Различные модели участия крупного бизнеса в социально-экономическом развитии местных территорий
Various models of participation of big business companies in social and economic development of local territories
В.В. Алексеев
V.V. Alekseev
Крупные предприятия промышленности, осуществляя на территории северных периферийных регионов свою хозяйственную деятельность, дифференцированно подходят к вопросам ведения социально ответственного бизнеса. Различные институциональные основы являются главным фактором такой дифференциации. Федеральное законодательство, нормативно-правовые акты правительства РФ, решения органов власти субъектов федерации, договора и соглашения между предприятиями промышленности и органами власти сформировали определенную институциональную основу, которая позволяет многим крупным российским компаниям принимать минимальное участие в социально-экономическом развитии местных территорий и регионов. Для развития социально ответственного бизнеса необходимо изучение зарубежного опыта по созданию соответствующей институциональной основы, внесение корректив в федеральное законодательство, совершенствование договорной базы между субъектами хозяйственной деятельности и органами власти.
The largest Russian industrial corporations, carrying out their entrepreneurial activities in the territories of the northern periphery regions, show various participation in social and economic development of regions, due to various institutional basis in the country. The federal legislation, decisions of the federal government and the governments of Russian territories, agreements between the industrial companies and the authorities reduce possibilities of many big companies to participate in social and economic development of local territories. In order to form the relevant institutional basis, it is necessary to research foreign countries experience of socially responsible business construction, develop federal legislation, improve agreements drafting process between the industrial companies and authorities.
Ключевые слова: социально ответственный бизнес, институциональная основа, участие в социально-экономическом развитии территорий, местные территории и регионы, федеральное законодательство.
Key-words: socially responsible business, institutional basis, participation in social and economic development of territories, local territories and regions, federal legislation.
Сегодня в Российской Федерации роль крупных предприятий промышленности в развитии отдаленных, северных территорий в рамках социально ответственного бизнеса определяется конкретными институциональными нормами.
Так, крупные корпорации осуществляют свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия) также в соответствии с сложившимися институциональными основами. При этом можно выделить вариативность институциональных условий, которые определяют различные формы участия предприятий промышленности в социально-экономическом развитии регионов и местных территорий. Можно выделить три основные модели социально ответственных предприятий промышленности, или три группы компаний, которые осуществляют деятельность с различным уровнем вклада в социальное развитие территорий.
Первую группу предприятий составляют крупные частные компании, которые частично и полностью выкупают активы региональных предприятий промышленности или горнодобывающей отрасли. Например, в 2005 году компания «Полюс Золото» стала собственником «Алданзолото ГРК», золотодобывающей компании республики. На территории Якутии ОАО «Полюс Золото» имеет два крупных актива — Куранахский ГОК и Нежданинское месторождение. На государственный баланс поставлены запасы золота в объеме 628,6 тонны.
С этого момента «Алданзолото ГРК» ежегодно заключает договора с муниципальными органами власти о сотрудничестве в области социально-экономического развития Алданского района. Однако фактически вклад компании ограничивается выплатой налогов, в основном, НДФЛ в местный (районный) и республиканский уровни бюджета. В компании трудятся свыше 2000 жителей района, на которых распространяется предусмотренный Трудовым кодексом РФ социальный пакет.
Также ЗАО «Полюс Золото» в июне 2011 года подписало с правительством Республики Саха (Якутия) трехлетнее соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. В рамках реализации данного соглашения компания участвовала в софинансировании строительства горно-геологического техникума в п. Хандыга Томпонского улуса с общежитием на 250 мест, также предоставляет различную благотворительную и спонсорскую помощь.
В данную группу предприятий входит и компания «Мечел», которая в 2007 году выкупила контрольный пакет акций ОАО ХК «Якутуголь», а также по итогам аукциона одновременно приобрела лицензию на разработку Эльгинского месторождения, имеющего крупнейшие запасы коксующегося угля в объеме 2,2 млрд. тонн.
С момента смены собственника «Якутугля» на территории функционирования компании — в Нерюнгринском районе — социально-экономическая ситуация остается сложной. Район имеет все показатели депрессивного региона: увеличивается отток трудоспособного населения из района, повышается уровень безработицы, усиливается социальная напряженность.
Социальная напряженность в районе во многом вызвана и кадровой политикой ОАО «Мечел». В июле 2013 года работники нерюнгринской автобазы технологического автотранспорта – одного из самых крупных подразделений «Якутугля» (более тысячи человек) — выразили крайнее недовольство зарплатой и организацией труда. Они выдвинули экономические требования к руководству компании, и в случае невыполнения их требований оставляли за собой право на забастовку.
Также руководители компании «Мечела» редко трудоустраивают выпускников бакалаврских программ Технического института, филиала Северо-Восточного федерального университета в г. Нерюнгри. Вместе с тем, в «Якутугле» по-прежнему работают несколько тысяч жителей Нерюнгри, вследствие чего компания сохраняет свой статус районообразующего (градообразующего) предприятия. «Якутуголь» выплачивает налоги, в основном НДФЛ, в муниципальный и республиканский бюджеты, формируя значительную долю доходов. На территории Якутии «Мечел» является компанией, не принимающей активного участия в реализации социальных проектов, но остается одним из крупных региональных налогоплательщиков.
Таким образом, ОАО «Мечел» (в лице ОАО ХК «Якутуголь»), ЗАО «Полюс Золото» (в лице «Алданзолото ГРК») выполняют необходимый минимальный объем участия в удержании и стабилизации определенного уровня социально-экономического развития, сохранении конкретных статистических показателей уровня жизни.
Вторую группу предприятий промышленности составляют частные компании, приобретающие право разработки месторождений путем участия в конкурсах. Согласно ст. 13.1 федерального закона «О недрах», предприятия обязаны участвовать в социально-экономическом развитии местных территорий на основе соглашений о сотрудничестве с региональными органами власти. Данное обязательство выступает критерием участия в конкурсе. Примером этого является компания ОАО «Сургутнефтегаз», которая реализует заключенный с правительством Республики Саха (Якутия) договор о социально-экономическом развитии территории от 8 декабря 2004 года. Также нефтегазодобывающая компания имеет договор о сотрудничестве с муниципальным образованием «Ленский район».
Деятельность ОАО «Сургутнефтегаз» позволила значительно повысить уровень жизни населения поселков Витим и Пеледуй в республике. Например, к 2009 году около 2 тысяч жителей обоих поселков, входящих в муниципальный район – Ленский, нашли работу на объектах компании. Это 22% от общего числа сотрудников компании, работающих на объектах «Сургутнефтегаза» на территории западной Якутии. Высокий уровень трудоустройства сыграл значительную роль в увеличении доходов жителей поселков, росте уровня покупательской способности. Существенно снизилась социальная напряженность, которая выразилась в уменьшении количества преступлений, снижении уровня алкоголизации населения, пьянства. Также за последние годы значительно повысилась собираемость доходной части районного бюджета.
В поселке Витим «Сургутнефтегаз» построил школу на 750 мест, детский сад на 240 мест на условиях софинансирования строительства с республиканским бюджетом, возвел жилой многоквартирный дом на 360 квартир для работников бюджетной сферы и незащищенных слоев населения. Также компания полностью профинансировала строительство внутрипоселковых дорог в Витиме. В Якутске компания также профинансировала строительство учебного корпуса Якутской сельскохозяйственной академии, плавательного бассейна «Чолбон», многих других социальных объектов, а также проведение различных спортивных мероприятий.
ОАО «Сургутнефтегаз» является вторым, после алмазодобывающей компании АЛРОСА, крупным налогоплательщиком в республиканский бюджет. В 2013 году компания перечислила в региональный бюджет налогов на сумму 7 млрд. руб. Поступления от «Сургутнефтегаза» составляют до половины доходной части бюджета Ленского района. Примечательно, что до прихода компании на территорию Якутии бюджет поселка Витим составлял всего 9 млн. руб., а сегодня уже более 80 млн. руб.
Реализация «Сургутнефтегазом» масштабных социальных проектов стала примером вклада предприятия промышленности не просто в улучшении показателей уровня жизни, но и в развитии качества жизни населения местной территории – Ленского района.
Третью группу предприятий промышленности составляют госкорпорации, такие, например, как «Газпром», которая разрабатывает Чаяндинское газоконденсатное месторождение на юго-западе Якутии. Корпорация, 100-процентным собственником которой является государство, приобрела право на разработку месторождения без участия в аукционе. Именно правительство РФ предоставила «Газпрому» право на разработку месторождения.
Основой для деятельности «Газпрома» на территории Якутии является государственная программа по созданию в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, так называемая Восточная газовая программа, которая в сентябре 2007 года была утверждена приказом министерства промышленности и энергетики РФ. «Газпром» назначен Правительством РФ координатором деятельности по реализации Восточной газовой программы.
«Газпром» функционирует на территории Якутии согласно своему комплексному подходу, который предусматривает синхронизированный ввод объектов и создание Якутского центра газодобычи. «Газпром» и правительство Республики Саха (Якутия) совместно реализуют соглашение о сотрудничестве и договоры о газификации районов республики. При этом перспективные и прогнозные ресурсы газа Якутии оцениваются в 10,4 трлн. куб. м. Чаяндинское месторождение является базовым для создания и развития Якутского центра газодобычи. Его запасы по категории C1+C2 составляют 1,2 трлн куб. м газа, 79,1 млн т нефти и конденсата.
Распоряжением правительства РФ от 16 апреля 2008 года «Газпрому» предоставлены права пользования недрами Чаяндинского месторождения. В декабре 2011 года «Газпром» получил лицензии на право пользования недрами Соболох-Неджелинского, Верхневилючанского, Тас-Юряхского и Среднетюнгского месторождений в Республике Саха (Якутия). В сентябре 2010 года Федеральное агентство по недропользованию утвердило Технологическую схему разработки Чаяндинского месторождения. В октябре 2012 года Правление «Газпрома» приняло окончательное инвестиционное решение — «Обоснование инвестиций в обустройство Чаяндинского месторождения, транспорт и переработку газа». Ввод в разработку нефтяной оторочки Чаяндинского месторождения планируется осуществить в 2014 году, а газовых залежей — в 2017 году.
Сегодня на Чаяндинском месторождении продолжаются геологоразведочные работы, и сегодня более половины запасов газа уже переведено в категорию разведанных. Полный комплекс геологоразведочных работ на месторождении планируется завершить в 2015 году. В г. Ленске создан филиал компании ООО «Газпром добыча Ноябрьск» — Чаяндинское нефтегазопромысловое управление, которому поручено обустройство и разработка месторождения.
Очевидно, что правительство РФ своими решениями сформировало специальную институциональную основу – нормы и правила деятельности госкорпорации в регионе, согласно которым «Газпрому» созданы все условия для эффективной разработки месторождений. Госпрограмма, нормативно-правовые акты, решения федеральных органов власти направлены на всемерную поддержку газовой компании.
«Газпром» не функционирует в качестве социально ответственного бизнеса, что определяется институциональной основой, созданной органами власти, в основном, для ведения эффективной хозяйственной деятельности.
Как видим, различные институциональные основы определили разное участие предприятий промышленности в развитие региона. Представитель каждой из трех групп имеет договоры и соглашения о сотрудничестве в области социально-экономического развития территорий региональными и муниципальными органами власти. Однако эти соглашения не обеспечивают ведение предприятиями социально ответственного бизнеса. Как правило, условия вклада компаний в развитие территорий, отраженные в этих соглашениях и договорах, недостаточно конкретны. Формирование параметров вклада компании в решение социально-экономических проблем территории и региона осуществляется путем индивидуальных переговоров между компанией и правительством региона. При этом, как правило, в процессе обсуждения и принятия решений не участвуют общественность, местные сообщества, население региона в целом. Таким образом, предприятия промышленности, в основном, остаются недостаточно транспарентными для общественности и населения территорий.
Как правило, участие компаний ограничивается привлечением небольшого количества местных жителей на объектах предприятия, выплатой минимального набора налогов в местный и региональный бюджеты. Предприятия промышленности, горнодобывающие компании преследуют цель по получению коммерческой прибыли в максимально быстрые сроки.
Но даже небольшое участие предприятий выражается в различных количественных показателях, которые отражают определенный рост или стабилизацию уровня жизни.
Представители второй группы предприятий принимают самое активное и широкое участие в социально-экономическом развитии республики. Такое участие можно определить как вклад не только в улучшение некоторых показателей по уровню жизни, но и конкретное участие в улучшение качества жизни.
Как известно, существуют несколько определений качества жизни. Наиболее распространенным определением является то, что «качество жизни представляет собой сложную синтетическую категорию, аккумулирующую все существенные для личности условия существования, уровень развития и удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. К компонентам этой категории отнесены товары и услуги, доходы, сбережения, духовные потребности, личная безопасность, а также состояние среды обитания (экологическая обстановка). Качество жизни объединяет многие аспекты уровня жизни населения. Важнейшими из них выступают стандартные меры экономического благосостояния: доходы населения, социальное обеспечение, потребление материальных благ и услуг» [1, 2013: 364]
Различные модели участия предприятий промышленности в развитие территорий отображены в таблице № 1.
Таблица № 1. Основные модели участия предприятий промышленности в развитие территорий
Модели | Первая группа (приобретение активов предприятий) | Вторая группа (участие в конкурсах) | Третья группа (госкорпорации) |
Институциональная основа | Договора и соглашения с региональными и муниципальными органами власти | ФЗ «О недрах», документы об участии в аукционе, договора и соглашения с региональными и муниципальными органами власти | Договора и соглашения с региональными и муниципальными органами власти |
Формы участия компании в развитии территорий | Минимальный сбор средств в региональный и местный уровни бюджета | Участие в реконструкции и строительстве социальных объектов, реконструкции и строительстве магистральных и внутридворовых дорог, спонсорская помощь, др. | Минимальный сбор средств в региональный и местный уровни бюджета. |
Участие в реализации социальных программ региона. Результат как вклад в повышение качества жизни, или максимальный вклад (результат). Стабилизация или незначительный рост показателей социально-экономического развития территорий.
Минимальный объем поступлений налогов в региональный и местный бюджеты.Снижение напряженности, вызванной очередями в детские сады, частичное решение проблемы нехватки школ, снос ветхих и аварийных зданий, безопасность уличного движения, комфортность проживания.
Значительные налоговые поступления в бюджет.Реализация социальных программ, например, газификация населенных пунктов. Минимальный объем поступлений налогов в региональный и местный бюджеты.
Как видно из таблицы, только действие федерального закона «О недрах», реализация которого обеспечена реальными механизмами, а также субъективная позиция топ менеджмента предприятий промышленности позволяет вести деятельность в рамках социально ответственного бизнеса. Однако действие ФЗ «О недрах» распространяется не на всех субъектах хозяйственной деятельности, направленных на добычу природных ресурсов.
Главными факторами минимального вклада предприятий промышленности в развитие периферий является несовершенство федерального законодательства, норм и правил, регулирующих социальную ответственность бизнеса. Также можно отметить, что сегодня в России, в основном, участие корпораций в деятельности по повышению уровня жизни и улучшению качества жизни осуществляется на бессистемной основе.
Рассмотрев приведенные данные, можно задаться вопросом: как привлечь крупный бизнес к активному участию в социальной жизни территории? С чего надо начать, какие управленческие решения на уровне руководства страны принять, чтобы создать систему по широкому участию корпораций в развитие территорий-периферий.
В некоторых зарубежных странах достаточно эффективно создали правовую (институциональную) систему по обеспечению социально ответственного бизнеса. Например, в Канаде действуют законы «О крупных корпорациях», «О доступе к информации к правительственной информации», которые создают основу для такой системы.
Для обеспечения социальной ответственности бизнеса необходимо, в первую очередь, достигнуть транспарентности и подотчетности крупных корпораций перед местным сообществом, населением, коренными малочисленными народами Севера. Согласно канадскому закону «О доступе к правительственной информации», наряду с органами власти, госкорпорации обязаны предоставлять населению полную информацию о деятельности на территории, где планируется и ведется разработка месторождений. Таким образом, корпорации становятся подотчетными перед населением и органами местного самоуправления, общинами коренных малочисленных народов Севера, и совместно с населением территорий решают, какие социальные проблемы необходимо решать в первую очередь.
Система транспарентности создает предпосылки для того, чтобы крупные предприятия промышленности принимали широкое участие в социально-экономическом развитии периферийных, в том числе северных, регионов.
Литература
1. Попов А.А., Мыреев А.Н. Качество жизни населения в условиях рыночной экономики: учебное пособие. Якутск, 2013. – 392 с.
2. Законотворчество в Канаде // О. С.В. Кабышев. М., 2006. – 272 с.
3. Институты транспарентности государственного управления: канадский опыт для России // Афанасьев О.В. и Кабышев С.В., М., 2006. – 205 с.
4. Оценка эффективности освоения территории. Выпуск 2 // М.Ю. Присяжный, Якутск, 2010. – 280 с.
5. Сайт корпорации «Газпром»: http://www.gazprom.ru/about/production/
6. Сайт группы компаний «Мечел»: http://www.mechel.ru/sector/mining/yakutugol
7. Сайт группы компаний «Полюс Золото»: http://www.polyuszoloto.info/informatsiya-o-predpriyatiyakh-gruppy-polyus/oao-aldanzoloto-grk/
Алексеев Виталий Владиславович – доцент кафедры североведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова