Ханова З.Д.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В БАШКИРСКИХ ШКОЛАХ

 DICTIONARY WORK AT LESSONS OF RUSSIAN IN THE BASHKIR SCHOOLS

З.Д. Ханова

Z.D. Khanova

 В данной статье рассматриваются аспекты словарной работы в преподавании русского языка как неродного, а также  предлагаются методические рекомендации по обогащению словарного запаса и развития грамотной, содержательной речи учащихся.

 This article discusses aspects of dictionary work in teaching Russian as a foreign language, and provides options exercises to enrich vocabulary and literacy development, informative speech of students.

Ключевые слова и фразы: словарная работа, русский язык как неродной, речь, словарный запас, орфоэпическое оформление слова, орфографический аспект, лексико-семантический аспект, синтаксический аспект.

Key words: dictionary work, Russian as a second language, speaking, vocabulary, pronouncing the word design, orthographic aspect, lexical-semantic aspect, syntactic aspect.

 Русский язык в образовательной программе является фундаментальной дисциплиной, способствующей развитию речи, формированию мышления, становлению обучающегося как личности, выполняющей воспитательные функции через текстовые упражнения, а также прививает любовь и интерес к русскому языку как языку межнационального общения. Действительно, ученики более активно познают окружающий мир через слово.

 Слово для человека является символом, знаком, который расшифровывает его значение. Знакомство с семантикой слова способствует развитию речи. Как сказал Ушинский К.Д.: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета» [1, 1956: 46].

Под влиянием научно-технического прогресса, смены формации появляются новые слова, чаще всего заимствованные, требующие не только знания их значения, но и использования их в общении, обогащения своего лексикона и развития речи. Эта задача в образовательных учреждениях возлагается на учителя, в частности на учителя русского языка.

По мнению Юсуповой З.М., развивать речь – это значит  систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мысли [4, 2013: 281].

Для учителя русского языка как неродного эта задача осложняется тем, что дети, обучающиеся вне языковой среды, воспринимают русский язык как иностранный. Именно поэтому обогащение словарного запаса учащихся требует особого внимания в процессе обучения русскому языку.

В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направление работы. Первое связано с обогащением словарного запаса, второе – с формированием навыков правописания. Поэтому на уроках слово рассматривается с четырех точек зрения: орфоэпической, лексико-семантической, орфографической и синтаксической [2, 2006: 52].

На уроках русского языка как неродного в первую очередь встает проблема орфоэпического оформления слова: произношение его в соответствии со звуковой действительностью русского языка. Поэтому, прежде всего, необходимо познакомить детей со звуковой оформленностью слова: написанное слово должно прозвучать. Учащиеся должны не только услышать, но и запомнить, как оно произносится [2, 2006: 52]. Во избежание речевых ошибок необходимо проделывать ряд таких упражнений, как записать на диктофон слова в двух вариантах: первое в орфографическом и второе – в орфоэпическом, дать прослушать и повторить за диктором; составить с ними словосочетания; предложить  работу с толковым словарем, в процессе которой  учащиеся знакомятся со значением слова, с постановкой ударения, с употреблением их в пословицах и фразеологизмах.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Учителя проводят огромную работу по обучению и воспитанию школьников. Но не все в одинаковой степени справляются с этой задачей. Особенно плохо обстоит с грамотностью учащихся, что является одной из главных причин их низкой успеваемости. Чтобы повысить общую успеваемость учащихся, необходимо добиться прочных орфографических навыков. Современная методическая литература рекомендует учителю, проверенных практикой приемов обучения орфографии, разумное использование которых помогло бы сделать учащихся вполне грамотными.

Учителю, прежде всего, необходимо знать основные приемы и методы преподавания русского языка, условия, обеспечивающие хорошие результаты занятий. Чтобы писать правильно, в соответствии с установленными нормами, учащиеся должны понять слово, отнести его к той или иной части речи и определить форму слова, вспомнить, какое орфографическое правило следует применить.

Весь этот сложный процесс протекает в сознании ученика иногда в одно мгновение, если он владеет словарем, грамматикой и правилами орфографии и имеет достаточный навык, приобретенный путем тренировочных упражнений.

Хорошо поставленная и систематически проводимая работа над словом создает предпосылки для правильного решения указанных задач во время письма. К работе над словом учителю необходимо подходить всесторонне – рассматривать слово со стороны смыслового значения, использования его для развития мышления и повышения культуры речи школьников, знания грамматики и орфографии. Все эти отдельно взятые стороны составляют единое целое. К сожалению, школьная практика показывает совершенно иное. На уроке учитель обращает внимание на новое слово, доводит до сознания школьников его значение и на этом чаще всего заканчивает работу. Он упускает из виду задачу пополнения активного словарного запаса учащиеся, обучения орфографически правильному письму.

Наблюдения показывают, что учащиеся допускают ошибки потому, что не понимают значения слов. Учитель должен на уроках объяснять новые трудные слова. Объяснить слово – это значит раскрыть его значение. Большие затруднения встречаются у учителя в выборе способов объяснения слов: работа над составом, знакомство с этимологией, образованием слова.

Необходимым инструментом на уроках русского языка являются лингвистические словари. Систематическое использование их позволяет привить любознательность, способствует повышению языковой и общей культуры учащихся.

Какой бы прием не использовал учитель  для истолкования слов, хороший результат получится лишь только тогда, когда учащиеся будут активны, внимательны к слову при работе над ним.

Для выработки орфографической зоркости необходимо в уроки вводить словарные диктанты, проделывать морфологический разбор слов и теоретически обосновать, чтобы усвоить орфографические правила. Важным видом деятельности является работа над ошибками.

Слово, кроме всего сказанного, имеет лексический фон – это знания об окружающей действительности, культуре, обычаях, которые скрываются за словом в сознании носителей языка.

Выявление глубины познания лексического значения слова и лексического фона учащимися возможно при помощи создания ассоциативного поля: с чем ассоцируется то или иное слово. Ассоциативное поле – это совокупность ассоциативных представлений так или иначе связанных с данным словом.

Язык – это основное средство приобщения школьников к жизни и культуре того общества, язык которого он изучает. Язык выступает и как культурно-историческая среда, которая способствует формированию вторичной языковой личности. Поэтому на уроках русского языка важно проводить работу со словами, текстом в национально-культурном аспекте.

Национальное своеобразие, народный взгляд на мир проявляется в самой номинации и внутренней форме слова, например, интересна внутренняя форма слов береза, дуб, подснежник и др.

Новое направление в лингвистике – когнитивная лингвистика, выдвигающая на первый план соизучение языка и культуры, вводит в науку термин «концепт» для обозначения ментальной единицы национально-культурного своеобразия языка.

Концепт – это как сгусток культуры в сознании, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И с другой стороны, концепт – это то, посредством чего рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» — сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее. Концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека [3, 1997:40].

Синтаксический аспект также играет важную роль. Ознакомившись с орфоэпической, орфографической, лексико-семантической структурой, необходимо грамотно составлять словосочетания, предложения, как простые, так и сложные. Для объединения вышеперечисленных аспектов будет актуальна работа над составлением словосочетаний, затем переделывать их в простые и сложные предложения, при этом соблюдать  орфографическую грамотность и использование слов в контексте.

Таким образом, хорошо организованная словарная работа обогащает словарный запас, развивает языковые, речевые, коммуникативные способности учащихся, повышает языковую культуру.

 Литература

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. – М., 1956. – С. 46.
  2. Захарова Н.З. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся // Актуальные проблемы преподавания государственных языков в образовательных учреждениях РБ: материалы  Республиканской научно-практической конференции (6-7 апреля 2006 г.). – Уфа: Издательство БГПУ. – С. 52.
  3. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – С. 40-76.
  4. Юсупова З.М. Роль словарной работы в развитии речи учащихся начальных классов национальной школы // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. 2013. № 2. – С. 281.

Ханова Залия Дамировна – аспирантка 1 года обучения, 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (русский язык) Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, г.Уфа

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *