Методы изучения чтению
Studying methods to reading
Олесова С. Г., Федорова А. В.
Olesova S. G., Fedorova A. V.
О том, что современное поколение перестало читать, не раз писали методисты, учителя .Это глобальная проблема, требующая новых методов. «Если человек не может наслаждаться чтением книги снова и снова, нет никакого смысла в чтении вовсе»- пишет Оскар Уайльд. Читая, испытывать эстетическое удовольствие, а не брать книгу с целью получения хороших «отметок- такая задача стоит перед современным учителем литературы. В статье выявлены некоторые методы, которые помогут пробудить любовь к чтению у учеников.
About that the modern generation ceased to read, methodologists, teachers wrote more than once. It is the global problem demanding new methods. «If the person can’t enjoy reading the book again and again, there is no sense in reading at all» — Oscar Wilde writes. Reading, to feel esthetic pleasure, instead of to take the book for the purpose of receiving good «marks — such task faces the modern teacher of literature. In article some methods which will help to awaken love to reading in pupils are revealed.
Ключевые слова и фразы: методы изучения чтению, эстетическое удовольствие, методика преподавания литературы.
Keywords and phrases: studying methods to reading, esthetic pleasure, technique of teaching of literature
Мир меняется со скоростью света. Возникают современные технологии, обеспечивающие удобства, комфорт человеку. Главным достижением цивилизации является Интернет. С Интернета начинается и заканчивается каждый день современного человека. Быстрое нахождение нужной информации, общение, приобретение нужной вещи и т.д.- все это на нынешний день человек может сделать за считанные секунды с помощью Интернета.
Актуальность темы: Интернет заменил человеку такое эстетическое удовольствие, как чтение. Нынешний современный человек в потоке обыденной суеты не засиживается с книгами и нужную информацию находит за считанные секунды, лишь нажав кнопку «найти».А ведь чтение является главным фактором развития личности.
Цель работы: Посодействовать выявлению новых методов обучению чтения.
Внучка одного из зачинателей якутской литературы, классика- поэта А.И.Софронова- Алампа, работающая в военкомате сказала одну очень нужную вещь: « Как показывает статистика, хорошо служат те, которые прочли произведения классиков-поэтов своей литературы». О чем это говорит? Это говорит о том, что чтение, помимо от всех благоприятствующих факторов, зарождает в человеке «свое- Я», обеспечивая легкую адаптацию в контексте других культур. В своей монографии «Урок литературы- сотворчество» Е.М. Поликарпова отмечает: «В духовном становлении личности, несомненно, родником, первоисточником является родная литература, духовное сокровище родного народа, его эстетическая и этическая ценность. Только тот человек, который овладел способностями эстетического восприятия произведений искусства слова на родном языке, приобретает возможность духовного познания иноязычной литературы».
Любовь к чтению у людей чаще всего зарождается со школьных скамей. В начальных классах есть предметы чтение по русскому и чтение по якутскому («ааҕыы»). Эти предметы способствуют развитию чтения в целом, также умению читая понимать текст.
Более подробное знакомство с литературой происходит в старших классах(5-11 классы). В старших классах чтение как отдельный предмет не вводится. Чтением занимаются на уроках литературы. И в русской, и в якутской литературе тексты даются сжатые или неполные.
Огромной проблемой становится то, что дети читают произведения не из желания, а из-за побуждения. Чтение книг стало не удовольствием, не желанием, а всего лишьспособом получить хорошую отметку.
Одной из причин незаинтересованности учеников родной литературой может послужить отсутствие произведений в электронном варианте.Эта задачу берут в свои руки будущие методисты якутской литературы.
Побудителем интереса к чтению могут еще служить различные встречи с писателями, походы в театры и в литературные музеи, поездки по родным местам писателей и т.д. Это все невозможно устроить, ограничиваясь лишь одним уроком. Разумным выходом методисты выявляют внеклассное чтение. О данной методике писали такие методисты какН.А. Рыбникова, Ю.О. Богданова, Е.М. Поликарпова и др.
Ю.О. Богданова в книге «Методика преподавания литературы» пишет: «Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способом творческого самовыражения- возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли актера, художника, экскурсовода и т.п.».
В 5-7 классах ученики более подвижны. Для них характерны интеллектуальные игры, театральные постановки, театры. В младших классах у детей наблюдается спортивный дух, а именно «сражение друг с другом»( «кто ответит на все вопросы правильно?»).Театральные постановки содействуют творческому мышлению ребенка. Театры содействуют духовному развитию ребенка.
Немного часов внеклассного чтения можно уделить вниманию на лексику определенного писателя. В якутских художественных произведениях, вошедших в учебный план, есть достаточно много слов – историзмов, которые препятствуют полному пониманию текста. В целях ознакомления с данными словами, можно использовать мультимедийные видеоролики, дающие ученику объяснение использования слов- историзмов. Данное задание можно дать ученикам 8-9 классов: снять короткометражное ролики, ознакамливающие со словами историзмами в действии. Этот же материал можно показать ученикам 5-7 классов.
«Подобное притягивается подобному». Якутская литература богата произведениями, показывающими сферу деятельности какой-либо профессии. Для старшеклассников, примерно, знающих в какую сферу деятельности они пойдут работать, можно подобрать произведения, в которых главными героями выступают люди их профессии.
Это только одни из нескольких вариантов метода обучения чтению. Строгая классификация внеклассной работы невозможна, так как она многовариантна. В 19 веке К.Д. Ушинский высказал суждение: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств- глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений даже, если возможно обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания». Каждый учитель литературы должен понимать важность этой составляющей.
Литература
1) http://azps.ru/articles/kid/
2) http://psycabi.net/detskaya-psikhologiya
3) Богданова О.Ю. «Методы преподавания литературы»,Москва, 1995
4) Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы. Москва. 1999
5) Выготский Л.С. «Педагогическая психология»
6) Золототрубова Н.НМетодика преподавания литературы: Учебное пособие. Москва. 2007
7) Поликарпова Е.М. «Урок литературы- сотворчество», Якутск, 2011
8) Рыбникова Н.А. «Детское чтение- методы изучения» Ленинград, 1928
9) Эльконин Д.Б. Возрастная психология. Новосибирск. 2009
10) Эльконин Д.Б. Психология игры. Новосибирск. 2005
Олесова Саргылана Гаврильевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания якутского языка и литературы института языков и литературы народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова;
Федорова Анна Васильевна — студентка 4го курса отделения методики преподавания якутского языка и литературы института языков и литературы народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.