К ПРОБЛЕМЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
TO THE PROBLEM OF APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION IN LITERATURE TRAINING
М. Я. Мишлимович, А. М. Никифоров
M. Ya. Mishlimovich, A. M. Nikiforov
В статье рассматриваются возможности, цели, формы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы, в процессе формирования читательской компетенции.
In article about opportunities, the purposes, forms of use of information and communicative technologies at literature lessons, in the course of formation of reader’s competence are analyzed.
Ключевые слова и фразы: информационно-коммуникационные технологии в образовании, читательская компетенция.
Key words: information and communication technologies in education, reader’s competence
В XXI веке, в связи с доступностью продуктов информационно-технологического прогресса, информационная культура человека достаточно высока уже с дошкольного возраста. Идут разговоры о набирающей популярность инфографике как о новом средстве межкультурной коммуникации, о компьютерной грамотности как неотъемлемой части и успешной личности [5: с. 194].
Современная система образования также, как и другие сферы социокультурной жизни, постепенно (где-то быстрее, где-то медленнее, но в целом верно) переходит на качественно новый уровень. Методика преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе и литературы, в этом отношении сделала большой шаг за последнее время. Отметим специфическую природу литературы — интерактивную — она построена по принципу некоего глобального интертекста, где существует огромное количество вариантов переживания и прочтения всей предыдущей литературной традиции. С.М. Петрова в своем опыте внедрения новых образовательных технологий отмечает, что «…в настоящее время меняется сам принцип восприятия информации вообще и литературы в частности. Благодаря интернету меняется модальность бытования текста, его природа» [6: с. 10-11], поэтому уроки с использованием интернет-ресурса являются новым конструктивным способом передачи знаний и формирования умений.
В данной работе мы сделали попытку систематизации и выявления примеров наиболее эффективного внедрения на уроках литературы новых методов и приемов с использованием широкого спектра возможностей компьютерных технологий.
К настоящему моменту наметилась примерно следующая система использования информационных технологий на уроках литературы:
- при изучении теории литературы: таблицы, графики с теоретическим материалом, которые могут самостоятельно заполняться и самими учащимися, либо быть ОСК (опорными схемами-конспектами);
- при изучении истории литературы: показ слайдов с портретами, иллюстрациями, копиями документов, фото-, видео-, аудио- материалами (например, при проведении заочной экскурсии по местам жизни писателя);
- при анализе и интерпретации художественного текста, особенно композиции, системы образов, художественного пространства (карта передвижений литературного персонажа, словарные и другие таблицы, графики духовного роста и т.д.). Как утверждает С.М. Петрова, «…каждый эпизод произведения имеет свою графику, обусловленную его содержанием [6: 17-29].
- для совершенствования речевой компетенции школьников (редактирование собственного текста или текста товарищей на компьютере, создание гипертекста на домысливание произведения и т.д.);
- как средство контроля (тесты на знание текста, теории и истории литературы);
- в процессе формирования чительской компетенции: рекомендации-презентации, компьютерные фрагменты читательских дневников и читательские игры.
Мы согласны с В. Е. Ивановым, который отмечает, что считавшаяся основной информационная функция интернета уступает в последнее время функции коммуникационной [2: С. 37]). А в режиме online в отдельных школах предлагаются такие экспериментальные формы, как многопользовательский форум, встречи, игры и т.д. [4: С. 115]
Исследователи, педагоги отмечают, что новые технологии позволяют учитывать особенности восприятия людьми информации (визуальное, аудиальное, кинестетическое): электронное пособие может быть дополнено анимационными эффектами (движение и звук), кнопками или ссылками перехода между отдельными частями, четкой структурой предоставления информации [4: с. 114].
Наряду с использованием компьютера в обучении, многие преподаватели обращаются на своих занятиях к использованию видеоматериалов. Это могут быть записи стихотворений профессиональными актерами как классический пример декламирования, фрагменты художественных фильмов по произведению («Капитанская дочка» А.С. Пушкина). Аудиовизуальные материалы легко включаются в аудиторную форму обучения, обладают высокой степенью наглядности, демонстрируют динамические процессы.
Изучение источников, наши пока еще немногочисленные наблюдения за педагогическим процессом позволяют говорить о том, что на практике в основном превалирует показ слайдов. Презентацию учитель может подготовить сам, используя материалы, найденные в Интернете, отсканированные иллюстрации из книг и энциклопедий, а также материалы электронных энциклопедий или поручить создание презентации учащимся [5: с. 194-195]. Эффективности такой самой, казалось бы, простой формы можно посвятить отдельное изучение, потому что не всегда учитель, ни тем более ученики, владеют достаточной грамотностью в составлении действительно познавательного и интересного ряда слайдов. Да, простота и удобство доказаны, однако чаще всего презентации пренасыщены большими объемами текста, набранного мелким шрифтом, непосредственно скопированного с тезиса (есть даже специальный термин — слайдомен), изображениями низкого качества с некорректной, деформированной цветопередачей.
Однако нам показалась более интересной нового продукта, отвечающего действующим технологическим требованиям и мотивирующего школьника на самостоятельное чтение. Как аксиома, признано: «современная ситуация в России характеризуется как системный кризис читательской культуры. Существенно снизился статус чтения: в досуге подростка чтение занимает едва ли не последнее место» [7: с. 10]. Уроки внеклассного чтения, разумеется, помогают разобраться в них, но при этом часто не учитываются индивидуальные психологические особенности читателя, что существенно понижает коэффициент полезного действия учителя. Мы предлагаем новую форму внедрения информационных технологий в практику обучения литературе.
На первом этапе с помощью психологического теста, основанного на концепции «акцентуированных личностей» К. Леонгарда [3: С. 5] и интерпретированного с учетом детской психологии, мы узнаем особенности его характера. С учетом его особенностей, можно посоветовать для прочтения несколько книг, подходящие школьнику по его интересам — это второй этап.
Во время педагогической практики в 6-7 классах эти два этапа прошли в факультативном формате. Результаты оказались небезуспешны: многие ученики действительно заинтересовались рекомендациями из телефона.
В дальнейшем уже опробованную модель предстоит синтезировать с новыми технологиями, — а именно, — разработать мобильное приложение, способное представить интерактивный тест и, просчитав результаты, вывести рекомендуемые книги прямо на экран собственного смартфона ребенка. Сегодня у большинства школьников есть телефон на базе операционной системы Андроид либо iPhone, позволяющие провести проект в любое время.
Согласовывая концепт с техническими возможностями, в перспективе возможно добавить в приложение систему «награждения» бейджиками за прочитанные книги (соревновательная мотивация) и активное комментирование по ним, возможность создания социальной сети и связи с другми соцсетями, мнения и рекомендации авторов книг и известный читателей. В эпоху информационно-коммуникационного прогресса этот проект может, вероятно, помочь читательской жизни нового поколения школьников.
В заключение отметим, что роль учителя в образовательном процессе даже при самом высоком уровне развития технологий остается ключевым. Распространенные утверждения о «диалоге человека с компьютером» оказываются лишь метафорой. Ю. Лотман считал, что процесс взаимодействия человека с компьютером представляет собой автокоммуникацию: человек сам себе задает вопросы, сам же на них пытается ответить, привлекая для этих целей компьютер в качестве посредника и медиатора. [1: с. 98-99]. Тем не менее, в ситуации, когда у большинства школьников имеется сверхтехнологичный коммуникатор, представляющий собой не просто средство связи и сообщения, но и практически персональный компьютер в кармане, периодически обновляющий технические показатели, немаловажным остается потребность образовательной системы в высокой информационной компетенции инструментария учителя, необходимость в их разработке, наработке, выявлении наиболее эффективных.
Литература
- Веряева Ю.А. Изменение характера диалогических отношений на уроке при использовании информационных технологий // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве: Сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 — С.97-101
- Иванов В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде // Мир психологии, № 2, 2000. Режим доступа: pdf
- Колосова С. Популярные психологические тесты. — М.: Научная книга, 2009. Режим доступа: pdf
- Мухин О.В., Никитин А.В. Виртуальные миры для изучения иностранных языков // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве: Сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 С. 114-116
- Необутова Н.Л. Компьютерная грамотность как основа информационной культуры читателя // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве: Сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 — С. 194-196
- Петрова С.М. Графико-символический анализ художественного произведения как новая образовательная образовательная технология. На материале поэмы Гомера «Одиссея». В помощь студенту-филологу. Учебно-методические рекомендации. Якустк: филиал издательства Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, 2009
- Романичева Е.С. Чтение современного школьника как социальная и методическая проблема // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сб. науч. статей. Вып. 7. Т. 2. М.: МГПИ, 2008
Мишлимович Мира Яковлевна — кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск
Никифоров Андрей Маркович — студент 4 курса отделения русского языка и литературы с дополнительной специальностью теория и история художественной культуры филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск