Гадельшина А. У.

Гадельшина А.У.,

магистрант 2 курса филологического факультета БГПУ,

научный руководитель Альмухаметов Р.В.,

к.п.н, профессор Башгоспедуниверситета им. М. Акмуллы,

г. Уфа 

Развитие коммуникативных способностей учащихся в процессе обучения русскому языку.

         Проблема коммуникативности в преподавании русского языка как неродного далеко не нова. Уже в 1919 году прошлого века в программе русского языка появился раздел «работа по развитию речи».

            Для современного этапа преподавания русского языка характерна коммуникативная направленность. Практика преподавания русского языка довольно долго была в значительной мере ориентирована на формирование представлений о русском языке. Его правилах и законах, усвоение норм орфографии, пунктуации. В настоящее же время уже можно сказать, что в современной лингводидактике утвердился коммуникативный подход к обучению русскому языку.

            Коммуникативность в целом определяется такими компонентами, как коммуникативная активность, эмоциональная реактивность, в общении, коммуникативная уверенность, коммуникативный объект. Развитие коммуникативности личности начинается с формирования у человека такой направленности личности, при которой ценность человеческого общения находится не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций человека.

            Коммуникативная технология направлена на поиск активных форм и методов организации работы учащихся на уроке, реализация так называемого «обучения в сотрудничестве», в парах и группах. Эта технология активно используется сегодня как ведущая во многих современных УМК по русскому языку. Ведущим методом обучения при использовании коммуникативной технологии является общение, обучение в диалоге и полилоге.

            Коммуникативное обучение определяется как «функционально-смысловой подход» или же «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений.

            Исследователь инноваций в мировой педагогике М.В. Кларин видит будущее «в моделируемой практике», которая позволяет, по его мнению, воплощать практический интеллект в «формы приобретаемого опыта» и «прорабатывать смысловые ориентиры». Участники коллективной деятельности должны всегда включаться в диалоги и полилоги, а идущий в это время процесс обучения надо понимать «как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности».

            Основными типами таких форм являются: полилоговая и театральная. Именно эти два типа могут стать новой базой в создании конкретного образовательного инструментария. Все это зависит от организации такой деятельности как, мощь коллектива либо давит на личность, или становится двигателем ее развития. Поэтому все параметры функциональной изменчивости участника во время коллективного действия определяются самой личностью, что и является самым значимым фактором дляее научения. И более того, именно активность каждого должна формировать особенность процесса коллективной деятельности.

            При формировании коммуникативной доминанты образования меняется позиция учителя: он равноправный собеседник, помощник и консультант учащегося, причем его деятельность в этом случае выходит за пределы чисто преподавательские ремесла.

            Развивать коммуникативные способности – значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков выступления перед публикой, рассказа, пересказа, умения вступать в дискуссию, обобщать информацию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы [2:22].

            Общепредметными задачами при обучении русскому языку являются: развитие логического мышления учеников; обучение самостоятельному пополнению знаний и умений за счет умения работать над доступной для школьников справочной литературой, а также пользоваться специально созданными для школы (русской и национальной) справочниками и словарями [1:53].

            Коммуникабельность обусловлена не только психологическим типом индивида, но и социальным опытом общения, которая предусматривает ориентацию на партнера, это значит умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое поведение.

            Основным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, состоящее из осознания речевой ситуации и речевых поступков.

            Каждый учитель должен ответить на вопрос: «Какой опыт слушания, чтения, говорения и т.п. получается каждый определенный учащийся на моих уроках?»

            Главной целью применения коммуникативных технологий является развитие у учеников способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, культурной, бытовой, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.

            Под созданием коммуникативной ситуации в широком смысле мы понимаем систему условий, которые обладают побудительной силой и требуют от субъекта действия активного участия. Это конкретный жизненный эпизод, содержанием которого являются:

  • актуализация проблемы, требующая иного типа ориентации в построении своего действия,
  • переживание и осмысление условий и обстоятельств (ситуация близка по возрастным, индивидуальным особенностям),
  • принятие решения, выбор оснований собственных действий на альтернативной основе; поиск дополнительных материалов, анализ, отбор;
  • построение собственного действия на основе нового типа

ориентировки (готовых решений нет, есть необходимость занять ту или иную позицию).

         Таким образом, уроки с использованием коммуникативных позволяют обучать учеников языку как средству общения, познания мира и себя в нем, средство приобщения к культуре, а также дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности.

Литература

  1. Закирьянов К.З. Обучение речевой деятельности на русском языке в башкирской школе: Учебное пособие. – Уфа, издание Баш.ун-та, 1986. – 84с.
  2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность, — М.: Наука, 1987. – 263с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *