Сидорова Т. А.

ЯЗЫК СИМВОЛОВ КАК СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ДИСКУРСА В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ[1] 

LANGUAGEOFSYMBOLS AS A STYLISTIC FEATUREOF EXTREMISTDISCOURSE IN INTERNETCOMMUNICATION 

Т. А. Сидорова

T. A. Sidorova 

В статье подвергается анализу семиозис экстремистского дискурса на материале различных жанров интернет-коммуникации. Цель исследования – выявление особенностей словесной, цветовой, графической символики, а также иконических знаков и знаков-индексов. В процессе анализа выявлены стилистические особенности экстремистского дискурса, его жанровое своеобразие и специфика формирования в нём первичного и вторичного семиозиса.

The articleis focused on analysis of extremist discourse semiosison the material of different genres of Internet communication. The purpose of the study is to determine the characteristics of verbal, color, graphic symbols as well as of iconic signs and signs-indexes. In the course of analysis stylistic features of extremist discourse, its genre originality and specificity of formation in it of primary and secondary semiosis were revealed.

Ключевые слова и фразы: экстремистский дискурс, семиозис, иконический знак, знак-индекс, символика цвета, словесный символ, имплицитный смысл.

Key words and phrases: extremist discourse, semiosis, iconic sign, sign-index, color symbolism, verbal symbol, implicit meaning.

В настоящее время экстремистский дискурс приобрёл значимые признаки, реализуясь в различных жанрах интернет-коммуникации. Анализ такого дискурса осложняется тем, что традиционные методы не позволяют выявить завуалированные смыслы, которые подвергаются юридизации и имеют первостепенное значение для правоприменителя.  К  имплицитным смыслам относятся и семиотические, которые до сих пор не подвергались специальному анализу в экстремистском дискурсе. В своём исследовании мы реализуем новую стратегию анализа экстремистского дискурса: от структур знания к смыслу целого.

Уровень современных лингвистических исследований дискурса даёт возможность погружения в его содержание путём осмысления всех  компонентов. Одним из таких компонентов является система знаков. В экстремистском дискурсе используются не только лингвистические знаки-символы, но и нелингвистические знаки-индексы и знаки-иконы. К иконическим знакам следует отнести прецедентные образы из художественных или мультипликационных фильмов. К знакам-индексам – фотографии реальных объектов. Экстремистский дискурс – своеобразный текст культуры, призванный сформировать в сознании носителей культуры определённые структуры знаний: пропозиции, пресуппозиции, сценарии, ассоциации, образные представления, ценностные установки, мотивировку дальнейшего поведения и т.п. Смысл дискурса воспринимается адресатом на основе взаимодействия языкового и концептуального содержания, а основным фактором понимания становится аксиология автора. Концептуальное содержание – это совокупность идей, установок, концептов, репрезентируемых в тексте, в том числе и посредством лингвистических и нелингвистических знаков. Словесные, графические, цветовые символы, а также  знаки-иконы и знаки-индексы становятся репрезентантами смыслов текста, неся особую смысловую нагрузку:  являются способом выражения авторских интенций и средством воздействия на адресата. Вербальные символы составляют первичный семиозис текста, невербальные – вторичный. Под семиозисом понимается процесс означивания, включающий не только знакообразование, но и коммуникативное развитие самого знака[1, 2009: 12]. Способами формирования вторичного семиозиса в экстремистском дискурсе являются графические выделения слов, высказываний, авторские знаки препинания, расположения высказываний, шрифт, изображения символов и атрибутов идеологических групп и т.п. Взаимодействуя, символы актуализируют дополнительные смыслы, участвуют в дискурсивной деятельности. Использование символики приводит к необходимости интерпретировать текст в процессе восприятия, что усиливает его воздействие на адресата. Именно невербальные знаки в экстремистском дискурсе становятся средством передачи авторских интенций.

Маркером замысла автора является и выбор жанра интернет-коммуникации. Так в социальной сети «В контакте» экстремистский дискурс реализуется чаще в жанрах демотивационного постера, плаката, лозунга. Например, демотиватором является изображение картошки в ящике. Одна из картофелин изображена в виде головы человека негроидной расы. Изображение сопровождается окказиональным словом – «негритошка». Изображение является иконическим знаком, а окказионализм – словесным. В процессе взаимодействия знаков формируется идея высмеивания расовой группы (негроидной). Представление расовой группы в предметах еды формирует и подкрепляет негативный этнический стереотип, отрицательный образ негроидной расы. А это один из способов возбуждения национальной ненависти. Иконический знак реализует и аксиологическую установку автора демотиватора:  он утверждает природное превосходство белой расы и неполноценность негроидной расы.

В жанре плаката также используется символика. Например, символы различных идеологических групп были изображены на страничке одного из пользователей социальной сети: свастика (гаммированный крест), перекрещенные молоток и шпага, крест, вписанный в круг с выдающимися окончаниями, стрелы в середине фаланг. Под  каждым символом надпись, соответствующая названию партии, символ которой изображён. Комментарий: Как видят нормальные люди. Во второй части плаката изображены те же символы, под каждым из которых одна надпись: фОшизм(с орфографической ошибкой). Комментарий: Как видЕт быдло (глагол содержит грамматическую ошибку)..Орфографическая и грамматическая ошибки формируют вторичный семиозис дискурса:  они характеризуют  противников националистической идеологии как людей неграмотных, не способных думать, не знающих историю, слепо принимающих   идеологию государства. Реализуется идея разделения населения на «нормальных людей» и «быдло». Утверждается полярная противоположность и несовместимость интересов одной социальной группы (националистов) по отношению к другой (осуждающих национализм). Кроме того, приписывается природное превосходство одной социальной группе (националисты) и неполноценность, необразованность другой (тех, кто националистами не является). Негативная оценка  социальной группе, осуждающей национализм, дана прямо (они названы негативно оценочным словом «быдло») и косвенно (посредством графического изображения слов с ошибками). Использование языка символов в плакате маркирует речевой жанр пропаганды идеологии фашизма-нацизма. Вторичный семиозис актуализирует коммуникативную цель автора -формирование привлекательного образа националистов (= «нормальных людей») и отрицательного образа тех, кто осуждает национализм или просто не присоединяется к ним.

Знак-индекс в экстремистском дискурсе может оказаться информационно избыточным и не создавать дополнительных смыслов. Например, над фотографией двух молодых людей с внешностью выходцев из Кавказа помещена  надпись «ХАЧИ». Под фотографией – оценочное высказывание «Один из самых опасных мобов». Затем перечисляются их признаки. Здесь вторичный семиозис формируется расположением надписей, которые представлены таким образом, что вызывают рефлексию с надписями, сопровождающими фотографии животных в энциклопедиях, или сведения о животных, находящихся в клетке. Используется приём зооморфной метафоры при передаче информации об этнических группах чеченцев, азербайджанцев, армян и других выходцев из Кавказа, что уже является средством формированием негативного образа названных этносов. Этому способствует и отождествление их с персонажами и существами, управляемыми искусственным интеллектом, поскольку МОБ – это персонаж в игре, управляемый не игроком, а компьютером. Такое отождествление является оскорбительным для любого человека, а в данном дискурсе содержится негативная оценка в адрес всех кавказцев: они не являются людьми, они просто мобы. Кроме того, в перечне признаков, которыми характеризуются так называемые мобы, содержится утверждение о полярной противоположности и несовместимости интересов кавказцев с интересами других: подчёркивается их враждебность (ярость красных макасин, вырезание семьи, наглость, дерзость).  Высказывания также содержат установку на неприязненное отношение ко всем кавказцам: используется унизительное этническое прозвище «хачи», «хач».

Для формирования речевого сценария обоснования необходимости борьбы с теми или иными этническими, расовыми, социальными или религиозными группами часто используется апелляция к прецедентной аргументации, которая может маркироваться  знаками-иконами и знаками-индексами. Так, на страничке одного из пользователей социальной сети было помещено изображение инопланетянина с книгами, актуализирующими определённую идеологию. Изображение сопровождается слоганами, которые, якобы, содержатся в книгах. На каждой книге помещён символ: фашистский крест (свастика), ККК (символ расистской организации Ку-Клукс- Клан), слово «Коран». Символы вызывают рефлексию у адресата. Фашистская свастика на обложке вызывает ассоциацию скнигой Адольфа Гитлера «Майн кампф». Слоган, реализующий идею природного превосходстве белой расы и неполноценности  других, поддерживает эту ассоциацию. Символ ККК вызывает ассоциацию с книгой «Белое движение ку-клукс-клан», которая была запрещена в 1871 году. На обложке изображены представители организации в символической одежде. Слоган тот же. Символы актуализируют дополнительный смысл: воздействие на адресата посредством апелляции к авторитетам.

В экстремистском дискурсе апелляция к авторитетам часто трансформируется в прецедентную аргументацию обоснования чего-либо. Так, на одной из страничек в социальной сети «В контакте» изображён школьный дневник с портретом Адольфа Гитлера на обложке. В конце дневника (где обычно даются нужные для ученика сведения) помещена информация о евреях под заголовком «Есть ли еврей в твоём классе?». Обычно на обложках дневников, тетрадей изображаются герои Отечества, известные учёные, деятели искусства и т.д.Изображение Адольфа Гитлера – это не только пропаганда фашизма и нацизма как одной из его форм, но и признание заслуг Гитлера с целью формирования  позитивного отношения к нему. Вместе с цифрами 1488, обозначающими тираж, изображение Гитлера маркирует авторскую интенцию: пропаганду нацистских символов. Цифры 1488 представляют собой кодовый лозунг неонацистов (белых националистов).  Традиционно цифры 88 расшифровывают как фашистское приветствие «Хайль Гитлер!» (HeilHitler!), т.к. буква «H» является восьмой в латинском алфавите.

В демотивационном постере «Несчастные мусульмане» используется цветовая символика и метаграфемика (супраграфемика и топографемика). Часть демотиватора – изображение двух цветных листов на чёрном фоне с резюмирующими высказываниями под ними. Основная часть демотиватора — надпись-слоган в форме высказывания, побуждающего к действиям.  Основной смысл демотиватора формируется взаимодействием различных кодов: установка  на формирование и подкрепление негативного религиозного стереотипа, отрицательного образа мусульманской религии. Дискурс содержит противоречие. На красном листе  изображён смайлик (компьютерный символ печали). Красный цвет в религиозной картине мира христиан символизирует земные страдания. Страны, в которых якобы несчастны мусульмане, оказываются мусульманскими странами. Это Египет, Ливия, Марокко, Иран и др. На листе зелёного цвет изображён смайлик, символизирующий радость. Зелёный цвет – символ мусульманского пророка Мухаммеда. Перечисляются немусульманские страны: Австралия, Канада, Англия, Франция и др.  Посредством словесного кода реализуется оппозиция «своё-чужое»: Автор  только в заголовке использует слово «мусульмане», в остальных высказываниях — местоимение ОНИ (выделено графически). Графическое выделение формирует дополнительный смысл:для автора они (мусульмане) чужие. Приём рефлексивизации взаимодействует с графическим приёмом супраграфемики: выделение вопросительного высказывания «И КОГО ОНИ ОСУЖДАЮТ?»

Согласно коммуникативной установке автора и логике они должны осуждать либо ислам, либо своих лидеров, либо себя, поскольку они несчастны именно в мусульманских странах.  Но они этого не делают. И далее, используя приём супраграфемики, автор сообщает, какие страны осуждают мусульмане, а также о намерениях мусульман: ОНИ ОСУЖДАЮТ ТЕ СТРАНЫ, В КОТОРЫХ ОНИ СЧАСТЛИВЫ! МАЛО ТОГО, ОНИ ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ ЭТИ СТРАНЫ ТАКИМИ, КАК ТЕ, ОТКУДА ОНИ СЪЕ… АЛИСЬ, И В КОТОРЫХ ОНИ НЕСЧАСТНЫ!!!  Восклицательные знаки (целых три) создают вторичный семиозис текста (дополнительный смысл). Это способ передачи авторской аксиологии (ценностной установки): Автор приписывает враждебные и опасные намерения мусульманам по отношению к другим жителям немусульманских стран (они осуждают… они пытаются сделать эти страны…). Это является обоснованием необходимости борьбы с мусульманами. Реализуется ценностная установка на подкрепление отрицательного образа мусульманской религии. Такая установка реализует идею угрозы со стороны мусульман и подстрекает к насильственным действиям в отношении мусульман.

Иконический символ может выполнять несколько функций. Например, в демотиваторе используется образ пепла. Изображены сложенные ладони: в них пепел (прах). Изображение сопровождается надписью-слоганом: Кажется, мы стали забывать, как должны выглядеть настоящие евреи. В обыденном сознании пепел ассоциируется со смертью. Высказывание реализует ментальную схему (идею) в нашем сознании: Настоящие евреи должны выглядеть так, как показано  на фотографии. Высказывание содержит образ способа совершения действия, направленного против этнической группы евреев – геноцид(актуализируется образом пепла, ассоциативно связанного с действием сожжения). Вербализован образ объекта, на который направлены действия, — этническая группа евреев. Наличие обоих образов маркирует установку на утверждение необходимости геноцида евреев (действий, направленных против евреев). Субъект речи апеллирует к прецедентной аргументации, которая маркируется образом пепла и вызывает в сознании факт массового сожжения евреев в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Наличие в высказывании модальности долженствования (должны) не только маркирует рекомендацию говорящего, но и апеллирует к оценочной аргументации: раз рекомендует, значит, даёт положительную оценку факту сжигания евреев. А это  уже обоснование необходимости таких действий против евреев. Актуализируется модель косвенного призыва к геноциду евреев. Как видим, символический образ пепла вызывает ассоциацию со смертью, актуализирует образ способа совершения действия (геноцид), маркирует апелляцию к прецедентной ситуации.

Таким образом, использование различных символов в экстремистском дискурсе становится его стилистической особенностью наряду с такими специфическими свойствами, как доминирование аксиологии автора, (базируется на ценностных установках той или иной национал-социалистической группы), функционирование специфических концептуальных структур (пропаганда, лозунг, рекомендация и др.).Основной коммуникативной стратегией в дискурсе является побудительная, которая реализуется посредством речевых тактик обоснования необходимости конкретных действий, утверждения необходимости этих действий, призыва к этим действиям, подстрекательства, установкой на негативное восприятие того или иного этноса, социальной, расовой, конфессиональной групп.

Символы взаимодействуют не только друг с другом, но и с речевыми знаками, формируя первичный и вторичный семиозис текста. При этом текст, в том числе и креолизованный, размещённый в сети Интернет, рассматривается как единица процесса коммуникации, а также как  единица экстремистского дискурса, выполняющая функцию «коммуникативного события» [2, 2011: 27].

Литература

1. Садченко В.Т. Вторичный семиозис в художественном тексте:автореф. Дис. … д-ра филол. Наук /В.Т. Садченко. – Владивосток, 2009. – 38 с.

2. Усачёва О.Ю. Анализ дискурса диалогической коммуникации в Интернете / О.Ю. Усачёва. – М.: Издательство МГОУ, 2011. –370 с.

 

Сидорова Татьяна Александровна –доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и речевой культуры Института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета им. М.В.Ломоносова, г. Архангельск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *