Борисова С. В.

Борисова С. В.,

студентка 2 курса отделения русского языка и литературы в межнациональном общении

филологического факультета СВФУ,

научный руководитель: Павлова И. П.,

к.ф.н., зав. кафедрой общего языкознания и риторики 

Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова,

 г. Якутск

 

 

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА «СЧАСТЬЕ»

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

 

Концепт в филологии — это содержательная сторона словесного знака, за которой в той или иной форме стоит понятие, относящееся к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закрепленное в общественном опыте народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и — через ступень такого осмысления — соотносимое с другими понятиями, с ним связанными или ему противопоставляемыми.

Как отмечает С.Г. Воркачев, «в конкурентной борьбе в российской лингвистической литературе» с начала 90-х гг. прошлого века столкнулись «концепт» (Н. Д. Арутюнова, С. А. Аскольдов-Алексеев, Д. С. Лихачев, Ю. С. Степанов, В. П. Нерознак, С. X. Ляпин), «лингвокультурема» (Воробьев В. В.) «мифологема» (М. Лехтеэнмяки, В. Н. Базылев), «логоэпистема» (Е. М.Верещагин, В. Г. Костомаров, Н. Д. Бурвикова), «однако на сегодняшний день становится очевидным, что наиболее жизнеспособным здесь оказался «концепт», по частоте употребления значительно опередивший все прочие протерминологические новообразования» [2, 2001: 41]

В настоящее время следует признать, что именно концепт является ключевым понятием лингвокультурологии и когнитивной лингвистики.

Исследование вербальных характеристик концептов, которые описывают ценности жизни человека, позволяет выявить специфику ценностных установок современного человека.  Концептуальное исследование должно быть связано с современными представлениями о понятиях. Практической  основой такого анализа служит исследование фразеологизмов.

С целью выявления  вербальной и понятийной структуры концепта «дьол»- «счастье» нами была проведена словарная  работа. Словарные значения понятия – это и есть ядро концепта. Начнем с русских словарей: в словаре Ожегова С.И. слово «счастье» означает «1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. С. созидания. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача. Во всем с. кому н». Это определение иллюстрируется данным примером: «Не бывать бы счастью, да несчастье помогло». [6, 2008: 486]

В  словаре В.И. Даля дается такая трактовка: «Счастье (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь. | Случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле, не по рассчету, счасть, счастки ж. мн. сев. вост. зап. и счаски, пск. Счас» [3, 1999: 91].

Также в данной работе был использован словарь Ефремовой: «Счастье — состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости: 1. Успех, удача. 2. Счастливый случай, счастливое стечение обстоятельств. 1. О состоянии, когда очень хорошо. 2. О везении, удаче, сопутствующих кому-л. [4, 2001: 820].

В «Словаре русских синонимов»: Счастье — Благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, случай. Счастье ему благоприятствует (улыбается), ему посчастливилось, везет. Красные дни. «А под случай попал, — на здоровье гуляй». Кольц. «Жить там разлюли-малина, век бы оттоле не вышел». Печерск… Ср. <Судьба и Удача>. См. благополучие, судьба, удача,  испытать счастье, кузнец своего счастья, на счастье…  [1, 1999: 326]

Кроме лингвистических словарей мы решили обратиться к словарям других отраслей знания. Например,  к словарю по философии, где дается такая трактовка понятия: «Счастье — понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры С. многоаспектно. Пол. исследователь В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия Счастье: 
1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везение; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над др. смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское cъcestъje расшифровывается как сложенное из др.-инд. su (хороший) и «часть», что означало «хороший удел», по др. версии «совместная часть, доля»; др.-греч. eudaimonia букв. означало покровительство доброго гения); 
2) состояние интенсивной радости; 
3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 
4) чувство удовлетворения жизнью»
[5, 2004: 795]. Словарные толкования дают общее представление о содержании значения слова. Тем самым мы установили смысловой объем концепта «счастье» — состояние высшего удовлетворения.

Для дальнейшего выявления содержания концепта необходимо обратиться к материалу фразеологизмов. Нами было найдено большое количество фразеологизмов  в художественных произведениях, которые содержат в себе понятие «счастья». Самыми известными из них являются:
 «Человек создан для счастья» (В. Короленко «Парадокс»),  «Самое полное  счастье светится на лице его» (Ф. Достоевский из «Подросток»),  «Какое счастье, что мы уже вместе» (Г. Николаева «Жатва»),  «Попытать счастья; родиться под счастливой звездой; счастливо оставаться»; «Счастливые часов не наблюдают» (цитата из «Горя от ума» А. С. Грибоедова),  «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые»  (Ф. И. Тютчев).  
 «Это такое счастье — быть любимым 
И любовь свою дарить- тихо, ласково, красиво 
- Воспевая не одну….
Дань — отдавать божественной любви!». (Дж. Гордон Байрон)

Пословицы о счастье: Не в деньгах счастье, Всякий счастья своего кузнец, У кого в чем счастье, а у свиньи – в корыте, Счастье без ума – дырявая сума.

С целью выявления ассоциативных связей ключевой лексемы было проведено анкетирование в МОБУ «Саха гимназия» г. Якутска. Контингент опрошенных составляли ученики  двух  классов: 10 и 11. Возраст колеблется от 16 до 18 лет.

 

\s

Данная диаграмма показывает,  соотношение по половому признаку в классах тождественно. Ассоциации учащихся были объединены нами в две группы: «материальные ценности», «духовные ценности».   Если информант выбирал реакции «машина», «дом», «деньги» и другие, то мы включали их в группу «материальные ценности», а если были даны реакции «родные», «близкие», «мечта», то в группу «духовные ценности». В следующей диаграмме мы представили результаты нашего анализа анкет:

 

\s

Вполне удовлетворителен вывод, свидетельствующий о том, что для учеников старших классов данной школы на первом месте все-таки стоят духовные ценности.

Таким образом, мы пришли к выводу что понятие «счастье» имеет историческое значение. Люди задумывались об этом понятии еще давно, о чем свидетельствует устное народное творчество и т. д. Также проведенный опрос говорит о том, что на сегодняшний день, у учеников на первом месте стоит духовная ценность, что похвально. 

 

Литература

 

1.     Абрамов Н. М. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1999. – 431 с.

2.     Воркачев С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты// Известия РАН. Серия литературы и языка – 2001. – Т.60, №6. – С. 47-58

3.     Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.   М.: Русский язык, 1999. – 779 с.

4.     Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка. М.: Мир книги – 2001. – 3 т.

5.     Ивин А. А. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики – 2004. – 1072 с.

6.     Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс – 2008 .- 736

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>