Корнилова В.В., Жжёных К.А.

РАЗРАБОТКА КОММУНИКАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ

ООО «ЯкутТур» НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ EVENT-УСЛУГ

 

DEVELOP COMMUNICATION PROGRAMMS TO PROMOTE
OOO «YAKUTTUR» REGIONAL EVENT-MARKET SERVICES

В.В. Корнилова, К.А. Жжёных

V. Kornilova, K. Zhzhenykh

 

В статье актуализируется тема продвижения компании «ЯкутТур» на региональном рынке. Предлагается разработка коммуникационной программы по продвижению фирм в Якутске. Описывается процесс реализации, состоящий из 4 основных этапов. Подводятся промежуточные результаты работы.

 Article updated theme of promoting the company «YakutTur» in the regional market. It is proposed to develop a communications program to promote businesses in Yakutsk. Describes the implementation process consists of four main stages. Describes the implementation process consists of four main stages. Summarizes the intermediate results.

 Ключевые слова и фразы: коммуникационная программа, продвижение, компания «ЯкутТур», еvent-услуги, региональный рынок.

 Key words: communications program, promotion, company «YakutTur» event services, regional market.

 Из истории вопроса: разработку коммуникационной программы по продвижению компании «ЯкутТур» мы начали с анализа деятельности фирмы. Наша работа в данной компании началась в ноябре 2013 г. На этот момент специалисты компании применяли следующие виды продвижения: создание и ведение странички в социальной сети вконтакте, количество участников группы составляло 197 человек, а также собственного поста, с причислением услуг компании на форуме сайта ykt.ru. Это те действия, которые компания самостоятельно предпринимала для своего  продвижения на региональном рынке event-услуг Якутска, но для эффективного привлечения клиентов оказалось недостаточно.

Поэтому мы составили для себя план работы по разработке и реализации коммуникационной программы, который представили в табл. 1:

Таблица 1

Этапы работы по разработке и реализации коммуникационной программы

Этап

Название этапа

Содержание деятельности

Результаты

I

 

Исследование Исследование рынка, целевой аудитории, конкурентной среды, исследование  деятельности компании «ЯкутТур». Провести ситуационный анализ продвижения компании на региональном рынке.
II

 

Разработка Разработка коммуникационной программы по продвижению компании «ЯкутТур». Составить: цель, задачи, стратегия, методы и средства по продвижению.

Определить сроки реализации и бюджет.

III Внедрение Реализация коммуникационной программы по продвижению компании «ЯкутТур». Организовать и провести  акции для привлечения  потребителей, установить контакты со СМИ.
IV Эффективность Оценка эффективности коммуникационной программы по продвижению компании «ЯкутТур». Провести опрос целевой аудитории и выявить   количественный состав клиентской базы.

 Из табл. 1 видно, что наша работа будет состоять из 4 основных этапов: исследование, разработка, внедрение и эффективность.

На первом этапе – мы провели исследование. В наше исследование входил анализ рынка event-услуг в Якутске, из анализа мы выявили основных конкурентов компании по организации и проведению мероприятий. Проанализировали их деятельность и позиционирование на рынке, проанализировали деятельность нашей компании на рынке, выявили минусы и плюсы в ее продвижении, провели опрос об идентификации компании, который указал на пробелы в работе. Провели исследование целевой аудитории, из чего установили ключевой возрастной и статусный сегмент клиентов. Целевую аудиторию, которую поделили на первичную и вторичную. В первичную целевую аудиторию входят потенциальные клиенты компании «ЯкуТур». Вторичная целевая аудитория состоит из партнеров по бизнесу.

Сегментация первичной целевой аудитории: по возрастному признаку, в основном это молодые люди от 18 до 25 лет и от 25 до 35 лет; по социальному положению разление на две группы: организации частных мероприятий, это студенты, работающие женщины или мужчины, домохозяйки; для организации деловых и корпоративных мероприятий: это компании, т.е. работающие, обеспеченные мужчины и женщины.

Вторичная целевая аудитория: салон вечерних и свадебных платьев «Фантазия», салон красоты «Волшебство», компания «АвтоТранс» по предоставлению автомобилей на прокат. Исходя из исследования целевой аудитории, строится подход к разработке коммуникационной программы.

Подводя итог первого этапа – исследования была проанализирована сложившаяся ситуация, обоснован выбор проектного решения, проведен SWOT-анализ, где рассмотрены плюсы и минусы проекта, спрогнозированы возможности и угрозы.

На втором этапе – мы разработали непосредственно коммуникационную программу.

В связи с этим мы разработали коммуникационную программу по продвижению  компании «ЯкутТур». Под коммуникационной программой теоретики PR понимают «обоснованные план и бюджет кампании по связям с общественностью» [1, с. 129]. Это документ структурно включает следующие компоненты:

1. Обзор ситуации. Современное состояние регионального рынка характеризуется повышением значимости продвижения event-услуг. Увеличиваются темпы роста информатизации общества, потребителю становится доступным все больший объем информации. В связи с этим предприятию следует уделять внимание поддержанию благоприятного имиджа, которое успешно осуществляется посредством интегрированных коммуникаций, в состав которых входят реклама, связи с общественностью, личные продажи, стимулирование сбыта. ООО «ЯкутТур» не становится исключением, и чтобы успешно конкурировать в условиях растущего конкурентного давления, ему недостаточно создать доступный и привлекательный  продукт, на который следует поддерживать спрос. Нужно разработать  коммуникационную программу. Вследствие этого вопрос эффективного продвижения средствами связей с общественностью становится все более актуальным.

2. Цель и задачи коммуникационной программы. Основной целью является продвижение компании «ЯкутТур», специализирующейся на организации и проведении мероприятий, а также получение достаточно стабильной прибыли с использованием средств продвижения для привлечения новых клиентов и удержание существующих.

Задачи:

– убедить потребителей в необходимости event-услуг именно в компании «ЯкутТур»;

– увеличить осведомленность о новых услугах;

– развивать отношения с бизнес–партнерами, клиентами, СМИ;

– осуществлять паблисити компании, создание образа престижности, низких цен, инноваций;

– увеличить долю компании на рынке услуг в Якутске.

3. Целевые аудитории. Потенциальными клиентами фирмы можно считать женщин и мужчин города Якутск. Для определения целевого рынка сбыта услуг, предоставляемых услуг компанией по организации и проведению мероприятий «ЯкутТур», проведем сегментацию рынка методом группировок.

Доминирующих клиентов по половому признаки выявить невозможно, так как за услугами по организации и проведению мероприятий в равной степени обращаются как мужчины, так и женщины.

Целевую аудиторию можно поделить на первичную и вторичную целевую аудиторию и целевые СМИ. В первичную целевую аудиторию входят потенциальные клиенты компании «ЯкуТур». Вторичная целевая аудитория состоит из партнеров по бизнесу. Целевыми СМИ являются структуры, с которыми будут контактировать для продвижения компании по организации и проведению мероприятий.

Сегментация первичной целевой аудитории: по возрастному признаку: от 18 до 35 лет; по статусу: для организации частных мероприятий: студенты; работающие женщины или мужчины; домохозяйки; для организации деловых и корпоративных мероприятий: это компании, т.е. работающие, обеспеченные мужчины и женщины.

Вторичная целевая аудитория: салон вечерних и свадебных платьев «Фантазия», салон красоты «Волшебство», компания «АвтоТранс» по предоставлению автомобилей на прокат.

Целевые СМИ: Интернет-ресурсы: Якутский городской портал  www.ykt.ru; социальная сеть «вконтакте»;

Направленность нашей коммуникационной программы ориентирована  на основную целевую аудиторию. Ситуационный анализ показал портрет целевой аудитории  компании «ЯкутТур» — это молодые люди от 18-35. Возраст основных клиентов свидетельствует о том, что коммуникационная программа должна быть уникальной, интересной с использованием разнообразных коммуникационных технологий в работе.

4. Стратегия и тактика. Достижение указанных целей планируется посредством продвижения компании по организации и проведению мероприятий в Якутске, например, все наши сотрудники квалифицированные специалисты в своей области.

Конкретными шагами по привлечению клиентов и получению стабильной прибыли станут:

– создание уникального торгового предложения для потребителей, которое позволит как привлечь потенциальных, так и заинтересовать уже существующих клиентов.

– проведение работы со СМИ, а именно, активная работа в социальных сетях, которая будет способствовать расширению клиентской базы, увеличению паблисити компании;

– осуществление работы с партнерами, основанная на взаимовыгодном сотрудничестве с организациями, оказывающими снежные услуги, к примеру, скидки на стрижку и макияж или скидки на платье, бесплатная подборка образа для фотосессий;

– проведение работы с клиентами, позволяющая поддерживать интерес клиентов к деятельности компании, постоянная работа с клиентами, осуществляет стабильный доход;

– осуществление «обратной связи» посредством электронной почты, где идет диалог клиентов с компанией, они могут получить индивидуальную информацию по организации и проведению своего мероприятия, а также это удобный способ ведения переговоров с партнерами и клиентами;

– мониторинг популярного интернет ресурса в Якутии – ykt.ru, который дает нам возможность отследить новые веянья и предпочтения клиентов, узнать их мнение о той или иной услуге, при возникновении вопросов у пользователей ресурса по организации и проведению мероприятий мы можем оставить свои контакты, это еще один шаг для привлечения клиентов.

– организация и проведение акций, это эффективный способ налаживания взаимоотношений с потребителей.

Благодаря вышеперечисленным действиям, продвижение компании будет осуществляться комплексно и системно, что будет способствовать расширению  клиентской базы «ЯкутТур».

5. Коммуникационные инструменты:

– работа со СМИ – разработка пресс-кита. В состав пресс-кита входят следующие основные документы: пресс-релиз, факт-лист (факт-лист или фактическая справка это кроткий информационный материал для прессы, который содержит справочные данные об организации, её товарах и услугах), биография руководителя (или другого действующего лица), брошюра, программа мероприятия, список почётных гостей, интервью с основными действующими лицами, вырезки из газет с публикациями на эту тему, заявление для прессы. Пресс-релизы и программы мероприятий можно  сделать в виде удобного шаблона, чтобы пред мероприятием можно было быстро его подкорректировать под нужное событие;

– работа с клиентами – с помощью клиентской базы и интернет-ресурсов, вести  оповещаемую работу с клиентами о наших новых услугах, предложениях, рассылкой  перед каким-либо праздником своих предложений по организации и проведению мероприятий;

– работа с партнерами – с партнерами вести интенсивную работу на взаимовыгодных условиях, осуществлять сотрудничество, подписать договоры о взаимовыгодном сотрудничестве между компанией ООО «ЯкутТур» и салоном вечерних и свадебных платьев «Фантазия», а также между салоном красоты «Волшебство», также с компанией «АвтоТранс» о предоставлении по выгодной цене автомобилей на прокат;

– своевременное обновление интернет – группы, это позволит поддержанию интереса к компании, как постоянных клиентов, так и потенциальных;

– мониторинг и анализ – на сайте ykt.ru нашей компанией ежедневно проводить анализ всех форумов, осуществлять поиск снежных сообщений, которые касаются деятельности нашей компании, к примеру, «Подскажите, где найти тамаду на свадьбу?», под такими сообщениями можно оставлять свои предложения и контакты. Так же на сайте на двух форумах у компании есть свой пост. Там у нас идет перечисление услуг, есть фото с организованных нашей компанией мероприятий, присутствуют контактные данные и существует «обратная связь», то есть там есть возможность оставить свой комментарий, вопрос, предложения или отзывы о компании. На наш взгляд это эффективный метод общения с существующими и потенциальными потребителями. Данную работу следует продолжать.

Таким образом, для реализации коммуникационной программы, нужно выбрать такие  коммуникационные каналы, которые бы учитывали возраст основной целевой аудитории компании. Следовательно, приоритетными коммуникационными каналами стали интернет, а именно, популярный Интернет-ресурс в Якутии – сайт ykt.ru и работа с социальной сетью Вконтакте. Они обеспечат, паблисити компании, привлечение и удержание клиентов. А также получить разрешение её директора.

6. Оценка эффективности. Позволяет осуществлять количественный и качественный анализ на ключевых интернет – ресурсах (ykt.ru, vk.com).

Данная коммуникационная программа способствует дальнейшему развитию эффективного использования средств продвижения для компании «ЯкутТур» на конкурентном рынке event-услуг Якутска, а также позволит своевременно реагировать на проблемы, которые могут подорвать позиции компании на рынке event-услуг.

Таким образом, мы попытались предусмотреть все, чтобы наша работа оказалась эффективным средством продвижения компании «ЯкутТур».

На третьем этапе – реализовали коммуникационную программу. Первым шагом стала работа в социальной сети вконтакте. У нашей компании есть группа в данной сети. Мы изменили ее полностью, мы переписали все сообщения оставленные организацией на стене группы, добавили на стену от имени организации описание услуг предлагаемые компанией, каждая услуга в новом сообщении, к описанию услуг мы добавили фото, с реализованной нашей компанией данной услуги ранее и вставили подходящую музыку. Так, каждый потребитель может видеть фото с работой компании и более подробно ознакомиться со всеми услугами. Также в паблике компании, в разделе альбомы мы выложили все имеющиеся у нас фотографии с организованных мероприятий и разделили их на тематические альбомы.

На момент начала нашей работы в паблике социальной сети вконтакте компании «ЯкутТур», участников группы было 197 человек. Мы увеличили это число в два раза. Для этого мы посылали личные приглашение всем знакомым, друзьям, в других пабликах социальной сети размещали предложение вступить в группу, а также участники группы делали репосты приглашений на вступление в наш паблик на своей странице. В приложении один имеется скриншот на количество участников в группе компании ЯкутТур» на сегодняшний день.

Вторым шагом по реализации коммуникационной программы стал мониторинг форумов на якутском сайте ykt.ru. На сайте ykt.ru мы ежедневно проводим анализ всех форумов, ищем снежные сообщения, которые касаются деятельности нашей компании, к примеру, «Подскажите, где найти тамаду на свадьбу?», под такими сообщениями мы оставляем своим предложения и контакты. Так же на сайте на двух форумах у компании есть свой пост. Там у нас идет перечисление услуг, есть фото с организованных нашей компанией мероприятий, присутствуют контактные данные и существует «обратная связь», то есть там есть возможность оставить свой комментарий, вопрос, предложения или отзывы о компании. На наш взгляд это эффективный метод общения с существующими и потенциальными потребителями.

Третий шаг в реализации нашей коммуникационной программы – это составление уникального торгового предложения как для компаний по организации корпоративных мероприятий, проведении тимбилдингов и иных событий, так и для частных лиц. После составление уникального торгового предложения и занялись его распространением, используя клиентскую базу компании «ЯкутТур», а также поместили УТП на стене паблика компании  в социальной сети. На предложение откликнулось 65% от клиентской базы и благодаря паблику в интернет – сети у компании появились новые клиенты.

Четвертым шагом в реализации коммуникационной программы была работа с клиентами. С помощью клиентской базы мы оповещаем все о наших новых услугах, предложениях, рассылаем перед каким-либо праздником свои предложения по организации и проведению мероприятия.

Пятый шаг в реализации коммуникационной программы – это работа с электронной почтой. С помощью электронной почты мы ведем общение, как с постоянными нашими клиентами, так и с потенциальными. Ведем работу с работу  с партнерами, со СМИ, а также имеем возможность вести общение со всеми потенциальными клиентами компании, которые расположены по все республике, к примеру, в таких городах как Нерюнгри, Мирный, это способствует доверительному развитию отношений, так как всегда открытый, работающий канал связи.

Шаг шестой – это работа с партнерами, осуществление сотрудничества. С партнерами ведется интенсивная работа, на взаимовыгодных условиях осуществляется сотрудничество, при реализации нашей коммуникационной программы мы подписали три договора о взаимовыгодном сотрудничестве между компанией «ЯкутТур» и салоном вечерних и свадебных платьев «Фантазия», а также между салоном красоты « Волшебство», был подписан договор с компанией «АвтоТранс» о предоставлении по выгодной цене автомобили на прокат. Каждая компания предлагает услуги для потребителей другой компании, а также для сотрудников организаций. Договоренности по сегодняшний день соблюдаются и выполняются.

Шаг седьмой – это работа со СМИ. Для начала работы со СМИ, вы разработали пресс-кит. В состав пресс-кита входят следующие основные документы: пресс-релиз, факт-лист (факт-лист или фактическая справка это кроткий информационный материал для прессы, который содержит справочные данные об организации, её товарах и услугах), биография руководителя (или другого действующего лица), брошюра, программа мероприятия, список почётных гостей, интервью с основными действующими лицами, вырезки из газет с публикациями на эту тему, заявление для прессы. Пресс-релизы и программы мероприятий мы сделали в виде удобного шаблона, чтобы пред мероприятием можно было быстро его подкорректировать под нужное событие. Контакты со СМИ налажены путем личного общения с журналистами, найден интерес для работы с обеих сторон. Составленный нами пресс-кит активно служит в работе компании.

Шаг восьмой в реализации нашей коммуникационной программе – организация  и проведение акций для компании «ЯкутТур». При реализации нашей программы, мы провели две акции в компании. Первой нашей акцией было предложение для потребителей, которое звучало так: при оформлении заказа в нашей компании Вы получаете гарантированные бонусы: бесплатное оформление тележки для торта и украшение автомобиля, а также на выбор: столик для пожеланий, столик для подарков или столик для аперитива. В данной акции приняли участие 25 молодых пар, которые готовились к свадьбе. Все условия акции были соблюдены, молодожены остались довольны. Акция освещалась на странице группы компании в социальной сети вконтакте. В приложении номер два присутствуют несколько фотографий с оформления, организации и проведения мероприятий.

Вторую акцию мы провели спустя месяц. Ее суть заключалась в следующем, при комплексном заказе услуг организации и оформления тождества, предоставляется скидка 10 %. Данная акции активна по сегодняшний день. В нашей акции приняли участие, 7 компаний организовывавших корпоративные вечера, пять молодых пар, готовящихся к свадьбе, было организованно три дня рождения. В приложении номер три присутствует афиша акции, размещенная в Интернет-ресурсах, а именно на сайте ykt.ru, и в социальной сети вконтакте.

Внедрение коммуникационной программы по продвижению компании «ЯкутТур» состояло из следующих видов работы: проведение исследований, планирование, подготовка, реализация коммуникационной программы.

На четвертом этапе – эффективности мы осуществим мониторинг СМИ, обратную связь, комплексную оценку достигнутых результатов, анализ выводов и определение перспективных планов – представленные в таблице 2.

Таблица 2

Оценка эффективности коммуникационной программы «ЯкутТур»

Результат-продукт

Результат-эффект

1.Размещено 16 постов в «Вконтакте»

2. Ведение одного паблика на ykt.ru

3. Получено 30 отзывов на ykt.ru

4. Организованы и проведены 2 акции

5. Разработана 1 афиша

6. Составлены 7 пресс-китов

 

1. Положительные отклики целевой аудитории в интернете.

2. Привлечение потенциальных потребителей.

3. Обеспечение «обратной связи», что позволяет отследить настроение потребителей, выявить предложения по работе компании или же минусы в работе, и своевременно устранить причины, возникших отрицательных мнений.

4. Повышение интереса уже существующих клиентов доказывает, что компания действует в правильно направлении.

Из табл. 2 видно, что за время реализации коммуникационной программы, нами были получены следующие результаты: размещено постов в «Вконтакте» — 16, организован один паблик на ykt.ru, получено 30 отзывов от клиентов на сайте ykt.ru, организованно и проведено 2 акции, разработана и запущенна рекламная афиша, разработаны 7 пресс-китов, для СМИ, — все эти действия способствуют привлечению потребителей, обеспечению паблисити среди жителей города Якутска.

Обратную связь мы осуществили посредством опроса. Выборка была сплошная, опрос проводился на тематически связанных с деятельностью компании ресурсах, в опросе участвовали респонденты разного пола и возрастной категории. Опрос состоял из трех открытых вопросов. Всего в опросе приняло участие 300 человек. Ответы респондентов мы представили в виде диаграммы:

На вопрос знакома ли жителям города Якутска компания «ЯкутТур», мы получили следующие ответы: осведомленность горожан составила 47% (на начало работы было 10 % респондентов, знакомых с деятельность компании «ЯкутТур», значит, увеличение составило — 37%).

На вопрос об удовлетворенности качеством работы компании «ЯкутТур», ответы респондентов  были таковы: отлично (65%), хорошо (30%), удовлетворительно (5%), отрицательно (0%). Таким образом, потребители услуг полностью удовлетворены предоставляемыми услугами, количество таких клиентов составили – 95%.

На вопрос могут ли респонденты вспомнить фирменный стиль компании «ЯкутТур» для установления тесной связи с ним без подсказки, 83% респондентов при представлении им элементов фирменного стиля четко связывают его с компанией «ЯкутТур».

Таким образом. опрос показал, что увеличилась клиентская база, узнаваемость фирменного стиля, отзывы о работе компании получили высокую оценку у потребителей.

Исходя из приведенной работы, можно сделать вывод, что разработанная и реализованная коммуникационная программа по продвижению компании «ЯкутТур» способствовала увеличению клиентской базы. Так, расчеты показали:

Таблица 3

Эффективность продвижения компании «ЯкутТур»

2013

2014

количество клиентов

количество клиентов

197

403

Из табл. 3 видно, что благодаря разработанной коммуникационной программе, можно утверждать возросший спрос на услуги компании. Приведём примеры отзывов клиентов компании «ЯкутТур», оставленных в паблике на сайте ykt.ru:  «Воспользовался услугами компании ООО «ЯкутТур», хочу поделиться впечатлениями, могут сказать все было выполнено на высшем уровне, обслуживание клиентов производиться индивидуально и очень внимательно, цены приемлемые, вообщем советую:)» (Николай); «Организовывали пляжную вечеринку на острове, все было супер, подготовка, реализация, и недорого)» (Ника); «Зимой заказывали свадьбу, все прошло на ура» (Вова); «Спасибо за оперативность и интересный подход к моим пожеланиям:) Достоинства: подъедут в любое место, быстро делают все и цены хорошие» (Ольга), «Молодцы ребята: обслуживание хорошее, цены достойные, качество соответствует» (Александр) и т.д.

Таким образом, оценка эффективности коммуникационной программы показала увеличение клиентской базы, создание взаимовыгодного сотрудничества с партнерами снежных компаний, налаживание хороших отношение с журналистами, увеличение паблисити компании.

При реализации коммуникационной программы мы столкнулись со следующим трудностями:

1. небольшой бюджет;

2. трансляция рекламы только в интернет-ресурсах;

3. не достаточное обращение к средствам связей с общественностью.

Решение этих проблем приведет к следующим результатам:

Для дальнейшего продвижения компании в Якутии и преодоления вышеуказанных трудностей следует обеспечить:

– сотрудничество в программах и рекламных проектах для популяризации своих услуг, путем организации и проведения, какого-либо мероприятия (показ телевизионных передач на тематику сферы организации и проведения мероприятий, поможет также привлечь потенциальных клиентов);

– ведение постоянной рубрики («актуальные новинки», «вопрос организатору») в журналах и газетах с высоким тиражом, пользующихся популярностью среди широкого круга читателей;

– разработку сезонных рекламных акций на городском портале интернет, также разработка интернет-сайта компании «ЯкутТур», станет информационным источником компании для клиентов, где будет подробное описание услуг и новостей фирмы;

– спонсорскую поддержку и участие в конкурсах городского и республиканского масштаба, а также сбор средств на благотворительные проекты, (организация и проведение мероприятий послужит информационным поводом, итогом чего станет установление контактов со СМИ).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Данилина В.В., Луканина М.В., Минаева Л.В., Салиева Л.К. Связи с общественностью. Составление документов: Теория и практика: Учеб. Пособие для студентов вузов / В.В. Данилина, М.В. Луканина, Л.В. Минаева, Л.К. Салиева; Под ред. Минаевой Л.В. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 288 с.

Корнилова Виктория Викторовна кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

 

Жжёных Кристина Александровна – студентка 5 курса отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *