Виниченко В. А., Иванова Т. А.

РАЗРАБОТКА ФИРМЕННОГО СТИЛЯ МАГАЗИНА «НОВО-НИКОЛЬСКИЙ»

 

CREATING OF NEW BRAND STYLE SHOP «NOVO-NIKOLSKY»

 

В. А. Виниченко,  Т. А. Иванова

V. A. Vinichenko,  T. A . Ivanova

 

В статье актуализируется проблема фирменного стиля предприятия. Дано определение фирменного стиля, выявлены его основные элементы. Представлены практические материалы по созданию фирменного стиля магазина.

 

Inarticleitssaidaboutactualizingproblemofbrandstylecompany.  Taking  the definition of brand style, revealed its basic elements. Provides practical material for creating brand style of shop.

 

Ключевыесловаифразы:фирменныйстиль, элемент, логотип, потребитель.

Key words: brand style, element, logo, customer.

 

Фирменный стиль — это один из главных маркетинговых и рекламных инструментов каждой современной компании, определяющий успешность действий в конкурентной борьбе за потребителя. Создание фирменного стиля необходимо для стратегического позиционирования организации на фоне конкурентов: он помогает потребителю отличить компанию и ее продукцию от массы других компаний, которые работают в той же отрасли.

Кроме того, это важнейший показатель имиджа фирмы, представляющего собой «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании» [1, 2009: 91]. В настоящее время формирование имиджа становится важнейшим направлением деятельности любого предприятия, особенно предприятия торговли.

Фирменный стиль складывается из многих компонентов, таких как: идеология компании, принципы и организация ее работы, отношение к потребителю, качество и стоимость товаров и услуг и многих других. Фирменный стиль компании — это показатель солидности компании, серьезности и долгосрочности ее намерений, неотъемлемая часть деловой этики.

Основная задача фирменного стиля — создать легко узнаваемый, четко идентифицируемый целостный образ компании на рынке. Для этого необходимо, не только разработать, но и строго придерживаться стандартов оформления всех элементов фирменного стиля.

Как считает Н.С. Добробабенко [1, 2007: 23], фирменный  стиль — «это  набор  цветовых,  графических,  словесных,  типографских, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации,  ее  внутреннего  и  внешнего  оформления». 

    Среди основных преимуществ, которые приносит его владельцу фирменный стиль  следующие:

помогает потребителю ориентироваться в потоке информации, быстро и безошибочно найти продукт предприятия, которое уже завоевало его предпочтение;

позволяет предприятию с меньшими затратами выводить на рынок свои новые продукты;

снижает расходы на формирование коммуникаций за счет повышения эффективности рекламы и универсальности компонентов фирменного стиля;

повышает эффективность рекламы;

обеспечивает достижение необходимого единства рекламы и других средств маркетинговых коммуникаций предприятия;

способствует повышению корпоративного духа, объединяет сотрудников, вырабатывает чувство причастности к общему делу;

положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду предприятия.

Основными элементами фирменного стиля являются: товар, его упаковка, рекламные материалы, документы компании, униформа, визитные карточки сотрудников, поздравительные открытки, фирменный сайт и другая рекламная продукция.

Система фирменного стиля включает в себя следующие основные элементы:

1.  Товарный знак.                                                   

2.  Форменная шрифтовая надпись (логотип).

3.  Фирменный блок.

4.  Фирменный лозунг (слоган).

5.  Фирменный цвет (цвета).

6.  Фирменный комплект шрифтов.

7.  Другие фирменные константы.

Рассмотрим элементы фирменного стиля более подробно.

Товарный знак является центральным элементом фирменного стиля, представляющий собой зарегистрированные в установленном  порядке  изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются его владельцем для идентификации своих товаров [3, 2009: 116].

Товарные  знаки  отличаются  своей  многочисленностью  и  многообразием. Выделяют пять основных типов товарных знаков:

а)  словесный  товарный  знак (IBM и др.);

б)  изобразительный  представляет  собой  оригинальный  рисунок,  эмблему  фирмы.  Например,  изображение яблока как  товарного  знака  фирмы «Apple»; 

в) объемный — знак в  трехмерном измерении. Например,  флакон духов «Дали» и т. д.

г)  звуковой  товарный  знак  больше  характерен  для  радиостанций и  телекомпаний.

д)  комбинированные  товарные  знаки  представляют  собой  сочетания  приведённых выше типов.

Фирменная шрифтовая надпись (логотип) — оригинальное начертание или  сокращенного  наименований  фирмы,  товарной  группы,  производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею.

Фирменный  блок  представляет  собой  традиционное,  часто  употребляемое  сочетание  нескольких  элементов  фирменного  стиля.  Фирменный блок — это графическая композиция, объединяющая товарный знак, название фирмы, адрес (почтовые и банковские реквизиты) и, возможно, девиз. Фирменный блок может без изменений использоваться для оформления фирменных бланков и конвертов. Он должен быть оригинальным, заметным, легко запоминаемым.

Корпоративная документация включает фирменный бланк организациии, бланки договоров, визитку и т.д.

Фирменный  лозунг (слоган)  представляет  собой  постоянно  используемый  фирменный  оригинальный  девиз (корпорации «Toyta» – «Управляй мечтой!»).

Фирменный  цвет (цвета)  также  является  важнейшим  элементом фирменного  стиля,  одним  из  компонентов  общей  картины образа фирмы Цвет делает  элементы  фирменного  стиля  более  привлекательными,  запоминающимися, позволяющими оказать сильное эмоциональное воздействие. Например, ресторан «Макдональдс» — красный и желтый цвета,  оператор сотовой связи «Мегафон» — зеленый  и т. д.

Наличие собственного фирменного шрифта способствует выделению компании на фоне конкурентов, но его наличие не является обязательным.

Фирменный шрифт в совокупности с остальными элементами фирменного стиля формирует характер имиджа: открытый, деловой, строгий и т.д. Фирменный  комплект шрифтов  может  подчеркивать  различные  особенности образа марки. Шрифт может восприниматься как «мужественный» или «женственный», «легкий» и «тяжелый», «элегантный» или «грубый», «деловой» и т. п. 

Основными носителями элементов фирменного стиля являются:

1.  Печатная реклама фирмы: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари (настенные и карманные) и т. д.

2. Средства пропаганды: пропагандистский проспект, журналы, оформление залов для пресс-конференций и т. д.

3. Сувенирная реклама: пакеты из полиэтилена, авторучки, настольные приборы, сувенирная поздравительная открытка и др.

4.  Элементы, делопроизводства: фирменные бланки (для международной переписки, для коммерческого письма, для приказов;  для внутренней переписки т. д.), фирменные папки – регистраторы фирменные блоки бумаг для записей и т. д.

5. Документы и удостоверения: пропуски, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки стендистов и т. д.

6.  Элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки  большого формата. 

7.                  Другие носители: фирменное рекламное знамя, односторонний и двусторонний  вымпел,  фирменная  упаковочная  бумага,  ярлыки,  пригласительные билеты, фирменная одежда сотрудников, изображения на бортах транспортных средств фирмы и т. д. [4, 2004: 72].

Таким образом, фирменный стиль представляет собой набор и удачное сочетание графических объектов и шрифтовых решений, позволяющих легко идентифицировать образ компании в сознании потребителя. Это эффективное средство формирования благоприятного имиджа компании.

Фирменный стиль в идеале должен быть оформлен в брендбук – универсальное практическое пособие по использованию и продвижению бренда, позволяющее сохранить корпоративную идентичностьпри проведении различных маркетинговых мероприятий, рекламных и PR-кампаний [5, 2009:  219].

Как правило, в первом блоке брендбука описывается «Платформа бренда», включающая Миссию и философию бренда, его ценности, ключевые идентификаторы, описание сообщения бренда, каналов и методов передачи этого сообщения. Второй блок брендбука, называемый «Паспортом стандартов», включает описание констант марки – знак, логотип, их построение, цвета, допустимые и недопустимые конвертации и использования, а также – правила оформления носителей фирменного (корпоративного) стиля – деловой документации и маркетинговых материалов – outdoor и indoor рекламы, сувенирной продукции, униформы, интерьеров и корпоративного транспорта. Отдельным блоком может быть оформлен «Кат-гайд», описывающий сложные с точки зрения технологии процессы по созданию фирменных идентификаторов и адаптации их к носителям фирменного стиля [6].

Любая, даже небольшая организация может иметь свое лицо.  Индивидуальный фирменный стиль позволяет фирме выделиться среди конкурентов, стать узнаваемой и хорошо запоминаемой, что значительно повышает эффективность рекламы.

В настоящее время в г. Якутске существует великое множество различных предприятий торговли, в частности, продуктовых магазинов, жестко конкурирующих между собой. В сложившейся ситуации необходимо привлекать потенциального потребителя не только богатым ассортиментом товаров, оптимальными ценами и свежестью продукции, но и гармоничным оформлением внутреннего интерьера, внешним видом и манерой общения продавцов с покупателем. Иными словами, решающую роль в выборе покупателя может сыграть наличие или отсутствие фирменного стиля у предприятия.

Фирменный стиль важен для предприятий, действующих в условиях конкурентного рынка. Он повышает производительность труда и ответственность работников за качество услуг и свежесть продукции. Оригинальный фирменный стиль привлекает потребителей, предоставляя торговой точке возможность получения прибыли и появления постоянных клиентов, на которых основано долгосрочное благополучие фирмы.

Магазин «Ново-Никольский» открылся в декабре 2010 г. и принадлежит частной компании ООО «Империал». Площадь магазина с подсобными помещениями составляет 300 кв.м.

Основными целями создания ООО «Империал» являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. В основном, общество занимается розничной торговлей пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия.

Так как магазин характеризуется небольшим объемом товарооборота, то  руководство «Нова-Никольского» не может позволить себе большие расходы на рекламу. Поэтому задача разработки фирменного стиля предприятия была одной из приоритетных.

Для разработки фирменного стиля была составлена специальная анкета-бриф.

Таблица 5

Бриф на разработку фирменного стиля магазина «Ново-Никольский»

 

1. Клиент

ООО «Империал», магазин «Ново-Никольский, продукты питания, напитки и товары первой необходимости (бытовая химия, др.)

 

2. Марка

Магазин «Ново-Никольский»

 

3. Целевая группа воздействия

Местное население

4. Что мы хотим достигнуть данной рекламой?

Достичь узнаваемости, доверия со стороны жителей микрорайона, эффекта «сарафанного радио»

5. Предложение, которое мы хотим сделать.

Свежая продукция от местных производителей по приемлемым ценам, скидки, индивидуальный подход, удобство и простота покупки, отличный сервис

6. Продукция, которую необходимо представить в брендбуке

Логотип и его использование, визитные и дисконтные карточки, фирменный элемент одежды, входная группа, бэйджи продавцам-кассиам, фирменную документацию (конверт, бланки).

7. Впечатление, которое мы хотим оставить

Престиж, доверие, уверенность в качестве продукции и обслуживания

8. Какого тона мы должны придерживаться?

Логотип – узнаваемый, запоминаемый, желательно связанный с мультфильмом, удобочитаемый шрифт, с фантазийными  элементами; сочетания цветов легко запоминаемые потребителем.

На основании данного брифа, была проведена работа по созданию фирменного стиля для магазина «Ново-Никольский».

Сначалы были определены фирменные цвета: желтый, зеленый и белый.  Мы считаем, что данные цвета должны вызывать  у покупателя ассоциацию со свежестью продуктов, теплом и уютом магазина. Выбор данных цветов объясняется тем, что в Якутии жёлтый и белые цвета — это цвета поклонения солнцу, источнику тепла, жизни и продолжительности якутского рода. Зелёный цвет символизирует здоровое потомство, растущую траву «кэскил». Кроме того, зеленый цвет -  цвет природы, свежести, естественности.

При разработке логотипа магазина было использовано изображение кролика, так как магазин был открыт в декабре 2010 г., в преддверии года Кролика. Он также является корпоративным героем предприятия, являющегося  важной частью формируемого имиджа фирмы.

Большое внимание было уделено грамотной и интересной организации входа в магазин, оформленного в фирменном стиле. Внутри магазина были использованы вывески в желто-зеленых тонах с логотипом. Интерьер магазина также оформлен с использованием фирменных цветов: на стены нанесен    национальный узор, выполненный в желто-зеленых тонах.

В  фирменном стиле оформлены карточки с ценами, ярлыки, таблички для торговых секций или стендов; пакеты для покупок, упаковочная бумага; таблички для дверей помещений и др.

Продавцы магазина имеют фирменную одежду (фартук), в которой также используются фирменные цвета – зеленый  и желтый, с элементами якутских орнаментов.

Фирменный блок, состоящий из фирменных цветов, логотипа и комплекта шрифтов используется с момента открытия, так и в ходе рекламных кампаний и акций, когда магазин «Ново-Никольский» размещает рекламу в газетах «Все для Вас», «Из рук в руки»; на интернет-сайтах ykt.ru; на листовках, визитках и рекламных плакатах, а также наружной рекламе. Реклама как радио и телевизионные ролики не заказываются, что связано с высокой ценой их изготовления и размещения, а также особенностями продвижения магазина.

 

 

Элементы фирменного стиля используются магазином при проведении акций.  Так, универсам «Нова-Никольский» на Новый 2012 год проводил акцию «Собери календарь». Условия акции были следующие: собрать девять частей календаря. Каждая часть, выдается при покупке от 500 рублей. Разыгрываются три главных приза, за первое место — коньяк «Hennesy» и коробка шоколада «Коркунов» в красивой корзиной (цена — 4600 руб.); второе место — ликер «Sheridans» и коробка шоколада Коркунов в корзине (цена — 3600 руб.); третье место — мартини «GOLD» в фирменной упаковке «DolceGabbana» и кофе CartNoire» (цена — 3100 руб.).

В каждом подарке была мягкая игрушка — Кролик. И каждому покупателю — шампанское. В преддверии новогодней акции были заказаны ручки, календари и фартуки с логотипом универсама.

Цель данной акции — привлечение покупателей в зимний период и увеличение объемов реализации продукции. Стимулирующая акция проводилась с 1 декабря по 25 декабря 2011 года. Розыгрыш состоялся 25 декабря 2011 г. Экономическими расчетами целесообразность проведения  данной акции было подтверждено. Предприятие получило почти в два раза больше выручки, чем обычно..

В настоящее время небходимо разработать и официально утвердить слоган магазина, который можно использовать при проведении акции и рекламных мероприятий, а также при создании буклетов, бланков, упаковок для товаров; проводить не реже чем два раза в год анкетирование потребителей, для того чтобы своевременно отслеживать, как меняется их отношение к магазину; проводить акции (дегустации и др.), с целью привлечения внимания потребителей к новой продукции; разработать план PR-кампании; принять участие в благотворительных акциях; наладить активное взаимодействие со СМИ; развивать корпоративную культуру.

В заключении отметим, что фирменный стиль магазина «Ново-Никольский»  формирует более четкую позицию предприятия в сознании потребителя, способствует привлечению потенциальных покупателей и увеличению объемов прибыли, что красноречиво говорит об успешности внедрения наших разработок. Фирменный блок магазина «Ново-Никольский» является оригинальным, заметным, легко запоминаемым, а значит, он в полной мере выполняет задачу по созданию и поддержанию благоприятного образа магазина как надежного и честного поставщика свежих продуктов.

 

Литература

 

1. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR / Б.Л. Борисов. — М.:Гранд, 2009. – 320 с.

2. Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки / Н.С. Добробабенко. — М: Инфра-М., 2007. – 256 с.

3. Гольман И.А. Практика рекламы / И.А.Гольман, Н.С.Добробабенко. — Новосибирск: СП Интербук. — 2009. – 380 с.

4. Фарби Э.Д. Как создать успешную рекламу. — С-Пб., 2004. – 320 c.

5. Чармэссон Г.  Торговая  марка  или  как  создать  имя,  которое  принесет миллионы / Г. Чармэссон. -  СПб., 2009. – 224 с.

Харт Ф. Создание успешного бренда. Как управлять мотивацией потребителя /  Ф.Харт. — М., 2005. – 287 с.

 

Виниченко Вера Афанасьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

 

Иванова Татьяна Александровна — студентка 5 курса отделения рекдламы и связей с общественностью филоолгического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>