Олесова А. П., Яковлева А. Д.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С. А. ЕСЕНИНА «ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ…» ВШКОЛЕ: ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИЙПОДХОД

 

THE ANALYSIS OF THE POEM BY S. A. ESENIN «THE GROVE OF GOLDEN

TREES HAS FALLEN SILENT…» AT SCHOOL: PHONOSEMANTIC APPROACH

 

А. П. Олесова,  А. Д. Яковлева

A. P. Olesova,  A. D. Yakovleva

 

В статье на примере стихотворения С. А. Есенина раскрывается содержание анализа лирического текста с использованием методов фоносемантики. Такой анализ, сочетаясь с традиционными приемами работы с текстом, помогает учащимся постичь своеобразие лирического произведения и глубинный смысл, заложенный автором.

 

In this article on the example of the poem by S. A. Esenin the lyrical text with the use of phonosemantic methods is analyzed. Such analysis, being combined with traditional text working methods, helps schoolchildren comprehend the originality of lyrical work and the deep sense of the author.

 

Ключевые слова: фоносемантика, фоносемантический анализ, звукобуква, лирический текст.

Keywords: phonosemantics, phonosemantic analysis, sound letter, lyrical text.

 

 

Изучение лирики в школе сопряжено с определенными трудностями и является одной из актуальных проблем методики. Сегодня школьная методика анализа лирических произведений располагает разными приемами и способами, начиная с рассмотрения всех уровней текста от стиля до смысла и кончая включением в интерпретацию разнообразных сфер читательского восприятия. Но в школьных условиях еще не нашла должного применения методика фоносемантического анализа лирического текста, основанная на данных об ассоциативных цветовых характеристиках звукобукв.

В лирике цвет является одной из важнейших составляющих художественного образа, поэтому при анализе стихотворного текста традиционно особое внимание уделяется описанию его цветовой гаммы, выявлению доминирующих цветов, связанных с созданием определенного образа. Как правило, такой анализ ограничивается описанием лексических средств цветовой окраски текста, не затрагивая другие уровни языка. Между тем интересными могут быть наблюдения за фонетико-графическими средствами стихотворного текста – звукобуквами.

Звукобуква – понятие, обозначающее единый психический образ, который объединяет звуковые и буквенные ассоциативные характеристики [1, 1999]. Звук является минимальным носителем фонетического значения и закрепляется в сознании с помощью буквенного образа, поэтому в восприятии человека звук и буква неотделимы друг от друга. Звукобуквы, создавая ассоциативные связи, способны вызывать определенное эмоциональное впечатление и воздействовать на подсознание скрыто. Экспериментально доказано, что та или иная звукобуква ассоциируется у большинства воспринимающих с конкретными цветами: А+Я – с красным и его оттенками, У+Ю – с темно-лиловым, И+Й – с синим и его оттенками, Е+Ё – с зеленым, О+Ё – с желтым, Ы – с черным и темно-коричневым.

Особую функцию звукобуквы выполняют в лирическом тексте: они дополняют лексический смысл и, делая содержание более выразительным, усиливают воздействие поэтического слова. Методика анализа художественного текста, основанная на данных об ассоциативных цветовых характеристиках звукобукв, разработана А.П.Журавлевым [3, 1993]. Ученый рекомендует использовать фоносемантический анализ текста в случаях, когда цветовая окраска стихотворения отчетливо выражена на лексическом уровне, так как эмоциональная окрашенность в значительной степени индивидуальна.

Выявление фонетико-графической окраски текста проводится поэтапно: проставляется словесное ударение, подсчитывается общее количество звукобукв стихотворного текста, отдельно гласных (ударная гласная считается за две), далее идет подсчет и установление отношения процентного присутствия гласных звукобукв в тексте, установление цветовых ассоциаций и сопоставление лексической и звукобуквенной окраски произведения в целом. На основании сопоставления делается вывод о соответствии или несоответствии полученных данных. Подобный анализ проводится на материале строф, что позволяет проследить, отражается ли на фонетико-графическом уровне изменение цветовой гаммы отрывка, прослеживается ли закономерность динамики цвета на разных уровнях языка.

В этой статье мы предлагаем материалы к уроку анализа стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…» с использованием методики фоносемантического анализа.

 

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

 

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

 

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

 

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

 

Элегия написана в 1924 г., за год до смерти поэта. Это размышление о судьбе, жизни и смерти, о кратковременности человеческого бытия. Прошлое, настоящее, грустные думы о будущем сливаются в единую картину осени – «отговорила роща золотая…». Золотая роща – это символический образ навсегда утраченной молодости души и свежести чувств лирического героя. Его настроение и самые сокровенные мысли передаются через осенний пейзаж, яркий и красочный. Мир природы окрашивается поэтом в излюбленные цвета – золотой, желтый, красный и голубой: золотая роща, голубой пруд, желтизна травы, красная рябина. Цвет в стихотворении передает эволюцию лирического героя – уже немолодого человека, который вспоминает веселую юность и сожалеет о «растраченных напрасно» годах. Прошлое – «веселая» молодость героя – окрашивается в голубой и сиреневый цвет: «голубой пруд», «души сиреневая цветь»; настоящее – в золотой и красный: «роща золотая», «не пропадет от желтизны трава», «костер рябины красной», «рябиновые кисти».

Цветовая окраска стихотворения на лексическом уровне развивается в тексте в следующей последовательности: 1 строфа – золотой цвет; 2 строфа – голубой; 3 строфа – цветообозначений нет; 4 строфа – сиреневый и красный; 5 строфа – красный и желтый; 6 строфа – золотой. Таким образом, на лексическом уровне цветовая окраска стихотворения отчетливо выражена, и интересно понаблюдать за присутствием цвета на фонетико-графическом уровне текста в целом и в каждой строфе.

Результаты фоносемантического анализа текста стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роще золотая …».

Цветовая окраска гласных звукобукв в стихотворении

Анализи

руемые звуко

буквы

Кол-во звуко

букв в тексте

К

%-ное присутствие звукобукв в тексте q=K*100/N

Среднее

%-ное присутствие звукобукв (норма)

Отношение %-ного присутствия звукобукв к норме  q/qn

Место звуко

буквы

Цветовая характерис

тика

Ы

16

2,19

1,8

1,22

3

Черный, темно-коричневый

У+Ю

21

2,88

3,5

0,82

6

Темно-лиловый

А+Я

128

17,56

3,5

5,02

1

Красный и его оттенки

И+Й

78

10,70

5,6

1,91

2

Синий и его оттенки

Е+Ё

73

10,01

8,5

1,18

4

Зеленый

О+Ё

56

7,68

10,9

0,70

5

Желтый

Общее количество звукобукв (N) – 729

Как видно, доминирующими в тексте стихотворения оказываются цвета звукобукв А+Я – красный и его оттенки (отношение к норме – 5,02), И+Й – синий (отношение к норме – 1,91), Ы – черный (отношение к норме – 1,22).

Красный цвет в эмоциональной сфере олицетворяет порыв и страсть, любовь и радость, агрессию и гнев; это самый активный и сильный цвет, природный символ жизни, энергии, солнца, огня и лета, но это также и сигнал опасности, знак крови. В стихотворении красный соотносится с тревожным настоящим лирического героя, с теми сильными чувствами, которые он испытывает, – горечью и безысходностью.

Синий (светло-синий, голубой) – цвет неба, совмещающий в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, в стихотворении олицетворяет «веселое» прошлое лирического героя – «сиреневую цветь» его души. Синий является самым любимым цветом С.А.Есенина, выступая в его стихах как стремление к прекрасному, как цвет, связанный с образом святой Руси. «Синий свет, свет такой синий! В эту синь даже умереть не жаль», – говорил поэт.

Черный цвет, выявленный фоносемантическим анализом, ассоциируется со смертью, страхом, с трагическими обстоятельствами, что вполне соответствует состоянию лирического героя и самого поэта, осознающего, что жизнь его угасает. Как бы предчувствуя свою гибель, С.А.Есенин подводит в этом стихотворении итог своей жизни, вспоминает и размышляет обо всем, что было.

Красный и синий доминируют на фонетико-графическом уровне всего текста в целом и в каждой строфе и мотивированы лексической окраской стихотворения в отдельных строфах.

Цветовая окраска гласных звукобукв в I строфе

Анализируемые звуко

буквы

Кол-во звуко

букв в тексте К

%-ное присутствие звукобукв в тексте q=K*100/N

Среднее

%-ное присутствие звукобукв (норма)

Отношение %-ного присутствия звукобукв к норме  q/qn

Место звуко

буквы

Цветовая характеристика

Ы

3

2,80

1,8

1,56

3

Черный, темно-коричневый

У+Ю

3

2,80

3,5

0,80

6

Темно-лиловый

А+Я

22

20,56

3,5

5,87

1

Красный и его оттенки

И+Й

13

12,15

5,6

2,17

2

Синий и его оттенки

Е+Ё

8

7,48

8,5

0,88

5

Зеленый

О+Ё

12

11,21

10,9

1,03

4

Желтый

Общее количество звукобукв (N) – 107

В первой строфе, где возникает образ «рощи золотой», самым активным является красный (5,87), затем синий (2,17) и черный (3). Эти цвета лексически не обозначены, но в какой-то степени их можно соотнести с определенными микрокартинами: красный – с «рощей золотой», синий и черный – с микрокартиной осеннего неба – «журавли, печально пролетая». «Печально» и черный цвет созвучны настроению лирического героя.

Цветовая окраска гласных звукобукв во II строфе

Анализи

руемые звуко

буквы

Кол-во звуко

букв в тексте

К

%-ное присутствие звукобукв в тексте q=K*100/N

Среднее

%-ное присутствие звукобукв (норма)

Отношение %-ного присутствия звукобукв к норме  q/qn

Место звуко

буквы

Цветовая характерис

тика

Ы

2

1,37

1,8

0,76

5

Черный, темно-коричневый

У+Ю

3

2,05

3,5

0,59

6

Темно-лиловый

А+Я

19

13,01

3,5

3,72

1

Красный и его оттенки

И+Й

11

7,53

5,6

1,35

2

Синий и его оттенки

Е+Ё

11

7,53

8,5

0,89

4

Зеленый

О+Ё

15

10,27

10,9

0,94

3

Желтый

Общее количество звукобукв (N) – 146

Во второй строфе более активно начинает проявляться звукобуква О+Ё – желтая (0,94), она занимает третью позицию после красного и синего. Желтый лексически так явно не мотивирован, но его можно соотнести с «широким месяцем». Месяц, луна – один из самых распространённых образов в лирике С.А.Есенина: в 351 стихотворении упоминается более чем 140 раз. Лунный спектр у него разнообразный и необычный: синий, белый и бледный, жемчужный и серебряный, рыжий и золотой, лимонный и янтарный, алый и червонный, – но чаще всего месяц или луна у поэта – жёлтые [5, 1966]. Желтый цвет может вызывать у человека различные ассоциации: это не только тепло, счастье и богатство, но и желтизна кожи и увядающий осенний лист, что делает желтый мрачным символом болезни и смерти. И лирический герой говорит о конце жизни, смиряясь с печальной истиной: «Ведь каждый в мире странник – Пройдет, зайдет и вновь оставит дом». Здесь образ дома наполняется широким философским смыслом и воспринимается не как конкретное жилище, а как весь белый свет, с которым прощается герой. Месяц над «голубым прудом», который можно соотнести с синим цветом звукобуквы И+Й, тоже как знак конца прошлого, «веселой» молодости, жизни. 

Цветовая окраска гласных звукобукв в III строфе

Анализи

руемые звуко

буквы

Кол-во звуко

букв в тексте

К

%-ное присутствие звукобукв в тексте q=K*100/N

Среднее

%-ное присутствие звукобукв (норма)

Отношение

%-ного присутствия звукобукв к норме  q/qn

Место звуко

буквы

Цветовая характерис

тика

Ы

1

0,83

1,8

0,46

6

Черный, темно-коричневый

У+Ю

7

5,79

3,5

1,65

3

Темно-лиловый

А+Я

18

14,88

3,5

4,25

1

Красный и его оттенки

И+Й

17

14,05

5,6

2,51

2

Синий и его оттенки

Е+Ё

14

11,57

8,5

1,36

4

Зеленый

О+Ё

10

8,26

10,9

0,76

5

Желтый

Общее количество звукобукв (N) – 121

В третьей строфе выделяется звукобуква У+Ю – темно-лиловая (1,65), которая занимает третью позицию после красного и синего. Темно-лиловый цвет не мотивирован лексической окраской, но тема одиночества, которая усиливается в этой строфе – «стою один среди равнины голой», позволяет предположить, что чувство потерянности, одиночества и беззащитности перед действительностью, переживаемое С.А.Есениным в последние годы жизни, интуитивно подсказало ему выбор определенных звуков. Темно-лиловый, как и черный, связывается с трагизмом, печалью подавленного духа, что созвучно в этом стихотворении состоянию лирического героя, который «полон дум» и убеждает себя, что «ничего в прошедшем» ему «не жаль».

Цветовая окраска гласных звукобукв в IV строфе

Анализи

руемые звуко

буквы

Кол-во звуко

букв в тексте

К

%-ное присутствие звукобукв в тексте q=K*100/N

Среднее

%-ное присутствие звукобукв (норма)

Отношение

%-ного присутствия звукобукв к норме  q/qn

Место звуко

буквы

Цветовая характерис

тика

Ы

2

1,60

1,8

0,89

5

Черный, темно-коричневый

У+Ю

5

4,00

3,5

1,14

4

Темно-лиловый

А+Я

20

16,00

3,5

4,57

1

Красный и его оттенки

И+Й

12

9,60

5,6

1,71

2

Синий и его оттенки

Е+Ё

15

12,00

8,5

1,41

3

Зеленый

О+Ё

9

7,20

10,9

0,66

6

Желтый

Общее количество звукобукв (N) – 125

В четвертой строфе усиливается роль звукобуквы Е+Ё зеленого цвета (1,41), который на лексическом уровне не мотивирован. Синий же, наоборот, соотносится с «сиреневой цветью» души лирического героя – ушедшей юностью. Красный также мотивирован появлением этого цвета в лексической окраске – «горит костер рябины красной». К слову, современники поэта вспоминают, что С.А.Есенин написал стихотворение, запечатлев в нем реальную рябину, стоявшую перед окном родного дома в селе Константиново [2, 1988]. В стихотворении «костер рябины красной», который не может согреть никого, – это не только конкретный природный образ, но прежде всего это символический образ, отражающий сомнения поэта в ценности своего творчества, своейвостребованности в будущем.

Цветовая окраска гласных звукобукв в V строфе

Анализируемые звуко

буквы

Кол-во звуко

букв в тексте

К

%-ное присутствие звукобукв в тексте q=K*100/N

Среднее

%-ное присутствие звукобукв (норма)

Отношение

%-ного присутствия звукобукв к норме  q/qn

Место звуко

буквы

Цветовая характерис

тика

Ы

4

3,51

1,8

1,95

2

Черный, темно-коричневый

У+Ю

3

2,63

3,5

0,75

5

Темно-лиловый

А+Я

27

23,68

3,5

6,77

1

Красный и его оттенки

И+Й

11

9,65

5,6

1,72

3

Синий и его оттенки

Е+Ё

9

7,89

8,5

0,93

4

Зеленый

О+Ё

2

1,75

10,9

0,16

6

Желтый

Общее количество звукобукв (N) – 114

В пятой строфе постоянно активный красный цвет (6,77) так же, как и в четвертой строфе, связан с созданием образа рябины – «не обгорят рябиновые кисти». Черный (1,95), следующий за красным, хотя лексически не мотивирован, может быть соотнесен с «грустными словами», которые герой-поэт «роняет», «как дерево роняет тихо листья». Темный, черный цвет созвучен настроению лирического героя: его душа, как и природа, отцвела, но природа способна возродиться – «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава», а душа поэта – нет. Выраженный лексически желтый на фонетико-графическом уровне проявляется слабо (О+Ё – 0,16).

Цветовая окраска гласных звукобукв в VI строфе

Анализируемые звуко

буквы

Кол-во звуко

букв в тексте

К

%-ное присутствие звукобукв в тексте q=K*100/N

Среднее

%-ное присутствие звукобукв (норма)

Отношение %-ного присутствия звукобукв к норме  q/qn

Место звуко

буквы

Цветовая характерис

тика

Ы

4

3,45

1,8

1,92

3

Черный, темно-коричневый

У+Ю

0

0,00

3,5

0,00

6

Темно-лиловый

А+Я

22

18,97

3,5

5,42

1

Красный и его оттенки

И+Й

14

12,07

5,6

2,16

2

Синий и его оттенки

Е+Ё

12

10,34

8,5

1,22

4

Зеленый

О+Ё

8

6,90

10,9

0,63

5

Желтый

Общее количество звукобукв (N) – 116

В шестой строфе доминирующий красный (5,42) и следующие за ним синий (2,16) и черный (1,92) лексически не мотивированы. Но золотой цвет в символическом образе отцветшей рощи, переходящий на лексическом уровне то в красный (четвертая строфа), то в желтый с красным (пятая строфа), в последней части можно расценивать как золотой с переливами тревожного красного. Последние строки полны драматизма: лирический герой говорит о своих стихах, как о ненужном хламе: «И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком». Золотой, обрамляющий текст, – прием композиционного кольца, создаваемый частичным повтором в финале двух первых строк из начала стихотворения, – подчеркивают метафорическое уподобление героя-поэта золотой роще, отговорившей «милым языком».

Фоносемантический анализ показывает определенную закономерность в динамике цвета. Красный, лексически мотивированный в четвертой и пятой строфе, на фонетико-графическом уровне является самым активным во всех строфах (3,72 – 6,77). Красный усиливается в сочетании с активным черным, который наиболее сильно проявляет себя в первой, пятой, шестой строфе (1,56; 1,95; 1,92), однако лексически не окрашен. С динамикой черного звукоцвета связано нарастание желтого (0,94), темно-лилового (1,65), зеленого (1,41) во второй, третьей и четвертой строфе, где происходит падение черного.

 

Динамика цвета на фонетико-графическом уровне стихотворения

Сочетание красного и синего, неизменно активных, соотносится с цветовой лексикой стихотворения. Причем можно предположить, что золотой, лексически окрашенный и обрамляющий стихотворение (первая и шестая строфа), изменяется, становясь красным при создании образа рябины (четвертая и пятая строфа). Так в начале и в конце стихотворения не обозначенный лексически красный обретает опосредованное словесное выражение в золотом – в «роще золотой», которой уподобляется лирический герой, с его переживаниями (красный) по безвозвратно ушедшей юности (синий, сиреневый).

Фоносемантический анализ показал, что в создании образа-переживания на разных уровнях языка наиболее значимую роль играют красный и синий (голубой) цвета, символизирующие тревожное настоящее и ушедшую юность лирического героя. Звуко-цветовая окраска гласных звукобукв в тексте стихотворения в целом соответствует его лексической окрашенности, понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному строю.

Таким образом, фоносемантический анализ,дополняющий традиционные приемы работы с поэтическим текстом и интегрирующий лингвистический и литературоведческий подходы к его анализу, поможет раскрыть учащимся своеобразие стихотворения С.А.Есенина, где каждое слово, каждая звукобуква значимы. «Отговорила роща золотая…» – красочное и гармоничное произведение, в котором звуко-цветовые соответствия не случайное совпадение цифр, а проявление поэтического таланта, подсказавшего автору выбор и пропорции доминантных звуков.

 

Литература

 

1.   Балаш М.А. Фоносемантическая структура текста как фактор его понимания. – Барнаул, 1999. – 159 с.

2.   Жизнь Есенина: рассказывают современники. – М., 1988.

3.   Журавлев А.П. Фонетическое значение / А.П.Журавлев. – Л.,1993. – 160 с.

4.   Кулаковский М.Н.Основные аспекты анализа фонетико-графической окрашенности художественного текста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediaget.ru/referat/referat/76204/.doc

5.   Сергей Есенин: Собрание сочинений в 2 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы / Сост. Ю. Л. Прокушев. – М., 1990. – 480 с.

6.   Юшин П. Ф. Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов. – М., 1966. – 317с.

 

 

Олесова Антонина Петровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г Якутск

 

Яковлева Анна Дмитриевна – студентка 5 курса отделения русского языка и литературы в межнациональном общении с дополнительной специализацией теория и история художественной культуры филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>