Корнилова В.В., Удовкина М.Э., Черевик А.Н.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО PR-ПРОЕКТА «ТАБАКОFF» В ЯКУТСКЕ

THE ORGANIZATION OF SOCIAL PR-PROJECT «TABAKOFF» IN YAKUTSK

В.В. Корнилова, М.Э. Удовкина, А.Н. Черевик

V. Kornilova, M. Udovkina, A. Cherevik

      В статье актуализируется тема популяризации здорового образа жизни учащейся молодежи в вузе. Предлагается исследование современного состояния профилактики курения в Якутске. Описывается процесс организации студентами  популяризации здорового образа жизни и профилактики курения в формате социального PR-проектирования. Подводятся результаты социального PR-проекта «ТабакOFF».

     Article updated theme promote healthy lifestyles of students at the university. It is proposed to study the current state of smoking prevention in Yakutsk. Describes the process of organizing students to promote healthy lifestyles and prevention of smoking in social PR-format design. Summarizes the results of social PR-project «TabakOFF».

 Ключевые слова и фразы: организация социального PR-проекта, социальная реклама, средства связей с общественностью, ситуационный анализ курения в Якутске.

 Key words: organization of social PR-project, social advertising, public relations tools, situational analysis of smoking in Yakutsk

 Табак медленно убивает зависимого от него человека. Он является уникальным потребительским продуктом, и не смотря на то, что реклама табачных продуктов ограничена в распространении [13], тем не менее, учащиеся – это тот сегмент рынка, который является наиболее подверженным влиянию не только упаковок и витрин, привлекающих внимание подростков, желающих попробовать смертельный яд, но и стремлением выделиться среди сверстников, став своим в компании, а легальность табака и курение широко распространено в обществе, имеющем сильную зависимость от него. Все вышесказанное не вызывает  сомнений у активистов антитабачного движения. Тем не менее, учащаяся молодежь недооценивает пагубное влияние табака на своё здоровье и лояльно относится к курению и дома, и в учебных заведениях, и в общественных местах. В связи с чем, сотрудники министерств образования и здравоохранения в своих выступлениях и публикациях в медийном пространстве Якутии, высказывают серьезные опасения за стремительно ухудшающиеся показатели здоровья учащейся молодежи. По данным статистики на 2013 год [12] распространенность курения у студентов составляет 81%. Также, по мнению аналитиков ВОЗ к «2020 году в развивающихся странах каждый год будет умирать более 7 миллионов людей в результате болезней, связанных с табаком, это больше, чем от малярии, травматизма и условий жизни вместе взятых» [4].

Эта проблемная ситуация воспринимается обыденно, не вызывая активного противостояния со стороны некурящей части общественности. Но мы – будущие коммуникаторы – можем с помощью средств рекламы и связей с общественностью изменить отношение молодежи к курению. Осмысление вышеуказанного противоречия позволило сформулировать проблему PR-проекта: каковы эффективные средства рекламы и PR по профилактике курения и популяризации здорового образа жизни?

Данная проблема является, на наш взгляд, актуальной и обусловила выбор темы PR-проекта «ТабакOFF» как средства профилактики курения и пропаганды здорового образа жизни молодежи Якутска.

Объектом PR-проекта выступают средства рекламы и связей с общественностью, направленные на решение проблемы курения молодежи.  Предметом – процесс организации социального PR-проекта «ТабакOFF» как средства продвижения ЗОЖ среди учащейся молодежи города Якутск.

Цель – разработать и реализовать социальный PR-проект «ТабакOFF» в Якутске. Для достижения поставленной цели нами поставлены и последовательно решены следующие задачи: изучить теоретические основы PR-проектирования в социальной сфере; проанализировать современное состояние курения среди молодежи и ее отношения к нему в Якутске; организовать социальный PR-проект «ТабакOFF» и оценить его эффективность. Для решения поставленных задач использовались анализ, отбор и систематизация материалов по проблеме проекта, опрос, контент – анализ, SWOT–анализ.

Новизна проекта состоит в том, что социальный PR-проект «ТабакOFF не являлся предметом отдельного изучения.

