Макарченя А. Н.

Макарченя А.Н.,

студентка факультета иностранных языков БрГУ

научный руководитель Концевой М.П.,

старший преподаватель кафедры информатики и компьютерных систем

Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина,

г. Брест, Беларусь

 

 

Википедия как открытая образовательная среда
межкультурной коммуникации

 

 

Рассмотрение Википедии в качестве открытой образовательной среды межкультурной коммуникации определяется рядом ее существенных черт.

Открытость Википедии, предполагающая свободу доступа, распространения, создания, редактирования и контроля ее материалов, является одним из ее основополагающих принципов.

Образовательный характер Википедии предопределен ее энциклопедичностью уже на уровне именования (в переводе с древне-греческого энциклопедия означает «обучение в полном круге» (ἐγκύκλιος παιδεία: κύκλος – круг и παιδεία – обучение) – приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания. Сегодня трудно представить современную образовательную систему любого уровня и характера без регулярного использования всеми ее субъектами Википедии как самого популярного, открытого образовательного ресурса. Только в марте 2013 года многоязычные сайты Википедии посетило более 517 миллионов уникальных пользователей. Собрание энциклопедических статей современной Википедии приросло новыми образовательными проектами, среди которых Викисловарь (многофункциональный грамматический словарь и тезаурус), Викиучебник (свободно распространяемая на технологиях wikiучебная литература), Викиверситет (особая форма интерактивного образования и ведения открытых научных проектов), Викитека (библиотека свободно распространяемых оригинальных текстов), Викисклад (собрание мультимедийных файлов, включаемых в страницы проектов Фонда Викимедиа), Викигид (открытый многоязычный проект, посвящённый созданию путеводителей), Wikidata (открытая база знаний, адаптированная для чтения и редактирования как людьми, так и машинами).

Значение Википедии в межкультурной коммуникации, в соответствии с пониманием языка как основы культуры [1, 2011: 69-70], базируется на ее принципиальной мультиязычности. Созданная для обеспечения всех желающих свободным доступом к энциклопедической информации Википедия устремлена к тому, чтобы все ее пользователи могли читать статьи на своих родных языках. В апреле 2013 года Википедия включала в себя 285 различных языковых разделов, каждый из которых является проводником общечеловеческого знания в локус своей уникальной культуры и одновременно инструментом интеграции этой культуры в глобальную информационно-коммуникационную среду, свидетельством ее аксиологических, эпистемологических и праксиологических интенций. Например, понятие «межкультурная коммуникация» представлено в Википедии статьями на 11 языках, что, наряду с заключенной в материалах данных статей многомерной семантической характеристикой самого понятия, несет в себе информацию о роли феномена межкультурной коммуникации в жизни различных языковых сообществ, об уровне его осмысления в сетевом дискурсе. В последние годы особое внимание вики-сообщество уделяет исчезающим (nearly extinct),  вымирающим (seriously endangered), неблагополучным (endangered), нестабильным (potentially endangered) языкам, стремясь сохранить посредством фиксации элементов человеческого знания то уникальное культурное достояние, которое может быть утрачено вместе с языком. В 2010 году  открыт проект WikiBhasha (от слова «bhasha», означающего «язык» на санскрите), предоставляющий инструменты перевода статей в Wikipedia с английского на другие языки. Англоязычная версия Wikipedia наиболее полна по сравнению с версиями на других языках, а WikiBhasha позволяет редакторам Wiki находить контент в английской энциклопедии и переводить его на другие языки, после чего либо создавать новые статьи, либо добавлять полученный текст в уже существующие.

В создании и развитии всех языковых разделов и мультиязычной Википедии приняло участие в том или ином качестве более 40119000 представителей самых разных культур. Их свободное самодеятельное взаимодействие позволило создать энциклопедический ресурс высочайшего качества. Так, в 2005 году опубликованы неожиданные для самих исследователей результаты сравнения качества материалов Википедии и Британники [2]. Почти все ошибки, выявленные в Википедии, были незначительными и малочисленными. Число недочетов на каждую статью оказалось сопоставимо с показателем Encyclopaedia Britannica. Дальнейшее повышение надёжности Википедии в качестве информационного ресурса связано с моделированием эффективного инструментария открытых сетевых коммуникаций. К наиболее популярным специальным средствам организации собственно межкультурного взаимодействия в Википедии можно отнести следующие:

·        https://ru.wikipedia.org/wiki/Проект:Переводы;

·        https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Вавилон;

·        http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Список_статей,_которые_должны_быть_во_всех_языковых_версиях;

·        http://ru.wikipedia.org/wiki/Проект:1000_важнейших_статей;

·        http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Ссылки_на_братские_проекты;

·        http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Интервики.

Важное значение в поддержке межкультурных коммуникаций имеет «пространство участника», выступающее как средство общения с другими участниками проекта по вопросам, касающимся совместной работы над энциклопедией. «Пространство участника» образуют специальные страницы, автоматически присваиваемые каждому зарегистрированному участнику Википедии – личная страница участника («Участник:Имя») и страница обсуждения участника («Обсуждение участника:Имя»). Страницы участников открыты для просмотра и даже редактирования другими участниками Википедии, но редактирование чужих личных страниц без приглашения считается дурным тоном. Ссылка на страницу участника (или страницу обсуждения) должна присутствовать в подписи участника. Согласно консенсусу сообщества русской Википедии, следующая информация признана однозначно полезной для размещения на личной странице участника: уровень владения участником теми или иными языками; как можно связаться с участником; местожительство участника, проживание в других местах; предпочитаемое участником обращение; разрешение другим участникам исправлять его речевые ошибки; возраст, образование, профессия, научная квалификация и деятельность (научная степень, наличие публикаций и т. п.); участие в проектах Википедии и в смежных вики-проектах; вики-статус (патрулирующий, администратор и т.д.); по каким темам можно обратиться к участнику за помощью; интервики на другие страницы данного пользователя в других языковых разделах.

Особое значение в межъязыковой коммуникации играют языковые шаблоны, используемые на личных страницах, знаковый инструментарий которых помогает найти википедийцев со знанием определённых языков на определённом уровне владения ими. С их помощью участник сообщает посетителям о своём знании языков: xx-0 – отсутствие знания языка xx; xx-1 –способность понять и ответить на простые вопросы на этом языке; xx-2 –способность понимать суть текста и некоторые детали; xx-3 – способность править орфографию и грамматику на этом языке; xx-4 – знание языка на уровне среднего образованного носителя языка; xx-5 – совершенное владение литературным языком. Например, запись {{babel|rus|bel-4|en-3|fr-2|es-1}} показывает, что ваш родной язык  русский и что вы владеете белорусским, как и родным, имеете хорошие знания английского, средние знания французского и начальные знания испанского. Найти участников вики-сообщества, говорящих на определённых языках, можно на страницах категории «участники по языкам».

В процессе развития мультиязычной энциклопедической среды суммативное единство отдельных языковых разделов Википедии обрело новые системные свойства, не сводимые к свойствам отдельных составляющих эту среду элементов (языковых разделов). Для обнаружения и научного исследования системных особенностей мультиязычной коммуникации вики-сообщества разработан специальный статистический и аналитический инструментарий (проект: Связность, шаблон межъязыкового рэнкинга и др.). Этот инструментарий позволяет отслеживать тенденции в развитии вики-коммуникации и, наряду с несомненными положительными тенденциями, выявлять ее недостатки и ограничения, которые требуют преодоления. Так, большинство редакторов Википедии по-прежнему являются жителями США и Европы, причем около 90% из них – мужчины.

Являясь успешной экспериментальной площадкой поиска и конструирования эффективных действующих моделей межкультурной образовательной коммуникации сетевых сообществ, Википедия сама может рассматриваться как особая культурная среда. Специфика работы в Википедии вынуждает участников тесно взаимодействовать между собой, а вики-сообщество, в сравнении с сообществами других социальных сервисов, отличается развитостью различных аспектов социального взаимодействия. Во всех развитых языковых разделах присутствует детально проработанная система регламентации поведения участников на основе кодекса, выраженного в нескольких фундаментальных правилах, существует специфический лексикон (http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Глоссарий), своеобразные элементы культурного творчества (Википедия:Культура_Википедии).Это саморегулируемое, активно формирующееся культурное сетевое сообщество эпохи глобальных компьютерных коммуникаций очень важно для адекватной социализации подрастающего поколения, но требуют определенных сознательных усилий по целеустремленному освоению своего культурного своеобразия для того, чтобы его потенциал в полной мере был реализован.

 

Литература

 

1.        Павлова, О.Д. Язык как основа культуры / О.Д. Павлова // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 2 (217). Философия. Социология. Культурология. Вып. 20. С. 69–73.

2.        D. Terdiman Study: Wikipedia as accurate as Britannica [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.cnet.com/2100-1038_3-5997332.html  – Дата доступа: 18.04.2013.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>