Мишлимович М. Я., Прищепа Т. Б.

 

Приемы мотивации к чтению в 5 классе

METHODS OF MOTIVATION FOR READING IN CLASS 5

 

М. Я. Мишлимович, Т. Б. Прищепа

M. J. Mishlimovich, T. B. Prishchepa

  

В статье рассмотрена история изучения мотивации к чтению педагогов-методистов 19 века: В.П. Острогорского, М.А. Рыбниковой, В.Г. Маранцмана, а также, рассмотрены современные приемы изучения читательских интересов учителей-словесников школ города Якутска. Из различных приемом изучения читательских интересов нами было выявлено, что одной из главных форм мотивирующих интерес к чтению являются уроки внеклассного чтения. Представлен урок внеклассного чтения Русская народная сказка «Лиса и Заяц» Сделан вывод оприемах мотивации к чтению, а в особенности об уроке внеклассного чтения.

 The article reviews the history of the study of motivation for reading educators, 19th century: V.P. Ostrogorsky, M.A. Rybnikova, V.G. Marantsman and also deals with modern methods of studying reading interests, language and literature teacher schools in the city of Yakutsk. Of the various research methods of reading interests us it was revealed that one of the main forms of motivating interest in reading lessons are home reading. Presented lesson home reading Russian folk tale «The Fox and the Hare» It is concluded that methods of motivation to read, especially about the lesson home reading.

 Ключевые слова и фразы: читательские интересы, урок внеклассного чтения.

Key words: reading interests, extracurricular reading lesson.

 Проблема представляется актуальной по следующим причинам:

Кризис чтения в целом в стране, а в школе в частности, является общепризнательным начальным явлением;

Чтение играет ведущую роль в формировании общеучебных умений;

Среди этапов педагогического руководства чтением в школе, мотивация является менее разработанной.

И именно чтение художественных текстов имеет определяющее значение в реализации воспитательных целей на уроках литературы.

Изучив историю и современное состояние проблемы, мы выбрали в качестве исследовательской работы труды В.П. Острогорского, М.А. Рыбниковой и В. Г. Маранцмана.

В.П. Острогорский отмечал наиболее доступные для восприятия младшими школьниками произведения фольклора разных народов: «Вечно юные произведения наиболее даровитых народов древности, как индийцы, персы, греки, отчасти римляне, задушевная поэзия Франции (Роланд), простодушная сказка германца (Гримм) и угрюмого на вид, но тонко чувствующего финна, сказка и былина национальная русская».

На таком литературном материале предлагал он начинать этико-эстетическое развитие школьников. Методист рекомендовал такую форму мотивации, как участие учеников в работе библиотеки [2, 1992: 51].

М.А.Рыбникова советовала для бесед по чтению выбирать произведения с большой воспитательной нагрузкой. Отмечала, что школьники должны читать книги с занимательным сюжетом, выдвигала такие принципы отбора книг: воспитательная направленность; родо — жанровое  тематическое разнообразие книг; учет возрастных особенностей; учет индивидуальных интересов; ограниченность объема художественных произведений.

В. Г. Маранцман констатировал некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чтения, объясняя это их излишним регламентированием. Выделяя этапы литературного развития, В. Г. Маранцман отмечает, что в средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток литературы, когда складывается дифференциация выбора книг, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствования читательского восприятия[1, 1995:248].

Заметное оживление работы по руководству чтением произошло в конце80-х гг. 20 века, когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения, шире стали использоваться на таких уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, инсценирование, конкурсы и т.д.). В старших классах на уроки пришла «возвращенная литература», современные книги, последние журнальные публикации. Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остаётся [1, 1985:165].

Методическая наука и практика имеет в своем арсенале такие традиционные формы мотивации к чтению как: прямые рекомендации или открытые; скрытые рекомендации или рассредоточенные; книжные выставки; конкурсы читателей; литературные газеты; массовые внеурочные мероприятия: утренники, викторины, встречи с писателями.

В последнее десятилетие широко применяются и другие современные приемы: предварительный просмотр кинофильмов, фрагментов фильма, видеофрагментов спектакля; интервью с детским писателем; компьютерные презентации (работы, связанные с другими видами искусства и с поиском в Интернете); буккроссинг.

Впервые в практике буккроссинг появился у учителя СОШ №3 г. Якутска, Котельниковой Е.В.

Из опыта СОШ №5 мы наблюдали такие оригинальные приемы мотивации к чтению младших школьников: организация выставки игрушек (герои литературных или фольклорных сказок); стенды книг. («Книга вышла погулять»).

Одной из главных форм мотивирующих интерес являются уроки внеклассного чтения. Во время педагогической практики в СОШ №5 мы проводили урок в 5-ом классе: «Русская народная сказка«Лиса и Заяц» 

     Урок внеклассного чтения: Русская народная сказка «Лиса и Заяц»

 Тема: «Что за прелесть эти сказки…» Знакомство со сказкой «Лиса и Заяц»

Цель: познакомиться со сказкой; показать  учащимся прелесть чтения, учить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное».

Задачи:

·        привлечь учащихся к чтению и работе в школьной библиотеке;

·        повышать познавательное отношение к прочитанному;

Опережающее домашнее задание: прочитать сказку «Лиса и Заяц» и отдельно по выбору другие сказки о животных.

 Ход урока:

 Учитель: посмотрите, ребята, на слайд, на котором записан эпиграф нашего сегодняшнего урока. Прочитайте его. 

«Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своею старою сказкою», — Н.С.Лесков.

Почему люди должны жить в ладу со сказкою? Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!” А.С. Пушкин. (Объясните слова великого русского поэта, сказочника.)

Учитель: дорогие ребята! В детстве я очень любила читать и в любую свободную минуту бежала к книжкам, читала ребятам в детском саду, чтобы встретиться с новыми героями книг. Когда я читала книги, как будто бы разговаривала с их авторами обо всем на свете. Я благодарна своим родителям, которые приучили меня к чтению и сами очень любят читать. И сегодня на уроке мы погрузимся в удивительный мир книг, сказочных приключений и невероятно интересных событий. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказкой «Заяц и Лиса».

Беседа.

 Учитель: ребята, посмотрите на иллюстрации к сказкам, что мы видим на них? Прочитайте названия книг? (Волк и семеро козлят; Лиса и Заяц; Кот и Лиса; Теремок)

Кто нарисован на обложках? (Звери: кот, лиса, волк, заяц, петух и т. д.)

Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие? (Сказочные: они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.)

Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке? (Мы будем читать сказки о животных.)

Учитель: верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных. В таких сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью.

Недаром говорится:

Хитер как… (лиса). 

Голоден как… (волк).

Труслив как… (заяц).

Болтлив как… (сорока).

 

Ознакомление с книгой.

 

Учитель: прежде чем мы начнем с вами беседу по сказке «Лиса и Заяц, давайте для начала посмотрим на обложку книжки.

 Кто изображен на обложке? (Заяц и лиса.)

Как они выглядят? (Они одеты в русские народные костюмы)

Что можно сказать о Лисе? (Лиса хитрая, лживая, коварная)

А что можно сказать о зайце? (Он добрый, беззащитный, немного глуповат.)

Какую избушку построил себе Зайчик? (Он построил избу из лубочков.)

Какую избушку построила себе Лиса? (ледяную)

Что же сделала весна с «Лискиным домом? (Дом растаял.)

Кто пытался помочь Зайцу вернуть избушку? (волк, собака, медведь)

Кто оказался из них настоящим другом? (Петух)

Какими словами заканчивается сказка? («И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избёнке»)

 Учитель: понравилась вам сказка? Какое место из сказки вам больше понравилось?(учащиеся зачитывают понравившееся место из сказки)

 

Работа с пословицами.

 Учитель: какие из пословицы больше подходят к нашей сказке? 

 Сила сломит все, а ум — силу.

Как аукнется, так и откликнется.

За добро добром и платят.

Друг не испытанный, что орех не колотый.

На языке медок, а на уме ледок.

Без беды друга не узнаешь.

Где двое бранятся, там третий не суйся.

За правое дело стой смело.

 Учитель: а теперь я хочу узнать, знаете ли вы русские народные сказки, и поиграть с вами в игру. Я буду показывать вам иллюстрации сказок, а вы должны будете угадать данную сказку и рассказать мне ее. 

 1 слайд: Волк и семеро козлят.

2 слайд: Гуси – лебеди.

3 слайд: Курочка  ряба.

4 слайд: Теремок.

5 Слайд: Лиса и заяц.

 

Повторение знаний, пройденных по разделу «Устное народное творчество»

 

Учитель: ребята, давайте еще раз вспомним, что такое сказка? (Сказка – это один из основных видов устного народного творчества)

 

Учитель: какие бывают еще сказки? (волшебные; бытовые сказки)

 

Подведение итогов урока.

 

Какую сказку вы сегодня прочитали? (Лиса и Заяц)

Какие еще сказки о животных вы сегодня вспомнили? (учащиеся называют сказки, которые они прочитали на уроке)

В каких еще сказках присутствуют Лиса и Заяц?

 Учитель: сегодня на уроке мы с вами разобрали русскую народную сказку, где героями были животные и рассмотрели другие сказки о животных. Каждая из них научила нам чему-то: сказка Лиса и Заяц научила нас смелости, взаимопомощи, Волк и семеро козлят, гуси — лебеди — слушаться старших, чтобы не приключилась беда, теремок – дружбе и т.д.  Но есть другие сказки, в которых героями являются не только животные, но и животные и люди, необычные сказочные герои. Эти сказки, мы знаем, делятся на бытовые, волшебные. И в таких сказках сюжет не менее интересен, чем  в таких, которые мы прочитали. Они учат нас… А чему же они учат? Я думаю, вы познакомитесь с ними и ответите на этот вопрос «Чему учат сказки?»

 

Домашнее задание.

 

Сочинить сказку, где главными героями будут «Лиса и Заяц».

 

Безусловно, подобный урок рассчитан на сравнительно слабых по уровню литературного развития учащихся, однако в этом плане он вызвал значительный интерес и побудил отдельных учеников сразу же пойти в библиотеку.

 

Литература

 

1.      Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. — М.: Просвещение, 1995.

2.      Полозова, Т.Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учеб.пособие / Т.Д. Полозова, Г.А. Иванова, Г.П. Туюкина [и др.]. — М.:МГИК, 1992.

 

 

Мишлимович Мира Яковлевна – кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и русской литературы Северо–Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

 

Прищепа Татьяна Борисовна – студентка 5 курса отделения русского языка и литературы и теории художественной культуры филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>