Изначально проектирование тесно вплеталось в ткань жизнедея­тельности человека, не выделяясь в самостоятельный вид деятельности. Как от­мечает М.С. Каган [7], каждое действие человека, совершавшееся целенаправленно, должно осуществляться на основе предваряющего его проекта (прооб­раза), независимо от его возраста.

Само по себе проектирование рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности человека. Философ Н.Ф. Федоров [14] полагал, что человек способен познать сотворенный им мир в соотнесении с тем, каким он должен быть согласно проектной гипотезе, проверяемой при ее практической реализации. Термин «проект» происходит от латинского слова «projectus» – «брошенный вперед». В современном прочтении проектирование, по мнению исследователя В.А. Моляко [10], рассматривается им как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта с целью понимания и применения знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Чтобы осуществить проектирование следует придерживаться твердых принципов, изложенных профессором А.П. Марковым [9]: гума­нитарности (заключается в открытости технологий воздействия на аудиторию и ограничении использования в них манипулятивных приемов); гуманности (определяется опорой на общечеловеческие ценности, регулирующие  поведение человека); персонифицированности каналов и средств коммуника­ции (предусматривает диалог инициаторов проекта с целевыми группа­ми).

В логике нашего проекта рассмотрим проектирование в  социальной сфере. Но сначала определимся с понятийным полем социальной сферы, которая подвергается более глубокому анализу с нашей стороны. Так, исследователь А.Б. Зельманов считает что, «социальная сфера тесно взаимодействует с экономической, политической и культурной сферами, испытывая определяющее влияние экономических процессов производства и распределения материальных ценностей» [6, с.12]. Таким образом, социальная сфера представляет собой подсистему общества, в которой происходит социализация личности, удовлетворение духовных и витальных потребностей людей.

Для стабильности в обществе государство должно проявлять заботу о социальной сфере, но не только государственная поддержка является главным источником социальных ресурсов, рост количества социально незащищенных людей влечет за собой острую потребность в тех, кто мог бы им помочь. Это влечет за собой потребность в применении PR-средств для решения общественно значимых  проблем.

Следовательно, PR (связи с общественностью) играют значимую роль в социальной сфере, способствуя гармонизации, двусторонней коммуникации и установлению доверительных отношений. Тогда PR-проектирование представляет собой разработку и комплексное многократное применение различных средств PR с целью воздействия на мнение и отношение целевой аудитории к проблеме. Специфика социального PR-проектирования состоит в разработке и реализации социально значимой, имеющей социальный эффект деятельности по созданию PR-проекта. Марков А.П. [9] утверждает, что социальное PR-проектирование – это  способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. Таким образом, социальное PR-проектирование – это профессиональная PR-деятельность по внедрению социальных инноваций.

Под социальным PR-проектированием мы будем понимать процесс, направленный на решение существующих социальных проблем, материализованным продуктом которого является PR-проект. Е.А. Баженов [3] считает, что PR-проект представляет собой мероприятие, программу, кампанию, с целью решения общественно значимых проблем с помощью присущих определенных PR-технологий.

По мнению исследователя Автомонова А.С. «социальное PR-проектирование сегодня, в условиях активных общественных преобразований, входит в нашу жизнь все прочнее, и заключается в создании некоммерческих проектов в социальной сфере» [1, c. 35].  Зельманов А.Б. указывает на то, что «социальные PR-проекты различаются по масштабу, размерам и источникам финансирования, социальной направленности. Наиболее значимы проекты, улучшающие жизнь и социальное самочувствие основной части населения страны» [1, c. 45]. В целом социальные PR-проекты любого масштаба демонстрируют гуманную миссию социального PR

Технология реализации социального PR-проектирования по мнению  Автомонова А.С. [1, с. 41] состоит в определенном алгоритме действий. Следовательно, структура PR-проектирования, по мнению Э.В. Кондратьева [8] должна быть максимально логичной, каждый раздел должен быть связан с предыдущим. А.П. Марков [9] предлагает следующие этапы проведения социального PR-проекта:

1. Анализ ситуации. Ситуация выступает в качестве модели анализа, позволяя: описать некую совокупность условий и проблем функционирования субъекта; выявить те необходимые ресурсы, которые сделают возможным решение или минимизацию этих проблем в рамках проекта.

2. Определение и характеристика аудитории проекта. В состав аудитории входят целевые и контактные группы: участники разрабатываемой акции, социальные силы, которые в силу своих специфических мотивов могут в какой-то форме принять участие в подготовке и реализации проекта.

3. Целеполагание. По существу этот этап предполагает определение нормативных параметров объекта проектирования (в форме целевых установок) и шагов их достижения (задачи). Смысл можно выразить формулой «цель-задачи-результат».

4. Инструментальное оснащение PR-проекта. Этот этап предполагает фиксацию начала проекта и основных шагов реализации; обоснование наиболее оптимальных видов и форм коммуникации с аудиторией; определение содержания деятельности.

5. Ресурсное обеспечение проекта. Определение характера и объема затрат; выявление и привлечение необходимых для решения проектных задач ресурсов – финансовых, информационных, кадровых, технологических, ценностных, социальных и маркетинговых.

6. Оценка  PR-проекта представляет собой измерение соотношения между затраченными ресурсами и результатом.

Итак, социальное PR-проектирование комплекс действий, направленных на решение существующих социальных проблем.

В ритме современной жизни, каждый ищет гармонии, покоя, единения с природой. Для подростков, которые зачастую подвержены негативному влиянию, порой трудно найти грань между добром и злом. Поддавшись соблазну выкурить сигарету единожды, они рискуют начать жизнь типичного курильщика. Именно на них направлен PR-проект, который состоял из 3 этапов.

Таблица № 1

Этапы работы надо социальным PR-проектом «ТабакOFF»

Этапы Содержание
I этап

диагностика

провести исследование состояния курения молодежи Якутска, разработать месседж, цели и задачи, определить целевую аудиторию.
II этап

разработка

сформировать команду, составить план работы, написать сценарий флешмоба, разработать слоган и  логотип, создать видео-ролик, провести флешмоб.
IV этап

результативность

оценить результативность PR-проекта.

Из табл. 1 следует, что процесс профилактики курения и пропаганды  здорового образа жизни будет обеспечен с помощью трех основных этапов.

Первый этап – диагностика.

Диагностика является неотъемлемой составляющей PR-деятельности для сбора и обработка информации по проблеме исследования. Он представлен следующими методами: 1. опрос целевой аудитории для осмысления проблемы PR-проекта «ТабакOFF»; 2. контент-анализ сайта базы исследования с целью проанализировать воспитательную работу по профилактике курения учащейся молодежи и пропаганде ЗОЖ; 3. SWOT-анализ – для определения анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, установления между ними связи для разработки PR-проекта.

Свое исследование мы решили начать с опроса молодежи Якутска. Мы осуществили сбор первичной информации, представляющий собой ответы на вопросы. Его целью стало отношение курящих и некурящих людей к рекламе, как к одному из мотивационных элементов масс-медиа, а также для выявления общего числа курящих подростков. Объектом исследования стали молодые люди от 14 до 23 лет. Всего 60 человек. Анкета состояла из трех вопросов:

1. Вы курите?

2. Почему Вы курите?

3. Как Вы думаете, может ли реклама побудить человека бросить курить?

Варианты ответов на 1 и 3 вопрос были однозначными – «да» и «нет».
На второй вопрос прилагалось три варианта ответа – «мне это нравится», «это помогает мне сосредоточиться, успокоиться и т.д.», «затрудняюсь ответить».

На вопрос «Курите ли Вы?» из 100% положительно ответили 70%,  некурящих – 30%. На вопрос «Почему Вы курите?» мы получили различные ответы. Так, большинство респондентов (78%) могут точно обосновать причину появления вредной привычки. На вопрос «Может ли реклама побудить человека бросить курить?», лишь 28% согласны с тем, что реклама может оказать помочь отказаться от пагубной привычки, а остальные 72% — считают, что это невозможно. Таким образом, опрос показал, что респонденты  не верят, что реклама может подтолкнуть человека на данный поступок, аргументируя это тем, что желание, прежде всего, должно исходить от самого человека и если он не хочет бросать, то здесь уж никакая реклама не поможет. Нас больше заинтересовал тот факт, что курящая молодежь не смогли объяснить причину их курения. Было ли это попыткой уклониться от вопроса – нам не известно. Однако в этом случае, мы можем говорить о том, что курение в нашей стране стало привычно.

