Никонова Н. И., Бурнашева Т. Г.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОЛЬКЛОРА 

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PUPILS OF THE 5 TH CLASS WHEN STUDYING FOLKLORE

Н. И. Никонова, Т. Г. Бурнашева

     N. I. Nikonova, T. G. Burnasheva

В данной статье говорится о развитии творческих способностей учащихся при изучении фольклора в пятом классе. Статья раскрывает содержание понятия «творческие способности». Значительное внимание уделяется методам и приемам, способствующим развитию творческой личности. В заключении раскрывается, что работа с фольклорным материалом предоставляет огромные возможности для развития у школьников таких качеств,  как внимание, наблюдательность,  воображение,  память.

In this article it is spoken about development of creative abilities studying when studying folklore in the fifth grade. Article opens the content of the concept «creative abilities». The considerable attention is paid to methods and the receptions promoting development of the creative person. In the conclusion reveals that work with a folklore material gives huge opportunities for development in school students of such qualities, as attention, observation, imagination, memory.

Ключевые слова и фразы: творческая личность, креативность, показатели творческих способностей, Курдюмова, Выготский.

Key words: creative person, kreativnost, indicators of creative abilities, Kurdyumova, Vygotsky.

Первые шаги в самостоятельную жизнь ребенок делает в школе. И результат его труда, как правило, зависит от личности учителя, от его энтузиазма, знаний, способности увлечь воспитанников творчеством. Необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, из познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Проблема развития творческих способностей разрабатывалась зарубежными и отечественными психологами и педагогами Гилфорд Д., Дьюи Д., Джефф Петти, Выготским Л.С., Тепловым Б.М. Особенности устного народного творчества в литературном образовании школьников рассматривались в трудах Коменского Я.А., Ушинского К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Аникина В.П., Шафранской Э.Ф.

Творческая личность — «это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных и волевых качеств, а также задатков, способностей и талантов» [1, 2009: 392].

Основной особенностью творческой личности является креативность:

Креативность (творческая способность) – «способность сделать  или каким – либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства» [1, 2009: 272].

Творческие способности разделяют на три группы:

  • связанные с мотивацией (интересы и склонности);
  • связанные с темпераментом (эмоциональность);
  • умственные способности (врожденные способности ребенка).

Творческие способности характеризуются изменчивостью, индивидуальной степенью выраженности, высокой степенью овладения человеком знаниями, умениями и навыками. Условиями успешного развития творческих способностей школьников является открытость их всему новому, любознательность, положительное отношение к учителю и стремление ему подражать, эмоциональная окрашенность творческой деятельности.

Ученые выделяют следующие показателями развития творческих способностей школьников:

  • оригинальность (способность младшего школьника давать неординарные ответы, требующие проявления творчества);
  • абстрактность названия (способность трансформации образной информации в словесную);
  • беглость (способность ребёнка продуцировать большое количество осмысленных идей);
  • творческого мышления; невербальное воображение (создание учащимся новых образов объектов  окружающей действительности);
  • наглядно-образное  мышление (оперирование младшим школьником различными образами и наглядными представлениями при решении задач);
  • позитивное эмоциональное отношение к творческому учителю;
  • эмоциональные переживания ребёнка, возникающие в процессе творческой деятельности;
  • творческая мотивация (внутренние побудители к творческой деятельности, связанные с удовлетворением потребности ребёнка в творчестве).

Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Сюда можно отнести и переход учащихся из начальной (9-11 лет) в среднюю школу. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию.

Однако этот уровень развития учащихся не одинаков. У кого-то он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других достигает едва допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться разного рода трудностями.

У детей в этом возрасте появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях.

По мнению Льва Семеновича Выготского [2], все, что требует творческого пересоздания, все, что связано с изобретением нового, нуждается в непременном участии, фантазии, причем фантазия должна рассматриваться как функция, которая связана как с эмоциональной жизнью, так и с интеллектуальной. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека, и именно в переходном возрасте, сближаясь с мышлением в понятиях, она получает широкое развитие. В фантазии подросток предвосхищает свое будущее, а, следовательно, и творчески приближается к его построению и осуществлению. Фантазия подростка более творческая, чем фантазия ребенка, хотя и менее продуктивна, чем фантазия взрослого человека.

Основной задачей современного литературного образования является освоение учащимися духовных ценностей, развитие художественно-эстетического вкуса и творческого потенциала школьников, формирование их нравственных позиций. Обогащение педагогического процесса фольклором служит действенным методом воспитания ребёнка. Устное народное творчество содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей. Детям свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. В силу своей единой (неразделенной) природы, укоренившимися традициями свободного изменения, импровизации, фольклор является благодатной почвой для формирования у детей творческих способностей.

По программе Тамары Федоровны Курдюмовой [3] на изучение устного народного творчества (фольклора) дается 14 часов. Круг произведений русского фольклора достаточно широк: сказки, былины, народная кукольная комедия, малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Выбранные произведения фольклора соответствуют психолого-возрастным особенностям учащихся. Это первый этап литературного образования школьников, с которого начинается освоение литературы как самостоятельного предмета.

На уроке должно быть разнообразие способов работы. Это побуждает учащихся к активности. При этом надо учитывать, что у детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития: наглядно-действенное, причинное, эвристическое мышление.

Наглядно-действенное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. На этом этапе наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. Наглядно-образное мышление практически неразличимо с воображением.

Причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Способность управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиций выдвинутых гипотез являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления.

Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называютэвристическим.

Таким образом, развитие творческих способностей обучаемых 5 класса при изучении фольклора можно представить в виде следующей таблицы:

Система формирования творческих способностей учащихся

 при изучении фольклора

Таблица 1

Тема Методы и приемы

Особенности урока

«Фольклор. Малые жанры фольклора» (Пословицы и поговорки)
  • Музыкальное сопровождение (народная музыка в начале урока);
  • «Мозговая атака» (знания об унт);
  • Диалог;
  • Игра «найди отличия»;
  • Творческое д/з (сделать книжку-малышку)
Урок проводится в форме диалога для того чтобы попытаться узнать общую речевую активность каждого ребенка. Даются такие задания, которые способствуют развитию воображения, творческого мышления, оригинальности. Примеры развивают наглядно-образное мышление.

Д/з позволяет проявить индивидуальные качества

«Коллективная мудрость народа. Загадки»
  • Урок-путешествие;
  • Работа в группах;
  • Сочинение (загадки);
  • Сопоставление с фрагментом другого текста (Дж.Р.Толкиен «Хоббит»);
  • Найти однокоренные слова к слову «загадка»
Форма урока позволяет развивать воображение ребенка. Способствует самовыражению каждого учащегося. Развивает такие качества как наблюдательность, общительность. С помощью наглядного материала учатся абстрагировать. Сопоставление с другим текстом и сама тема мотивируют учащегося на творческую активность. Что способствует к самостоятельной исследовательской деятельности
«Что сделалось смешным, не может быть опасным» (Анекдоты)
  • · Ассоциативный ряд;
  • · Чтение с остановками, ответы на вопрос
Тема урока помогает раскрыть индивидуальные качества ребенка (не каждый человек понимает анекдоты и шутки). Материал помогает развитию наглядно-образного мышления, речевой активности (общительности), воображения, памяти, оригинальности
«Песни, частушки – возвращение к истокам»
  • · Музыкальное сопровождение (частушка из м/ф «Летучий корабль»);
  • · Творческое задание (написать частушки);
  • · Найти отличительные особенности песни и частушки, нарисовать в виде таблицы;
  • · Отгадать (вспомнить) другие названия частушек
Музыкальное сопровождение эмоционально настраивает на урок, способствует к творческой активности. Задания развивают творческое  и наглядно-образное мышление, память, оригинальность. Объем позволяет восприятию большого количества материала.
«Главный герой ярмарки»

(Кукольный театр русских
ярмарок и гуляний..Пьеса «Озорник Петрушка»)

  • · Творческое задание (нарисовать афишу);
  • · Ассоциативный с именем Петрушка;
  • · Устное словесное рисование
Урок проводится в форме диалога, что позволяет развитию речевой активности. Примеры, задания способствуют самовыражению каждого учащегося. Каждый ребенок выполняя задания показывает свои умственные способности, творческую мотивацию. Проверка д/з – проверка оригинальности, воображения (фантазии), самостоятельности ребенка

Таки образом, работа с фольклорным материалом предоставляет огромные возможности для развития у школьников таких качеств,  как внимание, наблюдательность, воображение,  память. Народное поэтическое творчество – искусство устное. Приобщение к нему развивает речь, формирует определенные умения и навыки. Углубленное и систематическое изучение фольклора позволяет решать задачи образования, воспитания и развития современных школьников.

Литература

  1. Большой психологический словарь / Под ред.  Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. —  М.: Аст, 2009. – 816 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 2004.- 536 с.
  3. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. — 13-е изд., стер. — М.: 2011. Ч.1 — 256с.
  4. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа — 1993.- № 1.- С. 21-26.
  5. Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. — М.: Учпедгиз, 1955. — С. 126-139

 

Никонова Надежда Ильинична – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

Бурнашева Туйара Герасимовна – студентка отделения русского языка и литературы (педагогический) филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *