Новгородова А. А.

Новгородова А.А.,
студентка 3  курса отделения рекламы и связей с общественностью

филологического факультета СВФУ,

научный руководитель Виниченко В.А.,

к.п.н., доцент рекламы и связей с общественностью

Северо-Восточного федерального университета,

г. Якутск

 

Методы формирования корпоративной культуры вуза

 

   Высокий уровень конкуренции на российском рынке образовательных услуг обуславливает повышенный уровень внимания руководителей высших учебных заведений к проблеме построения сильной корпоративной культуры, наличие которой необходимо для реализации новых стратегий развития и внедрения инноваций. Именно корпоративная культура оказывает конкретное воздействие на активный рост показателей эффективности и результативности деятельности вуза.

  Структура корпоративной культуры включает несколько элементов: общие ценности, разделяемые сотрудниками организации; нормы поведения, которые влияют на решения и действия сотрудников; символы и символические действия. 

Руководство Северо-Восточного федерального университета прилагает немало усилий для формирования корпоративной культуры, используя для этого различные методы. В частности, отметим следующие: проведение различных корпоративных мероприятий, использование интернет-сайта, Кодекса корпоративной культуры, печатных изданий (газета «Наш университет», журнал ««OPEN»).

 В целях объединения вчерашних абитуриентов в сплоченное сообщество проводится праздник посвящения в студенты университета. Немного позднее отмечают День Первокурсника, где требуется представить свою будущую профессию, музыкально-танцевальный номер и видеоклип о своей дружной группе. В рамках фольклорного вечера первокурсники разыгрывают театральные сценки, поют  русские народные песни, исполняют баллады, былины, рассказывают былички, преподносят жюри русские национальные блюда. Обязательным является для студентов первого курса посещение всероссийского спортивного мероприятия «Кросс наций», участие в демонстрации на Первое мая. Ежегодным мероприятиям является ректорский смотр, где выступают сборные команды от различных факультетов, демонстрирующих свои вокальные и танцевальные таланты. 

 Университетский сайт предоставляет информацию для разных групп общественности. Это абитуриенты, студенты, сотрудники, работодатели. Сайт постоянно модернизируется и обновляется. Информацию можно просмотреть на русском, якутском, английском, корейском и китайском языках, что очень удобно для иностранных студентов, которые обучаются или планируют учиться в рамках программ по обмену.

Именно на сайте университета выставлен текст Кодекса — основного документа, содействующего развитию и укреплению корпоративной культуры, направленного на  повышения уровня мотивации профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов, сотрудников, для обеспечения сознательной поддержки стратегии и основных программ деятельности университета, связанных с улучшением качества подготовки специалистов и повышения престижа вуза в российском и мировом образовательном пространстве

 Согласно данному документу основная стратегия направлена на создание современного федерального вуза с большими возможностями развития и широким спектром образовательных программ по наиболее востребованным направлениям подготовки; развитие новых традиций,  основанных на глубоком фундаментальном образовании и сочетании учебного процесса с современной практикой; последовательное и целенаправленное использование лучших достижений отечественной и зарубежной высшей школы в совершенствовании образовательных технологий.

Большое влияние на формирование корпоративной культуры оказывает четко сформулированная миссия, знание которой  предписывается всем сотрудникам и студентам вуза. Миссия Северо-Восточного федерального университета – взращивание конкурентоспособных специалистов, выполнение исследований и инновационно-технологических разработок для становления экономически устойчивого, социально развитого приполярного региона, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-Востока России.

Корпоративные символы являются одним из важных системообразующих элементов корпоративной культуры. Существуют определенные критерии, которым они должны соответствовать: узнаваемость, художественная и эстетическая ценность, выраженная способность к самоидентификации как университета, так и его сотрудников и студентов. Логотип университета содержит такие графические символы как алмаз и стерх, стилизованный под букву «Y», которая указывает на моральные и интеллектуальные ценности, развитие, духовность и процветание. Использование алмаза и стерха неслучайно, так как это национальные символы Якутии. Данный логотип можно увидеть на календарях, буклетах, брошюрах, сумках и прочей атрибутике.

В список основных пропагандируемых ценностей университета включены: уважение к человеку, профессионализм, постоянное развитие и обучение, сотрудничество, эффективность, инновационность, преемственность, забота о ветеранах, социальный патернализм и мотивация труда. Прописаны и нормы поведения, предписывающие учитывать личные интересы сотрудников, уделять внимание развитию потенциала работника, обеспечению его социальными гарантиями. Что касается отношений между работником и работодателем, то они должны строится на принципах долгосрочного взаимодействия, уважения и четкого исполнения взаимных обязательств, предусмотренных контрактом.

 Печатные издания оказывают непосредственное влияние на становление корпоративной культуры СВФУ. Это газета «Наш Университет» и журнал «OPEN», представляющие собой информационно-аналитические издания для студентов, преподавателей и сотрудников СВФУ, на страницах которых освещается жизнь студентов, университетские и городские новости, публикуются интервью с преподавателями, успешными выпускниками, пропагандируется здоровый образ жизни.

Данные печатные издания из номера в номер целенаправленно доводят до целевой аудитории основные ценности и нормы поведения в университете. 

В заключении, отметим, что корпоративная культура СВФУ находится на этапе становления и руководству вуза предстоит еще многое сделать для ее развития и укрепления. Для решения поставленной задачи используются эффективные методы формирования, которые объединяя сотрудников, преподавателей и студентов, содействуют повышению уровней результативности и конкурентноспособности федерального университета.     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>