Определяющими причинами курения подростков стало мнение психолога Дарьи Зарубиной [5]. Автор выделяет целый ряд причин: 1) курение родителей; 2)  подражание героям; 3) желание повзрослеть; 4)  давление со стороны сверстников; 5) нарушение запретов. Психолог убежден, что курение зачастую вызвано глубокими психологическими неурядицами, с которыми сталкивается каждый подросток.

Для разрешения данной проблемы мы разработали социальный PR-проект «ТабакOFF», представленный на конкурс. Данный проект направлен на людей, которые уже курят, с целью пропаганды ЗОЖ, а также профилактики курения среди молодежи. «Портрет» целевой аудитории, на которую направлен проект был определен с помощью опроса в Интернете. Выборка – сплошная. Количество откликнувшихся – 60 человек. Опрос проводился при помощи специального приложения в социальной сети «Вконтакте» в период с 29 по 30 марта 2014 года. По гендерному признаку доля курящих юношей выше (73%), чем доля девушек (27%). Таким образом, юноши больше подвержены влиянию пагубных привычек. Их возраст составляют молодые люди от 18 до 20 лет – 73%, от 20до 25 лет – 14%; 13% – люди младше 14 лет. На вопрос: «Собираетесь ли Вы бросать в ближайшее время?» респонденты не собираются отказаться от курения в ближайшее время.

В феврале 2014 г. Центр по контролю и предотвращению заболеваний США (CDC) [2] опубликовал результаты анализа эффективности медийных антитабачных кампаний в 17 странах мира.

Исследование доказало: наличие в СМИ и наружных носителях рекламно-информационных материалов о вреде курения повышает мотивацию курящих людей расстаться с сигаретами — 20% из тех, кто видел антирекламу, задумывается над тем, чтобы бросить курить, или же пытается это сделать. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность антитабачной рекламы куда больше, чем о ней говорят.

В результате опроса, мы получили «портрет» нашей целевой аудитории: это молодежь в возрасте от 16 до 20 лет, которая не собирается отказываться от курения и не верит в силу антитабачной рекламы.

Исходя из всего вышесказанного, стало очевидно, что целевая аудитория недостаточно осведомлена о мотивационной силе, которой располагает реклама. Это и есть основная проблема для нашей целевой аудитории.

Далее нам следует провести контент-анализ сайта Северо-Восточного федерального университета [11]. Это вуз с 75-летней историей (дата основания 23 августа 1956 г. – Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова), один из 9 федеральных вузов страны. В СВФУ действует система методического обеспечения оздоровления студентов посредством проведения комплексных профилактических, спортивно-оздоровительных, медико-социальных мероприятий; осуществляет руководство воспитательной работой учебных подразделений по развитию видов спорта и самооздоровления студентов СВФУ; контролирует мониторинг здоровья студентов, выявляет проблемы и пути их преодоления. С созданием университетского кампуса решен ряд задач по профилактике курения. Он стал территорией ЗОЖ и призван обеспечить соответствующей информацией о вреде курения и способствовать проведению ряда профилактических мер.

Контент-анализ показал, что в СВФУ проводятся мероприятия по профилактике курения, но в целом они не решают проблему курения среди студентов. В связи с чем, мы разработали социальный PR-проект для профилактики курения. Для этого мы считаем целесообразным применить средства рекламы и PR. Именно они позволят нам вовлечь целевую аудиторию в организуемую нами работу. Но для этого нам необходимо провести SWOT-анализ, результаты которого обобщены в табл. 2 и приведены ниже.

Таблица № 2

SWOT – анализ социального PR-проекта «ТабакOFF»:

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Способность побудить молодежь отказаться от курения

2. Повышение значения социальной рекламы в Якутске

3. Поддержка руководства факультета.

  1. Возможность того, что на рекламу не обратят внимание
  2. Наличие негативного стереотипа о том, что социальная реклама отталкивает
  3. Стереотип – курение повышает статут среди сверстников

Возможности

Угрозы

  1. Популяризация здорового образа жизни в Якутске
  2. Повышение уровня доверия
  3. Возможность использовать накопленный опыт в дальнейшем
1. Возможные препятствия или отсутствие поддержки со стороны необходимых  партнеров и инвесторов.

2. Чрезмерная пассивность молодежи

3. Нежелание молодежи бросить курить

Из табл. 2 следует, что у нас сложился дружный коллектив единомышленников, который может самостоятельно организовать свой проект. Наличие опыта в разработке рекламной продукции, связи с рекламными агентствами позволит нам осуществить её производство, а сотрудничество с журналистами – осветить проект. Вместе с тем мы понимаем, что можем столкнуться с рядом проблем, которые могут нам помешать.

Далее нам предстояло определить основной замысел – месседж, на основе которого будет построен проект. Так, месседж состоит в том, что для изменения отношения молодёжи к курению необходимо популяризировать ЗОЖ средствами PR. Именно целенаправленная и системная PR-деятельность станет эффективным способом привлечения молодежи к здоровому образу жизни. Если идея задает общее направление работы, то его конкретное предназначение, конечный результат мы формулируем в цели нашего PR-проекта – разработать и реализовать социальный PR-проект «ТабакOFF» в Якутске. Для достижения поставленной цели нами поставлены и последовательно решены следующие задачи: проанализировать современное состояние курения среди молодежи Якутска; организовать социальный PR-проект «ТабакOFF»; оценить его эффективность.

На основании сформулированных идеи, цели и задач определим целевую аудиторию проекта. Под целевой аудиторией понимается  однородный сегмент, на который направлена реализация нашего мероприятия. Ею является первичная целевая аудитория, на которую направлены PR-усилия организаторов, курящая молодежь в возрасте 16-20 лет, половая характеристика: в равной степени юноши и девушки.

Таким образом, на первом этапе мы провели мониторинг проблемной ситуации, которая позволила определить концепцию мероприятия, его цель и задачи, целевую аудиторию.

Второй этап – разработка проекта.

Данный этап включает разработку плана реализации PR-проекта, он представляет собой алгоритм организации работы, последовательность действий. Нами разработан примерный план предстоящих работ и распределили их поэтапно. Этапы представлены в табл. 3.

Таблица № 3

Содержание работы

Исполнители

1.Разработка логотипа Винокуров Тимур, Игнатьев Аял, Черевик Анна, Попова Мария.
2.Разработка слогана Бубякина Валентина,  Иванова Алина, Красноярова Лера.
3.Разработка видео-ролика Тимофеев Владимир, Чемпосова Елизавета, Кривошапкин Михаил, Сивцева Нарыйа, Сергин Григорий.
4. Разработка флешмоба Егорова Майя, Иванова Туйаара, Иванова Марина. Мигалкина Дарианна, Никифорова Катерина.
5. Описание проекта Удовкина Мария, Черевик Анна

Из табл. 3 видно, что перед организаторы PR-проекта должны разработать рекламные идентификаторы проекта и представить основное мероприятие по профилактике курения в Якутске.

Здесь мы представим непосредственно результаты нашей работы. Неслучайно названием нашего PR-проекта мы выбрали «ТабакOFF». «Табак…» — табачные изделия, «OFF» — в переводе с английского обозначает запрет. Название легкое в понимании и не требует долгого запоминания.

Сначала мы разработали видео-ролик. Послание нашего ролика заключается в следующем – процесс курения занимает около 5 минут. Основной месседж видео-ролика в ответе на вопрос – что можно сделать за 5 мин.? В видео-ролике представлена подборка коротких нарезок о том, что люди успевают сделать за 5 минут.  Для повышения энтузиазма целевой аудитории были представлены яркие моменты из экстремального спорта, это дает мощный заряд положительных эмоций. Мы считаем, что такая позитивная социальная реклама уникальна. Она не несет в себе отрицательных эмоций, следовательно, может привлечь внимание молодежи, пресытившейся типичными социальными роликами.

Для продолжения основной идеи проекта был разработан и логотип. За  основу мы взяли идею здорового и спортивного образа жизни. Символ чистоты, минимализма, свежести и простоты. Ярким определением этого образа стало изображение двух заснеженных гор, по обе стороны которых рассеивается едкий дым, тем самым символизируя победу здоровья над табачной зависимостью. Изображение логотипа представлено в  виде одноименной надписи, расшифровка которой легка в нашем понимании концепции проекта. Прочтение облегчает понимание  информации и ее скорейшего запоминания целевой аудиторией.

Третий шаг – разработка слоган. Слоган должен отражать основное настроение и концепцию нашего проекта. Поэтому был предложен следующий вариант – «ТабакOFF. Стремись к вершинам новой жизни». Данный слоган напрямую перекликается с выбранным нами символом. Вершины гор олицетворяют новую жизнь – жизнь без вредных привычек.

Последний этап нашей работы – флешмоб. Мы его провели 25 апреля 2014 г. в 14:30 часов на территории, прилегающей к Главному учебному корпусу университета. Моберы – организаторы проекта «ТабакOFF» начинают кашлять и задыхаться, имитируя последствия курения. Когда на них обращают внимание люди, они начинают зажигательный танец. Моберы синхронно достают из карманов пачки сигарет и бросают их на землю, делая при этом глубоких вдох, тем самым показывая, что жизнь без сигарет открывает второе дыхание. После проведения флешмоба мы провели субботник и очистили  территорию от случайного загрязнения.

Таким образом, на втором этапе был проведен флешмоб PR-проекта, разработаны рекламные идентификаторы – видео-ролик, логотип и слоган.

Третий этап – результативность.

Просчитать эффективность PR-деятельности возможно при условии измерения соотношения между затраченными ресурсами и результатами. Значит, нам необходимо сравнить желаемые и полученные результаты. Данный этап подводит итог PR-проекту и является заключительным действием организаторов. Действия флешмоба привлекло внимание молодежи, следовательно, мы может говорить о том, что наш PR-проект был положительно воспринят. Видео-ролик, логотип и слоган – нашли отклик в сердцах курящих. Мы можем утверждать, что наш проект действительно способен побудить молодежь отказаться от курения и вести здоровый, активный образ жизни.

Итак, организованный PR-проект студентами группы РСО-13 подтверждает необходимость проведения комплексной работы по профилактике курения с молодежью. Это продиктовано необходимостью профилактики курения, а современные технологии рекламы и PR сегодня позволяют осуществлять определенное воздействие на мнение молодежи с целью популяризации здорового образа жизни среди учащейся молодежи СВФУ, предлагая широкие возможности для двухсторонних коммуникаций с целевой аудиторией.

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Автономов А.С. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России:  учебник. – М.: Фонд «НАН», 2003.
  2. Альметьевский городской сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: e-Almet.Ru.
  3. Баженов Е.А. Паблик рилейшнз. – М., 1994.
  4. ВОЗ [электронный рсеурс]. Режим доступа: base.consultant.ru/cons/cgi/online.
  5. Зарубина Д. В. Статья  «Почему подростки начинают курить». – 2011.
  6. Зельманов А.Б. Связи с общественностью в социальной сфере. Учебное пособие. – СПб. Изд-во Михайлова В.А., 2008.
  7. Каган М.С. Мир общения. – М.: Просвещение, 1987.
  8. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью: учеб. пособие. Практикум. – М., Академический проект, 2006.
  9. Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  10. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. – М.: 1983.
  11. Сайт Северо-Восточного федерального университета [электронный ресурс]. Режим доступа: www.s-vfu.ru
  12. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fguz-sakha.ru/news.php
  13. ФЗ от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_142515/
  14. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1993.

Корнилова Виктория Викторовна кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

Удовкина Мария Эдуардовна, Черевик Анна Николаевна – студентки 1 курса отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *