Чепанова Е. И., Мирошина А. С.

Авторствотекстовгороскопов

The authorship of texts horoscopes

 

Е. И. Чепанова, А. С. Мирошина

E. I. Chepanova, A. S. Miroshina

 

       В статье говорится об авторстве текстов гороскопов. Рассмотрены несколько вариантов авторств, такие как: коллективное авторство, соавторство, автор-персона. Рассматриваются понятия «автор» и «повествователь», категории авторской и субъективной модальности. Проведен анализ немецкоязычных гороскопов, опубликованных в периодических изданиях.  Проанализированный  материал позволяет сделать вывод, что случаи, когда гороскоп принадлежит авторству одного только астролога, крайне редки. И, напротив, массовый характер имеют случаи, когда авторство гороскопа не указывается. По итогам исследования представляется возможным выделить гороскоп  как отдельный вид массмедийного текста.                          

       The article refers to the authorship of horoscopes texts. There are several types of authorship, such as collective authorship, the author-person. The concepts of «author» and «narrator», and also the categories of the author and subjective modality are observed in the article. During the work a lot of newspapers with German horoscopes and magazines are analyzed. This information tells that the horoscope with one astrologer are seldom. Also there are many articles which have no author. The result of analyses helps us to highlight the horoscopes as a separate type of mass media text.

 Ключевые слова и фразы: авторство, текст, гороскоп, коммуникация, массмедиа.

Key words: authorship, text, horoscope, communication, mass media.

 Для многих литературных произведений характерно наличие автора-персоны, который во многом детерминирует текст. Всегда можно заметить стремление автора не просто дать определенное число сведений о мире, но и внушить  те ценностные ориентиры, которые он, «отправитель речи», творец, художник,  личность и член общества, считает важным для других людей и, тем самым, для себя самого.

Создание текста в сфере массовой коммуникации побуждает автора учитывать модель потенциального получателя информации. В этом случае важно ориентироваться не только на общность когнитивных установок, выражаемых мыслительными актами, имеющими ментальную природу. Не меньшее значение имеет общность языковых (стилистически отмеченных) средств, определяющих привычную для читателя манеру речи пишущего, систему выразительных языковых средств, систему его аргументации, обусловленных особенностями речевого поведения в той социальной группе, интересы которой отстаивает автор.

Однако в средствах массовой информации все чаще встречается коллективное авторство. В современной лингвистике субъектная организация понимается как глобальная интегрирующая категория текста, соотносимая с речевой деятельностью, способностью говорящего или пишущего представлять себя как субъекта речи [2, 2009 : 23].

В анализируемых нами текстах гороскопов субъект специфическим образом соотносится с функцией автора текста: авторство не всегда бывает указано, поэтому тексты можно считать результатом коллективного творчества.

Коллективный автор и коллективное авторство нивелирует отдельных авторов  и,  в  отличие от других сфер творчества, таких,  как художественная литература, снижает их значение в создании медийного текста.

В Средневековье понятия авторства еще не существовало, не было также и  цитаты в современном ее понимании. Но если обратиться к истории этих понятий на всем протяжении греко-латинского времени, то можно констатировать, что в течение определенного времени и до наших дней возникает представление о личности человека, индивидуальном творчестве, об интеллектуальной собственности, результат которого нуждается в защите от подделки. Из цитаты возникает авторство, процесс этот достаточно медленный, и даже в конце античного периода понятие феномена авторства значительно отличалось от современного его состояния.

Таким образом, можно сказать, что до Нового времени авторства, в современном его понимании осознанного авторства, не существовало. Это понятие родилось в Новое время, с ростом индивидуализма после Ренессанса. В настоящее время мы можем наблюдать обратный процесс, когда осознанное авторство начинает терять свою актуальность и возникает феномен коллективного авторства. Зачинателем этого движения стал физик Э. Ферми, благодаря которому широкую популярность приобрели статьи и монографии, подписанные различными именами. Более того, возник даже термин «коллективная монография», появилось осознанное неавторство. Тем не менее, нельзя утверждать, что понятие авторства будет и далее развиваться в рамках только коллективного авторства. В современной культуре возможны различные пути развития данной ситуации.

В лингвистике также вводится категория авторской, или субъективной, модальности, которая обеспечивает цельность текста. Авторская модальность выражается в концепции автора, в его ценностных ориентирах.

Из формы словесного произведения можно извлечь информацию не только о событиях, но также  многое сообщается о самом авторе произведения: при восприятии текста читатель получает информацию о предмете сообщения, опосредованное «языковой личностью» автора, актуализированной в системе текста. Словоупотребление пишущего, его индивидуальная система текстопорождения отражают существенные черты той социальной группы, к которой он тяготеет или принадлежит.

По мнению Г. Я. Солганика, проблема автора – одна из главных как для формирования публицистической картины мира, так и для выявления характера средств ее выражения, для формирования газетно-публицистических жанров [3, 2001 : 34].

Лингвистические и литературоведческие словари  часто предлагают весьма противоречивые определения понятию автор и повествователь. Как справедливо отмечает О. А. Мельничук, суть проблемы заключается в соотношении, пользуясь выражением Р. Барта, «живых существ» (реального автора) и «бумажных существ» (повествователя и персонажей). Диапазон мнений довольно широк: одни лингвисты объясняют понятие «автор», основываясь на этимологии слова (лат. auctor– «создатель») как реального автора произведения, писателя, сочинителя (G. vonWielspert), другие рассматривают категорию автора как особую повествовательную инстанцию, воссоздаваемую читателем в процессе чтения, как подразумеваемого имплицитного автора.

О необходимости разграничения понятия реального автора от автора в мире произведения говорили многие ученые. В этой связи была введена категория «образа автора» – художественная проекция автора, абстрактный автор, «надстоящий» над произведением, выражение модели мира реального автора и его отношения к действительности [1, 2009 : 44-50].

Также возможна ситуация, когда текст, в данном случае гороскоп, пишет не один человек, а несколько. В таком случае это будет не авторством, а соавторством. Стоит рассмотреть, в чем же различия.

    Авторство принадлежность произведения или изобретения его владельцу. При соавторстве имя соавтора может указываться на книге, журнале.
Соавторство
это факт создания произведения двумя или большим числом лиц.
    Соавторство всегда устанавливается по полученному результату, а не по процессу работы: лицо, которое принимало участие в работе, не становится соавтором, если творческий результат его труда не нашел отражения в произведении. Лицо, которое принимало творческое участие лишь в создании изложенных в произведении идей, методов, процессов, систем, способов, конструкций, принципов, открытий, фактов, не становится соавтором (или автором произведения).
     Часто между совместно работающими лицами заключается соглашение (устное или письменное) о создании совместного произведения. Это предварительное соглашение не имеет правового значения при определении права авторства на то произведение, которое может быть создано в дальнейшем: право авторства (и соавторства) определяет не это соглашение, а факт творческого участия в создании произведения. Тем не менее, после создания произведения предварительное соглашение обычно сохраняет свою силу, превращаясь в соглашение между соавторами.
     Соавторство бывает двух видов: в одном случае оно относится к произведению, образующему одно неразрывное целое; в другом случае соавторство относится к произведению, которое состоит из созданных разными соавторами по отдельности частей, которые имеют самостоятельное значение, то есть могут использоваться независимо друг от друга. Первый случай соавторства называют неделимым, второй – делимым (раздельным) соавторством. 

     Проанализированный  материал позволяет сказать, что случаи, когда гороскоп принадлежит авторству одного только астролога, крайне редки. И напротив, массовый характер имеют случаи, когда авторство гороскопа не указывается.

Таким образом, вопрос о функциях текстов, в том числе и гороскопов, является не только лингвистическим, а скорее всего прагматическим и философским, поскольку связан со спецификой их функционирования в социуме.

В связи с тем, что гороскоп имеет ряд отличительных черт, занимает  современного социума, представляется возможным выделить его как отдельный вид массмедийного текста.

     Гороскопы ориентированы преимущественно на женскую аудиторию. Это связано с большей восприимчивостью женщин к материалам с мистическим содержанием, а также большей активностью женщин в качестве потребителей массмедиа.

   

     Литература.

 

1)                 Войткова Н. К. Ребенок-повествователь. Гендерный аспект// Новые возможности общения: достижения лингвистики, переводоведения и технологии преподавания языков: мат-лы научно-практ. конф. (с междунар. участием). – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. — С. 44-50.

2)   Работкин Ю. В. Субъектная организация текста немецкой политической статьи (на примере журнала «DerSpiegel«): Автореф. дисс. …канд. филол. наук. – Москва, 2009. – 23 с.

3)       Солганик Г. Я. Стилистика русского текста.: Учеб. пособ. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2001.-34 с.

 

Чепанова Евгения Ивановнакандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка Мордовского Государственного Института им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

 

Мирошина Алёна Сергеевна – Студентка 5 курса факультета иностранных языков Мордовского Государственного Института им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>