Сафронова Я. С.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 

Theoretical aspects of common cultural competence formation of students trained in the polycultural environment 

Я. С. Сафронова

Yа. S. Safronova

Аннотация: Статья посвящена теоретическому осмыслению необходимости формирования общекультурной компетенции у студентов, которые обучаются в поликультурной среде. Особое внимание обращается на проблемы, возникающие во многонациональных регионах России. Выявлена и обоснована значимость развития поликультурного образования в России, а именно формирования компетентной личности студента.

Annotation: This paper is devoted to theoretical understanding of the need to create common cultural competence at students who are studying in a multicultural environment. Particular attention is drawn to the problems arising in the multinational Russian regions. Identified and justified the importance of the development of multicultural education in Russia, namely the formation of a competent person of the student.

Ключевые слова: поликультурное образование, общекультурная компетенция, компетентностный подход в образовании.

Key words: multicultural education, general cultural competence, competence-based approach in education.

В современном обществе актуальной становится проблема взаимного влияния различных культур, сохранения языкового и культурного многообразия народов мира, взаимодействия между представителями разных этнических сообществ.

Важнейшим институтом общества, направленный на сохранение и развитие национальных культур и языков, является система образования. Обеспечить гражданский мир и социальную стабильность, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на современном этапе российской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира. Поэтому развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития.

Теоретическое осмысление истории развития поликультурного образования в тех или иных аспектах нашло отражение в трудах ученых, педагогов: в аспекте народного воспитания (П.Ф. Каптерев, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский и др.); интернационального образования (Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский); поликультурного воспитания и образования (Ю.В. Арутюнян, А.Н. Джуринский, Н.М. Лебедева, Р. Люсиер, B.В. Макаев, З.А. Малькова, И.М. Синагатуллин, Л.Л. Супрунова, Дж. Фрезер, М. Хинт и др.); поликультурной среды (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А .Я. Данилюк, В.Н. Гуров, А.Е. Шабалдас); этнопедагогики как основы поликультурного образования (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, A.A. Григорьева, А.Д. Семенова и др.), истории развития народного образования Республики Саха (Якутия) (В.Ф. Афанасьев, Ф.В. Габышева, Д.А. Данилов, Е.П. Жирков, Е.И. Михайлова, Н.Д. Неустроев и др.).

Несомненно, поликультурное образование поможет преодолеть возникающее противоречие между предоставлением самых широких потенциальных возможностей для межкультурного обмена и угрозой отрыва от национальных корней. В связи с этим возникает необходимость воспитания толерантной личности, которая ценит не только родную, но и культуру других народов, готова к диалогу в современном мире.

В условиях глобализации происходит сложный процесс взаимопроникновения, переплетения этнических групп, что выдвигает перед педагогами высшей школы задачу реализации поликультурного образования, формирование у них опыта сотрудничества с людьми разных национальностей. Речь идет о комплексном обучении человека в процессе его становления как полноценного члена общества. Подобный комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков, традиций и ценностных ориентации может быть назван системой культурной компетентности личности.

Идея компетентностного подхода, появилась на новом витке педагогической науки в результате изучения ситуации на современном рынке труда. Требования работодателей в настоящее время формулируются не столько в системе «знаний» работников, сколько в терминах «способов деятельности». Отсюда можно сделать вывод, что компетентностный подход есть попытка привести образование, в том числе и высшее, в соответствие с потребностями рынка труда.

Значительный интерес и полезный материал представляют зарубежные исследования по данной проблеме (D. Raven, Т. Hoffman, М. Linard, D.Mc. Clelland, В. Mansfild и др.), авторы которых предполагают рассматривать компетентность как внутреннюю мотивацию у индивида к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) также спроектированы на основе компетентностного подхода.

В новых образовательных стандартах особая роль уделяется общекультурной компетенции по конкретным направлениям профессиональной подготовки. Общекультурная компетентность является обязательной для всех направлений.

            В исследованиях, посвященных проблеме изучения общекультурной компетентности, выделяются различные подходы к определению ее сущности.

С точки зрения С. Л. Троянской, общекультурная компетентность — это интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера.

О. В. Гусевская определяет общекультурную компетентность как готовность учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; как коммуникативную, эстетическую и этическую культуру выпускника [1, 2009:131].

Не существует единого мнения и по вопросу структуры общекультурной компетентности и наполняемости ее компонентов. Исследователи выделяют такие компоненты общекультурной компетентности, как когнитивный, информационный, операционально-деятельностный, креативный, аксиологический, мотивационно-ценностный, эмоциональный.

Так, С. Л. Троянская представляет структуру общекультурной компетентности как совокупность когнитивного, ценностноориентационного и коммуникативно-деятельностного компонентов [3,2008:20]. Этой же классификации придерживается М. Г. Синякова [2,2010:27-28]. В основе их понимания структуры общекультурной компетентности лежат разные аспекты культуры, отраженные в ее многочисленных определениях.

Проблема развития поликультурного образования актуальна для всех регионов и территорий России.  Республика Саха (Якутия) — один из регионов многонациональной России, где каждый живет в поликультурной среде разнообразных культур и языков. Для  республики Саха (Якутия) основной проблемой являются формирование познания культуры собственного народа, осознание многообразия духовного и материального мира, признание и понимание культурных ценностей другого народа, умение жить и общаться в полиэтнической стране.

Практика свидетельствует о том, что несформированность общекультурной компетентности тормозит личностный рост студентов и влияет на эффективность всего образовательного процесса. Выяснилось, что  многие студенты республики не имеют представления о многообразии культур и их взаимосвязи, позитивного отношения к культурным различиям, не толерантны к людям других национальностей.

На наш взгляд, эффективному формированию общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза способствуют педагогические условия: положительная мотивация студентов к высокоинтеллектуальному труду; участие студентов в отборе содержания, методов и форм организуемого процесса; поэтапная реализация идей «диалога культур» посредством включения студентов в межкультурную коммуникацию. Общекультурная компетентность студента является важной личностно-профессиональной характеристикой. Также одним из главных способов формирования общекультурной компетенции является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Идеологи поликультурализма полагают, что наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес учащихся, а затем и студентов к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки). В связи с этим особое внимание уделяется культурологической направленности образования.

В сентябре 2013 года был проведен опрос студентов бакалавров 1 курса филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Студентам было предложено ответить на вопросы анкеты «Я и Другой». Данная анкета рассматривает три критерия: познавательный, эмоциональный, поведенческий.

Результаты этого опроса еще больше подчеркнули актуальность формирования общекультурной компетенции. Большинство студентов не имеют представления о культурном многообразии мира, не понимают значения «духовная жизнь общества», не знают историю своей страны. Таким образом, необходим поиск новых педагогических условий формирования поликультурной личности. Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества. Знакомство с иной культурой способствует развитию в человеке духа солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

Литература

  1. Гусевская, О. В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности // Ценности и смыслы. 2009. № 1.- С. 131-141.
  2. Синякова, М. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. -2010.- № 9.- С. 23-35.

      3.   Троянская, С. Л. Общекультурная компетентность: опыт           определения и структурирования // Культурно-историческая психология. -2008.- № 2. -С. 19-23.

 

Сафронова Яна Сергеевна —  ассистент кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Амосова, г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *