Жиркова М. Г.

Жиркова М. Г.,

студентка 5 курса отделения русского языка и литературы в межнациональном общении с дополнительной специальностью теория и история художественной культуры филологического факультета СВФУ,

научный руководитель Кузьмина Л. Я.,

к. ф. н., доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы

в межнациональном общении

Северо-Восточного федерального университета,

г. Якутск

Говорящие фамилии в русской и якутской литературе 

На уроках литературы мы часто знакомимся с героями, которые носят говорящие фамилии. Для чего автор прибегает к такому приему, с какой целью? Попробуем в этом разобраться.

Строго говоря, такого термина в литературе не существует. Тем не менее, фамилии литературных персонажей, как и их имена, могут давать экспрессивно-эмоциональную, ироническую или сатирическую характеристику лица.

 «Говорящая фамилия» — это художественный прием, при котором фамилия персонажа передаёт важнейшую черту его характера. Например: Лебедев, Мышкин, Епанчина в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского.

Для того, чтобы вести разговор о фамилиях, необходимо начать с самого главного — как они образовались?

Общепринято выделять 5 основных путей образования русских фамилий:

  • Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских имен. (Петров, Ищук, Дорожков),
  • Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские. Мирские имена пришли из языческих времен, когда имен церковных не существовало: многие из них были просто именами собственными, другие возникли как прозвища, но потом их основа забылась и они стали просто именами (Мочалов, Черномырдин, Одинцов, Рюмин)
  • Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них, чем занимался (Гончаров, Овсянников, Черепенников, Бондарчук, Коваль );
  • Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков (основой таких фамилий становились разные географические названия — городов, деревень, станиц, рек, озер и т.д.):( Мещеряков, Семилукский, Новгородцев, Москвитинов) ;
  • Интереснейшая группа фамилий, принадлежавшие к православному духовенству: ( Аполлонов, Гиляровский, Троицкий, Рождественский). [4,1987: 23-25]

«Говорящими именами и фамилиями» часто наделяются комические персонажи в литературе любого направления. Д. И. Фонвизина принято относить к традиции классицизма. В комедии «Недоросль» легко определить по фамилиям доминанту характера или род занятия: Простаковы, Скотинин, Вральман, Цифиркин, Кутейкин, Милон, Правдин, Стародум.

Д. И. Фонвизин использует художественный прием «говорящих фамилий» для того, чтобы разделить героев на  положительных и отрицательных. К положительным героям относятся: Правдин — говорящий правду, человек искренний; Милон – милый, красивый; Стародум–думающий по-старому, приверженец идей Екатерины II. А к отрицательным героям относятся: Простаковы — от слова «простак»; Скотинин – от слова «скотина»; Митрофанушка – (с греч. – похожий на мать) [11, 1959: 151, 256]

Огромный интерес по интересующей нас проблеме представляет творчество А.С. Грибоедова, в комедии «Горе от ума».

Н.М. Азарова относит «принцип «говорящих» фамилий к влиянию классицизма, разделяя их на три типа:

  • Собственно говорящие, которые сообщают об одной важной черте героя: Фамусов, Тугоуховский, Репетилов, Молчалин;
  • Оценивающие фамилии: Скалозуб, Хрюмина, Загорецкий, Хлёстова;
  • Ассоциативные: Чацкий

Не менее сложно «выстроено» имя главного героя «Горя от ума» Александра Андреевича Чацкого. Собственно, имя этого персонажа в переводе с греческого значит «мужественная защита», а в паре с отчеством Андреевич — то есть сын «мужественного, храброго» — составляется весьма примечательный «букет».

Итак, с какой же целью использует Грибоедов «говорящие» фамилии? Фамилии героев «Горя от ума» тоже часто «говорящие», но функция их иная, чем в классицизме: в фамилиях задан определенный круг ассоциаций, который в целом не упрощает, а наоборот, осложняет понимание характера, выявляя в нем новую грань.

Кроме того, можно заметить, что в комедии Грибоедова «говорящие» фамилии не только указывают на какой-то аспект характера героя, но еще и отсылают к теме человеческого общения — «говорение» (Фамусов от лат. — «молва»; Репетилов от франц. — повторять; Скалозуб — «скалить зубы»; «молчание» (Молчалин). Значит, имена героев значимы не только по отдельности, но и все вместе: в совокупности они составляют важный символический ключ к пониманию проблематики «Горя от ума»: ведь это комедия о трудностях общения (именно поэтому сквозные мотивы в ней — глухота и непонимание). Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме. [5, 1974: 403—41]

Виртуозным мастером в деле нарекания своих героев говорящими именами был Н.В. Гоголь. В его драмах можно найти фамилии-прозвища: Держиморда, Яичница и Земляника. Гоголь мастерски обыгрывает и двойные фамилии, которые, к слову сказать, принадлежали исключительно знатным людям: Мусины-Пушкины, Голенищевы-Кутузовы, Воронцовы-Дашковы, Муравьёвы-Апостолы. Судья же из комедии «Ревизор» также носит двойную фамилию — Ляпкин-Тяпкин, которая едва ли свидетельствует о почтении автора к этому герою.

Подводя итоги, можно констатировать, что в творчестве Н.В. Гоголя говорящие имена получили дальнейшее развитие, стали ещё значимее, начали приобретать пародийное звучание.

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» в школе лишь при обзорном изучении творчества писателя. Имена и фамилии в романе носят семантический характер. В романе писатель избрал своим главным героем, по собственному определению, «положительно-прекрасного», идеального человека, стремящегося внести гармонию и примирение в нескладицу общественной жизни, и провел его через поиски и испытания, также приводящие к трагическому концу. [6, 1925: 191]

Мы разделили «говорящие фамилии» из романа «Идиот» по двум критериям: фамилии, произошедшие от названий животных, и фамилии, произошедшие от названий птиц.

Лев Николаевич Мышкин – главный герой романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Он доверчив, лишен себялюбия, необидчив, бескорыстен, кроток и целомудрен. Скорее трогательный, нежели комичный в своей неловкости, он наивен и предельно искренен. При этом Мышкин мудр и глубоко понимает человеческую природу с ее неодолимыми противоречиями. Благодаря своей болезни он постиг минуты высшей гармонии, полноты и блаженства. Его фамилия произошла от слова «мышь». В традиционных народных верованиях мышь играет значительную роль. Это древнейший символ. По одним мифологическим традициям с мышью связываются погребальные обряды, смерть, разрушения, войны, голод, болезни, бедность. В современном мире мышь стала символом юркости и находчивости. [10, 1984: 67].

Представим характеристику Настасьи Филипповны Барашковой на основании материалов монографии Л.  Гроссмана «Достоевский»:  образ Настасьи Филипповны – это центр, к которому тянутся все нити сюжета и от которого исходят все импульсы действия.

Фамилия Настасьи Филипповны возникла от слова «баран, овца». В образе барана (овцы) подчёркивается плодовитость, связь с солнцем и отдельными божествами, но в отрицательном смысле говорится о глупости (баран — дурень) и бестолковости барана (овцы).

В образе овна сочетается символика плодовитости и жертвенности.
Овца олицетворяет кротость, невинность, спокойствие, мир, терпение, смирение. Также может означать беспомощность и неразумное следование за лидером. В религии древних народов и баран, и овца выступают как угодные богам жертвенные животные. [7, 1997: 50]

А теперь проанализируем «птичьи» фамилии. Птичьих фамилий в русской литературе много. Объясняется это легко: птицы играли большую роль как в крестьянском хозяйстве и охоте, так и в народных поверьях.

Гаврила Ардалионович Иволгин – красивый молодой человек, тоже лет двадцати восьми, стройный блондин, средневысокого роста, с маленькою, наполеоновскою бородкой, с умным и очень красивым лицом, самолюбивый и тщеславный до мнительности, до ипохондрии. Его фамилия происходит от слова «иволга»–это небольшая яркая птица, единственный представитель семейства иволговых, распространённый в умеренном климате северного полушария, шумная и подвижная. Полагают, что в древности птицу представляли как предвестницу дождя. [7, 1997: 41]

В своей монографии «Мир Достоевского» В.Я. Кирпотин представил Лебедева нам следующим образом: «…Лебедев играет очень большую роль в построении романа «Идиот» и в определении его общего смысла. Лебедев – одна из важнейших фигур романа. Лебедев – чиновник, добрый семьянин, циник, шут и ходатай по нечистым делам…» Фамилия Лебедев возник от слова «лебедь» — это символ верной и чистой любви, грации, совершенства, чистоты и невинности. Пара лебедей стала расхожим символом верности и неразлучности. Но лебедь и символ лицемерия, поскольку его белоснежное оперение скрывает черное тело. Нередко в мифах и сказках встречается противоборство между черным и белым лебедем, где белый лебедь символизирует жизнь, а черный — смерть. Это противостояние двух сил олицетворяет вечную борьбу между жизнью и смертью, добром и злом. [8, 1972: 319]

Таким образом, в романе Достоевского всё становится важным для понимания образа главного героя. Это и детали его биографии, и «говорящая фамилия», и те вещи, события, о которых герой рассказывает или думает. Они приобретают символическое значение в раскрытии его образа и значения в романе.

      В якутской литературе тоже немало «говорящих фамилий». Возьмем, к примеру, роман «Судьба» Николая Якутского. Некоторые фамилии образованы от названий географического происхождения, от физических способностей, состояний и недостатков, от названий частей организма человека и от животных фамилий.

В романе «Судьба» Н. Якутского, фигурируют такие «говорящие фамилии» как:  Федор Сылгысыт, Коршунов, Черепахин, Баташов, Оленников, Павел Тихонов, Быков.[2, 1971: 3-5]

Федор Сылгысыт (от «сылгы»- «лошадь», «конь») – воплощение стремительных, необузданных сил природы, но и в их полной покорности  человеку. Конь – сама стихия, несущая на себе человека, придающая ему царственное величие. Лошадь соотносится также с интеллектом, мудростью, умом, рассудком, знатностью, светом. Она олицетворяет и динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени.

Черепахин (от слова «черепаха») – черепаха является эмблемой медлительности, зато во всех прочих культурах она расценивается как исключительно позитивный и необыкновенно содержательный символ.

Коршунов (от слова «коршун») – основой фамилии Коршунов послужило мирское имя Коршун. Мирское имя Коршун происходит от аналогичного названия птицы. Коршун – это крупная хищная птица семейства ястребиных с длинными крыльями и загнутым клювом. По другой версии, в основе фамилии Коршунов лежит прозвище Коршун. Так могли прозвать человека за внешнее сходство с этой птицей (например, крючковатый нос).

Этимология фамилии Тихонов, принадлежащей к древнейшему типу исконно русских фамилий, восходит к имени собственному. В основу фамилии Тихонов легло церковное имя Тихон. Канонические имена содержались в церковном календаре — святцах. Потомок человека, обладающего именем Тихон, со временем получил фамилию Тихонов.

Фамилия Быков относится к числу самых распространенных фамилий, образованных от прозвищ, в основе которых лежит название животного – «бык». Эта фамилия довольно старая: в «Ономастикон» С.Б. Веселовского зафиксирован Бычков Иван Владимирович, конец XVI века. Потомок человека, обладающего прозвищем Бык, со временем получил фамилию Быков.  Вторая версия исходит из того, что фамилия «Быков» произошла от слова «бык» то есть здоровый,сильный как бык возможно, что в прошлом человек получил эту фамилию за силу и большой рост а может за то что он был драчун как бык. [4, 1987: 45]

В настоящее время якуты носят и русские, и якутские фамилии, Поскольку якутские фамилии восходят к прозвищам, а прозвища к именам нарицательным, на основе которых они возникли, их можно сгруппировать с точки зрения этимологии (происхождения). Создавались они следующим образом:

  • От названий семейно-родственных, дружеских и возрастных отношений: Амыдаев (амыдай-«тезка»), Догордуров (до5ор-«друг», «товарищ»), Огоннеров (о5онньор-«старик, старец»);
  • От названий профессий, рода занятий, социально-экономического и правового положения человека: Аянитов (айанньыт-«путник», «путешественник»), Ойунский (ойуун-«шаман»), Аманатов (аманаат-«заложник»);
  • От названий различных физических способностей, состояний и недостатков: Баллыев (баллай-«мордастый»), Быканов (быыкаа-«маленький»), Мекумянов (меку-«некрасивый, невзрачный»);
  • От названий людей по чертам характера человека, по поведению и внешности: Барбахтыров (барбах-«неважный, нехороший, ничтожный»), Мунхалов (мунхаал-«буян, дебошир, скандалист»), Жерготов (дьор5оот-«отважный, удалой»);
  • От названий частей организма человека: Баттахов (баттах-«волос, волосы»), Мурунов (мурун-«нос»), Тарбахов, Тарбахтыров (тарбах-«палец»); [9, 1993: 27]

Таким образом, можно сделать следующие выводы: происхождение фамилий в русском и якутском языке имеет много общего, русская литература представляет гораздо богатый материал различного использования говорящих фамилий   художественная функция говорящих фамилий в литературном произведении усложняется, от примитивного деления на положительных и отрицательных героев к  глубокой символике говорящих фамилий.

Литература

  1. Афанасьев А.Н.Древо жизни.М.,1983.С. 147- 148
  2. Васильева Д. Судьба «Судьбы» — Соц. Якутия, 1971, 12 дек
  3. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 9 т. Т. 4. М.: Русская книга, 1994.
  4. Горбаневский М. В. В мире имен и названий, М: Знание, 1987
  5. Грибоедов А. С. Горе от ума. А. Сухово-Кобылин. Пьесы. М.: Художественная литература, 1974.
  6. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. М.: Гос. Акад. художественных наук, 1925. – 191 с.
  7. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 403—41
  8. Кирпотин В. Я. «Мир Достоевского: этюды и исследования. – Москва: Советский писатель, 1972.-319 с.
  9. Самсонов Н. Г. Самсонова Л. Н. «Имена говорят», Якутск, 1993

10. Сперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. —  М., «Наука», 1984

11. Фонвизин Д. И. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. М.: «Гослитиздат», 1959

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *