет немалый опыт в проведении крупных мероприятий. Так, с  1999 г. проводит ежегодный Республиканский Фестиваль циркового искусства «Мамонтенок»; с 2004 – Международный детский фестиваль циркового искусства «Мамонтенок» в рамках Международных детских спортивных игр «Дети Азии»; с 2007 – благотворительный цирковой этно-спектакль «Розовая чайка» для пострадавших от наводнения детей и социальную акцию «Доктор Клоун» с девизом «Смех лучшее лекарство!»; с 2008 – республиканский конкурс-фестиваль современной хореографии «Art-Dance».

Также руководство цирка проводит обучение артистов за пределами республики, это обусловлено необходимостью своевременной подготовки профессиональных кадров в соответствии с новым направлениями, развитием технологий и их внедрения в отрасли экономики и социальной сферы. Так,  ежегодно в цирк приезжает тренер-педагог из Пекинского цирка для поддержания физической формы акробатов якутского цирка и отбора физически развитых детей для обучения в Китайском колледже и в детской студии при якутском цирке.

Цирк относится к сфере театрально-зрелищных услуг. Под сферой театрально-зрелищных услуг мы понимаемсовокупность существующих и потенциальных потребителей с соответствующими запросами и интересами, потребляющими данные услуги с целью приобщения к миру культуры и искусства или иной целью. В справочной литературе мы обнаруживаем [6], что к учреждениям данной сферы принято относить следующие предприятия: спортивно-зрелищные комплексы, кинотеатры, библиотеки, клубы, музеи, парки, цирки и другие учреждения культуры, ориентированные на демонстрацию образцов и ценностей культуры.

Учреждения театрально-зрелищных услуг за годы реформ перестали быть монополистами на рынке культурных услуг. Сейчас данная сфера развивается в условиях конкуренции как внешней, так и внутренней, и следует признать, что все более серьезным конкурентом на рынке свободного времени становятся торговые предприятия. В структуре же услуг, предоставляемых учреждениями театрально-зрелищных услуг, заметно преобладание традиционного набора. Отрасль культуры сегодня владеет достаточным пакетом предложений для продажи. А эффективность продаж, по мнению исследователей [7, 2009], зависит от того, насколько менеджеры способны превратить культурный продукт в товар.

Культурный продукт, по мнению Т.В. Козловой [3, 2005] – это услуга, в определенном формате предлагаемая потребителю. Традиционно под культурным продуктом понимают ресурсы культурно-исторического наследия (исторические, культурные, архитектурные достопримечательности); основные средства его представления (музеи, галереи, концертные учреждения и др.); результаты культурной деятельности (выставки, экспозиции, массовые мероприятия, концерты и пр.).

 Поэтому наиболее конкурентоспособными оказались музеи и театры. Увеличение количества их посетителей тесно связано с ориентацией этих учреждений на рынок и отношением к посетителям как «потребителям». Данные организации наиболее гибко реагируют на изменение вкусов и предпочтений, пополняя традиционный список новыми товарами и услугами.

Проанализировав деятельность государственного цирка, мы пришли к выводу, что по мере роста числа заведений в сфере театрально-зрелищных услуг между ними обостряется конкурентная борьба за количество посещаемости зрителей. Каждые предвыходные и выходные дни столичная афиша пестрит всевозможными мероприятиями развлекательного характера.
Конкурентную среду якутского цирка составляют художественные театры (Академический Русский драматический театр им. А.С.Пушкина, Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) имени С.А. Зверева, Государственный театр оперы и балета, Театр эстрады Республики Саха (Якутия), Саха Академический Театр имени П.А. Ойунского, Театр юного зрителя Республики Саха (Якутия) и др.), кинотеатры («Лена», «Синема-центр», «Центральный»),  библиотеки,  филармонию, музеи, развлекательные центры,  культурные дома и центры. И хотя все перечисленные организации, так или иначе, представляют  мероприятия, некоторым образом отличающиеся от репертуара Государственного цирка (концерты, выставки, ярмарки), можно обозначить его конкурентное преимущество перед вышеперечисленными, а именно, цирковые представления, отличающиеся  демонстрированием необычного и смешного (эксцентрики), фокусами, пантомимами, клоунадой, репризой, исключительными трюками, часто связанных с риском, представлениями с дрессированными животными.

Поэтому, целесообразно будет провести конкурентный анализ
 цирка с аналогичными учреждениями сферы театрально-зрелищных услуг. В качестве примеров, мы остановимся на основных конкурентах цирка – Государственной Филармонии Якутии, Русском академическом театре имени А.С. Пушкина, Государственном театре оперы и балета. Результаты проведенного анализа представлены в таблице 1 и ранжированы по 5-ти балльной системе, где 5 — отлично, 4 — хорошо, 3 — удовлетворительно, 2 – неудовлетворительно.

                                                                     Таблица 1

Сопоставительный анализ конкурентный анализ

Критерий

Государственный цирк

Государственная филармония

Русский академический театр

ГТОиБ

Удобство расположения

5

5

5

5

Интерьер

5

5

5

5

Сервис и качество обслуживания

5

5

5

5

Профессионализм артистов

5

5

5

5

Разнообразие представлений

4

5

3

5

Уровень цен на билеты на представления

5

4

5

5

Посещаемость представлений

4

5

5

5

Работа интернет-сайта

4

4

3

5

Наличие отдела рекламы

+

-

-

-

Качество работы по R  

5

5

4

5

Качество работы по осуществлению DM

5

4

4

4

Качество работы по осуществлению SP

5

4

4

5

Качество работы по осуществлению PR

4

5

4

5

 

Как видно из табл. 1, цирк Якутии уделяет большое внимание средствам продвижения своих мероприятий. Структура государственного цирка включает в себя рекламный отдел, который занимается его продвижением, проводит контроль  мероприятий в стенах цирка, осуществляет деятельность по привлечению зрителей. Аналогичную деятельность в Филармонии, Русском театре и Театре оперы и балета проводят их административные отделы.

Анализ качества работы по осуществлению рекламного сопровождения подразумевает качественную работу по повышению осведомленности зрителей о своих мероприятиях. Все представления рассматриваемых учреждений размещаются в печатных и интернет-информационных изданиях, включают аудио-рекламу на радио, активно используют рекламу на улицах (стенды, афиши, баннеры), телевизионную рекламу и др. Однако, конкуренты цирка не уделяют внимание рекламному сопровождению. Так, Русский театр использует лишь афиши печатных изданий, баннеры на фасаде театра, редко – радиорекламу, более реже – телерекламу.

Сравнительный анализ прямого маркетинга показал, что цирк использует его средства для обратной связи на официальном сайте, а также в социальной сети «Вконтакте», где зрители могут напрямую обратиться по интересующим вопросам и оставлять отзывы о мероприятиях. Филармония Якутии также использует социальную сеть «Вконтакте», однако, на официальном сайте гостевой книги этого не обнаружено. Анализируемые театры ограничивают контакты со своими зрителями гостевой книгой на официальном сайте.

Следующий критерий – стимулирование сбыта. Цирк и Театр оперы и балета предлагает не только скидки по коллективным заявкам, но и розыгрыши на своих мероприятиях. Хотя Филармония Якутии и Русский театр также используют систему скидок на билеты, дополнительных критериев стимулирования сбыта не наблюдалось.

И последний критерий – качество работы по осуществлению связей с общественностью. Анализируя деятельность цирка и представленных конкурентов, можно обозначить активную работу в освещении мероприятий, размещении новостей-анонсов (что подразумевает сотрудничество со СМИ), поиск партнеров и др. Не менее важным здесь будет остановиться отдельно на рассмотрении показателей работы интернет-сайтов. Официальный сайт цирка [5] оформлен в красочном, привычном для зрителя позитивном стиле. Подробно освещается анонс мероприятий, публикуются статьи по прошедшим аншлагам, обновляется галерея. Единственный недостаток – отсутствие цен на билеты. Сайт филармонии также следит за обновлением репертуарного плана, однако, не было замечено новостей о прошедших мероприятиях, и также отсутствует  графа цен на билеты. Драматический театр учел особенности названия (изображение А.С. Пушкина на сайте), но приостановил обновление новостей с  февраля 2013 г., а сайт ГТОиБ регулярно обновляет афиши, информацию о скидках и ценах на билеты. 

Таким образом, мы выявили, что учреждения сферы театрально-зрелищных услуг нуждаются в постоянной работе над продвижением своего позитивного имиджа и должны использовать для этого все средства продвижения. Для успешной деятельности и привлечения зрителей цирку следует больше обращать внимание на работу над позиционированием своего имени («Бриллиантовый цирк», «Сахацирк», «Цирк Якутии», «Северный цирк» и т.д.), обновлять информацию на интернет-сайте, репертуарный план.

Для выявления потенциала дальнейшего развития цирка республики был проведен SWOT-анализ, который позволил выявить его сильные и слабые стороны, перспективные возможности и риски ее развития. Под SWOT-анализом ученые понимают [8, 2005] метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих ее достижению или осложняющих его. Данный метод исследования позволил нам  структурировать  сложившуюся ситуацию, относительно которой нужно принять решение, получить общее представление о цирке, оценить его состояние: способно ли оно за счет внутренней деятельности противостоять внешним угрозам, а также препятствуют ли внутренние слабости использованию внешних возможностей. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

SWOT-анализ

Сильные стороны

Возможности

1. Участие в международных  фестивалях за пределами страны.

2. Постановка  тематических  мероприятий в цирке.

3. Ведение интернет-сайта цирка.

4. Проведение банкетов для предприятий города.

5. Пополнение  актерской  труппы  молодыми  специалистами.

6. Финансирование  постановки  мероприятий в стенах цирка сторонними  организациями.

7. Кафе, обеспечивающее питание артистам цирка.

8. Наличие  финансовой  поддержки  от  спонсоров  цирка.

1. Организация  благотворительных мероприятий.   

2. Розыгрыши  призов  на мероприятиях.

3. Пополнение  внебюджетных  средств  за  счет  спонсорской  поддержки.

4. Организация  обменных  гастролей с  профессиональными  цирками  других  городов.

5. Предоставление  служебного  жилья  артистам цирка.

6. Повышение  художественного  мастерства  специалистов за  счет  обучения и    повышения  квалификации.

Слабые стороны

Угрозы

1. Нет возможности покупки билетов через официальный сайт.

2. Плохая отапливаемость помещения цирка. 

3. Отсутствие  собственного  комфортабельного  автобуса

 

1.Низкая удовлетворенность  пользователей качеством  услуг.

2. Уменьшение  количества  зрителей в зимний период.

3. Уменьшение финансирования  гастрольной  деятельности.

4. Снижение цен на мероприятия у конкурентов.                  

5. Выход новых конкурентов на рынок сферы театрально-зрелищных услуг.

 

Как видно из табл. 2, SWOT-анализ позволил систематизировать всю полученную информацию, которая может быть необходима в работе над устранением недостатков. Так, исследователи утверждают [1, 2005], что необходимо развивать и укреплять установленное международное сотрудничество в области создания и распространения циркового продукта. Для этого необходимо больше изучать деятельность зарубежных цирковых трупп, приглашать их с целью обмена опытом и культурного обогащения. Гастроли цирковых трупп требуют решения немалых организационных вопросов, начиная от транспорта до места представления, составления соглашений, договоров и денежных вложений. Однако, гастроли зарубежных цирковых трупп ставят целью не только в качестве ознакомления с культурой другой страны, но и налаживать долгосрочные отношения с государственным цирком, что в конечном итоге приводит к направлению работы по привлечению зрителей в цирк.

В качестве предложений по оптимизации продвижения якутского цирка может стать организация гастролей цирка Монголии в государственном цирке Якутии. Сейчас монгольский цирк имеет статус мировой славы и звание «бренда Монголии», его артисты являются многократными призерами международных соревнований и фестивалей по цирковому искусству. Целью организации гастролей цирка Монголии в Якутске является культурное обогащение якутского зрителя и приобщение его к мировому цирковому искусству. При организации гастролей поставлены и последовательно решены следующие задачи:

1.       установить позитивные отношения с представителями циркового искусства зарубежных стран (в данном случае Монголии);

2.       организовать гастроли монгольского цирка в Якутске;

3.       познакомить якутского зрителя с цирковым искусством монгольского цирка;

4.       осуществить коммуникационное сопровождение средствами PRгастролей цирка Монголии.

Тема гастролей определена как представление удивительных возможностей потомков Чингисхаана, что, по мнению организаторов, привлекло бы якутского зрителя. Программа, разделенная на два отделения включала в себя выступление воздушных гимнастов, клоуна, девочек-каучук, акробатов со скакалками, акробатов с барабанами, силового акробата и др. Коммуникационное сопровождение средствами PR, по мнению исследователя Данилиной В.В. [2, 2008] должно было обеспечить:

1. работу со СМИ и создание пресс-материалов;

2. дополнительные инструменты PR: работа с якутским зрителем, создание сценария, размещение тематических материалов, привлекающих жителей Якутска, размещение телероликов на местных телеканалах и статей на форумах и блогах на правах рекламы;

3. создание рекламной продукции;

4. мониторинг и анализ обратной связи.

Таким образом, гастроли монгольского цирка в преддверии новогодних праздников (16, 17, 23, 24, 25 ноября и 1,2 декабря 2012) привлекли большое внимание жителей Якутска. Несмотря на холодное время года, в цирке был аншлаг. После выступлений зрители делились положительными впечатлениями от представления труппы монгольского цирка, высказывали пожелания видеть выступления других зарубежных цирковых артистов.

Итак, продвижение государственного цирка республики является действенным средством привлечения внимания зрителей, а эффективные средства связей с общественностью позволяют базисному PR-субъекту достичь необходимого паблисити. Поэтому рекламному отделу государственного цирка необходимо развивать и укреплять установленное международное сотрудничество в области создания и распространения циркового продукта.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.       Баринов В.А. Художественно-образная  структура циркового искусства :  монография / В.А. Баринов. – М.: МГУКИ, 2005. – С. 127.

2.       Данилина В.В. и др. Связи с общественностью. Составление документов: Теория и практика : учебное пособие. / В.В. Данилина и др.; Под ред. Л.В. Минаевой. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 288 с.

3.       Козлова Т.В. Технологии позиционирования учреждения культуры / Т.В.  Козлова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. — № 11. – С. 65-73.

4.       Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л.  Менеджмент в сфере культуры : учебное пособие. – 4-е изд., испр. и доп. / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. – С. 528.

5.       Постановление Президиума НКОН №12-07 от 04.12.2007 орден № 122,148.

6.       Официальный сайт Государственного цирка Республики Саха (Якутия) [электронный ресурс]. Режим доступа: www.sakhacircus.ru.

7.       Служба тематических толковых словарей [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.glossary.ru/

8.       Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005. – С. 541.

9.        

 

Корнилова Виктория Викторовна кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

Анисимова Владмила Владиславовна – студентка 5 курса отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>