Изучение особенностей формирования согласования у детей с общим недоразвитием речи
Studying the features of formation coordination in children with general speech underdevelopment
Н. В. Черепкова, И. В. Сотникова
N. V. Cherepkova, I. V. Sotnikova
В статье рассмотрены основные теоретические аспекты особенностей согласования в речи детей. Проанализированы работы Жуковой Н.С. Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б., Алексеевой М.М., Яшиной В.И., Арушановой А.Г, Коротковой А.В., Дроздовой Е.Н. Представлен анализ результатов проведенного обследования согласования у детей с общим недоразвитием речи. Предложена коррекционно-логопедическая программа по формированию согласования у детей с общим недоразвитием речи.
The article describes the main features of the theoretical aspects of coordination in children’s speech. Analyzed work Zhukova N.S., Mastyukovoy E.M., Filicheva T.B., M.М. Alexeeva., Yasha V.I., Аrushanova A.G., Korotkova A.V., Drozdovoj E.N. Presents an analysis of the survey coordination in children with general speech underdevelopment. Proposed correctional speech therapy program for the formation of coordination in children with general speech underdevelopment.
Ключевые слова: согласование, общее недоразвитие речи, коррекционно-логопедическая программа.
Key words: coordination, general underdevelopment of the speech, correctional and logopedic program.
В качестве важнейшей психической функции человека следует выделить речевую функцию. В процессе речевого развития формируется как познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления. Речевая деятельность, при помощи которой человек имеет способность к общению, позволяет вступить в специфически человеческий социальный контакт, что в свою очередь способствует формированию и уточнению представлений ребенка об окружающей действительности и в то же время происходит совершенствование форм ее отражения.[1, 2009]
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.[5, 1989]
На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу различных этиологий. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей является общее недоразвитие речи (ОНР).
Сегодня достаточно полно представлен анализ особенностей овладения лексическим и грамматическими компонентами оформления речевого высказывания при общем недоразвитии речи (ОНР). [1, 2009]
Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Жукова Н.С. Мастюкова Е.М Филичева Т.Б., Алексеева М.М., Яшина В.И., Арушанова А.Г, Короткова А.В., Дроздова Е.Н. и многие другие. [2, 2008]
Группой ведущих ученых — Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Л. Ф. Спировой, Н.А. Никашиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой, И.К. Колповской, было доказано существование прямой зависимости между уровнем развития детской речи и возможностью овладения грамотностью ребенком.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется ограниченностью и неточностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.
Ограниченность лексики, несформированность грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, проявляются и в нарушении словообразования и словоизменения. [6, 2010]
Практика показывает, что у многих детей при поступлении в школу обнаруживаются нарушения речи. В связи с этим проблема правильности и чистоты детской речи представляется очень серьезной и требует немедленного решения.
Согласно современным представлениям, развиваемым в лингвистике, психолингвистике, психофизиологии, слово рассматривается как одна из основных единиц языка, имеющая сложное строение. Слова связаны друг с другом смысловыми связями, которые организуют семантические поля. По мере развития словаря слово включается в сложную систему парадигматических и синтагматических связей.
В классической литературе Р.Е. Левиной выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.
Многолетний опыт обучения детей с недоразвитием речи, изучение динамики их продвижения в речевом развитии позволили обосновать необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи. Т. Б. Филичева к нему отнесла детей с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. [2, 2008]
Психолингвистический подход позволяет выявить особенности овладения лексикой детей с общим недоразвитием речи. Они являются следствием ограниченного запаса представлений, малой активизации словаря в различных видах деятельности, недостаточностью дифференциации сходных объектов, что в целом сказывается и на уровне развития сознания дошкольников. [9, 2010]
Анализ лингвистического аспекта позволил выявить развитие согласования в онтогенезе. Формирование грамматического строя речи и словоизменения в онтогенезе тесно связано с общим речевым развитием ребенка. К концу дошкольного возраста в результате развития и усложнения видов деятельности ребёнка и форм его общения с окружающими его людьми имеет место значительный прогресс в практическом овладении ребёнком родной речью. Также рассмотрена структура согласования и особенности построения фразы ребенка.
В психофизиологическом аспекте можно выделить особенности механизмов работы высшей нервной деятельности в программировании и актуализации согласованной речи.
Необходимо учитывать, что на современном этапе среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста, которые в ближайшие несколько десятилетий будут определять стратегические приоритеты нашей страны.
По мнению многих теоретиков и исследователей в психологии (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко,Д.И.Фельдштейн, А.А.Деркач, А.И.Донцов, Б.А.Сосновский), социальные факторы, активно взаимодействуя с психолого-биологическими основами субъекта, часто оказывают деструктивное воздействие на конституционально-типологическую предиспозицию субъекта, результатом чего является срыв конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации. Психологическая устойчивость детей к неблагоприятным условиям микро- и макросоциума снижается, в связи с чем, фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, приводя к нарушению функциональной активности индивидуального барьера психологической и психической адаптации. В результате чего, может привести к различным нарушениям, в том числе и к речевым. [9, 2013]
Формирование согласования слов является необходимым условием для успешного обучения в школе. Уровень сформированности словоизменения и грамматического строя речи, является важнейшим фактором овладения чтением, письмом, орфографией. [3, 2012]
Развитие и формирование согласования, уточнение значения слова,формирование лексической системности имеет большое значение и для развития познавательной деятельности ребенка. [4, 2008]
Вместе с тем, поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций. С учетом постоянного увеличения числа детей с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико – грамматических средств речи и согласования слов занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых важных, следовательно, данная проблема актуальна.
Для развития согласования у детей с ОНР необходимо построение системы коррекционно-логопедической работы. При формировании коррекционной работы нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка,его психическое и физическое развитие. Коррекция отклонений речевого развития у детей с ОНР является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, главная цель которой обеспечения готовности этих детей к обучению грамоте. Это будет способствовать формированию навыка согласования у детей с ОНР. [3, 2012]
На основании вышеизложенного можно обозначить цель нашего исследования: изучение процесса согласования у детей с общим недоразвитием речи, и подбор наиболее эффективных методов и приемов коррекционно – логопедической работы по развитию и формированию согласования.
Нами было проведено исследование согласования у детей с ОНР. В исследовании приняли участие дошкольники 5-6 лет с ОНР. Исследование проводилось по методике, составленной на основе работ авторов — Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В., Алексеевой М.М., Яшиной Б.И., Тихеевой Е.И.,: «Обследование согласования у детей с общим недоразвитием речи». Методика имеет 10 заданий.
Результаты методики показали, что большинство детей имеют значительные трудности в согласовании слов. Заданиявызвали сложности в определении окончания существительных. Допускались ошибки в расстановке ударений. Инструкцию задания приходилось повторять несколько раз. На выполнение задания в среднем один ребенок тратил 2 минуты.
При выполнении задания на согласование числительных с существительными дети допускали ошибки в употреблении существительных во множественном числе в согласовании с числительным. Следовательно, у большинства детей сложности вызывало изменение существительного в соответствии с числительным.
При выполнении задания на согласование прилагательных и числительных с существительными дети испытывали сложности так, как задание усложняется добавлением прилагательного. Детям сложно сообразить и воспроизвести последовательно и правильно предложение. Допускались ошибки в правильной постановке слов, в окончании существительного и прилагательного. Следовательно, усложнение заданиявызывает трудности у детей, и нарушает грамотность в построении предложения.
При выполнении задания на согласование глагола и существительного в числе, дети путали числа. Следовательно, у детей с ОНР отстает от нормы понимание множественного числа глагола с существительным.
Задание на согласование притяжательных местоимений с существительнымидети выполнили в целом не плохо, но путали местоимения «мое» и «моя». Следовательно, дети с ОНР недостаточно овладели притяжательными местоимениями.
При выполнении задания на согласование прилагательного с существительным, дети не испытывали серьезных трудностей, но ошибались в согласовании существительного среднего рода с прилагательным. Следовательно, у детей с ОНР не сформировано в полной мере согласование прилагательного с существительным.
При выполнении задания на согласование прилагательного с существительным в роде и числе дети испытывали трудности так, как задание усложняется. Детям с ОНР сложно правильно составить и назвать словосочетания на дифференциацию родов и чисел прилагательного в согласовании с существительным.
При выполнении задания на согласование прилагательного с существительным, и образование уменьшительных форм прилагательных у детей отмечались сложности. При образовании уменьшительных форм, слово удлиняется, и дети с ОНР не могут правильно и без ошибок воспроизвести слово в согласовании с другим. Следовательно, дети не могут правильно выполнить задание на согласование прилагательного с существительным в уменьшительной форме, в виду наличия ОНР.
При выполнении задания на согласование глаголов 3 лица настоящего времени и существительных в числе, дети испытывали трудности так, как задание усложнено. Дети не понимают лица глаголов, поэтому согласование было нарушено.
При выполнении задания на согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе, роде, детям сложно было ориентироваться в ответах. Это задание вызывало наибольшие сложности. Дети допускали большое количество ошибок в согласовании глагола 3 лица прошедшего времени с существительным среднего рода. Также отмечались ошибки в определении числа существительных. Следовательно, у детей с ОНР 3 уровня согласование существительных и глаголов сформировано лучше, чем согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде. Это свидетельствует о том, что усложнение задания приводит к трудностям выполнения задания, и к возникновению ошибок при согласовании.
Задание на согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа, дети выполняли с ошибками, долго и с большими усилиями. Допускали ошибки в определении правильного согласования прилагательного с существительным в единственном и множественном числе, в женском, мужском и среднем роде. Следовательно, у детей с ОНР 3 уровня не в полной мере сформировано согласование.
Согласование у дошкольников с ОНР отстает от нормы. Дети меняют слова местами, что нарушает целостность высказывания. Это ведет к нарушению фразовой речи. При согласовании слов дети не могут правильно их систематизировать, не нарушая структуру слова.
Таким образом, в результате обследования дошкольников было выявлено, что согласование сформировано на низком уровне. Это обусловлено наличием общего недоразвития речи. Был выявлен также средний уровень, который характеризуется недостаточным пониманием инструкции задания. Требуется повторная инструкция. В некоторых случаях неоднократное повторение. Дети допускают ошибки, но могут исправить их самостоятельно после обдумывания. Выполнение задания возможно с помощью подсказки или наводящих вопросов. Для среднего уровня характерны нарушения звукопроизношения, наличия аграмматизмов, замен, искажений в речи. Неправильная расстановка ударений. Наличие ошибок в употреблении окончаний.
На основании полученных данных можно заключить, что комплексное обследование, проведенное с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста, позволило целостно оценить способность детей к согласованию основных частей речи в различных формах рода, числа, лица, времени — от элементарных до наиболее сложных. Дети допускают ошибки при построении правильно оформленного предложения. Опускают предлоги, смазывают окончания. Меняют местами слова в предложении. В результате чего теряется общий смысл высказывания.
Проведенное нами обследование в дальнейшем позволило, наиболее плодотворно построить коррекционно-логопедическую работу по формированию согласования у дошкольников с ОНР.
На основе полученных результатов нами была выбрана коррекционно – логопедическая программа, направленная на формирование согласования у детей с ОНР 3 уровня.
В работе с детьми с ОНР по формированию согласования нами использовалась программа «Формирование согласования у дошкольников с общим недоразвитием речи», разработанная Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В., и подробно описанная в пособии «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)», в разделе «Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи разработана программа. [3, 2008]
Трудности осознания детьми с ОНР предлагаемых заданий приводят к необходимости расширять ориентировочную часть, т.е.
– неоднократно повторять задания;
– выделить в материале ориентировки;
– использовать инструкции с несколькими требованиями, предусматривающие речевое проговаривание действий;
– опираться на показ картинок, наводящие вопросы.
Формирование согласования у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с общим недоразвитием речи предполагает формирование умений связывать слова между собой, планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Каждое направление включает в себя конкретные задания, систему развивающих упражнений, коррекционная работа по выделенным направлениям, с помощью подобранных упражнений будет способствовать формированию навыка согласования и устранению выявленных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Программа «Формирование согласования у детей с общим недоразвитием речи» должна реализоваться:
- В разных формах работы с детьми (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях);
- В разных видах деятельности детей (в образовательной, в изобразительной деятельности, в процессе музыкального воспитания, на занятиях по художественной литературе, на прогулках и пр.);
- В процессе работы педагогов в детском саду и родителей в семье.
Таким образом, согласование важный речевой процесс, который грамматически правильно связывает между собой слова в предложениях. При нарушении согласования теряется смысл высказывания. Согласование является неотъемлемым компонентом речевой деятельности. У детей с ОНР согласование недостаточно сформировано. Поэтому необходима своевременная коррекционно-логопедическая работа по формированию согласования у детей с ОНР.
Литература
- Волкова Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия. – М.: 2009.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: 2008.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: 2012.
- Малашихина И.А., Черепкова Н.В., Эм Е.А Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. – Ставрополь.: 2008.
- Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: 1989.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. – М.: 2010.
- Черепкова Н.В., Губина С.В. Исследование мышления у детей с нарушениями речи // В мире научных открытий. 2010. № 4-18. С. 161-162.
- Черепкова Н.В., Хаткова Д.Э. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста // В мире научных открытий. 2010. № 4-18. С. 155-157.
- Черепкова Н.В. Феноменологические признаки конституционально-типологической недостаточности у дошкольников // Вестник Северо-Кавказского университета. 2013. № 4 (37). С.191-195.
Черепкова Наталья Викторовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.
Сотникова Ирина Васильевна — студентка 5 курса Специальности «Логопедия. С дополнительной специальностью «Специальная психология», ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.