Ксенофонтова А.А.,
студентка II курса, гр. РСО-12 ФЛФ СВФУ,
Чиннова Н.В.,
старший преподаватель
кафедры рекламы и
связей с общественностью ФЛФ СВФУ,
г. Якутск
Специфика рекламы в женских журналах: сравнительный анализ дореволюционного, советского и современного периодов
В наше время реклама имеет огромное влияние на развитие бизнеса. Именно от нее зависит его процветание, которое в свою очередь зависит от правильности преподнесения рекламного сообщения к возможным потребителям товара или услуги.
Реклама в женских журналах наиболее эффективна и по ряду характеристик признана лучшей. Как показывают многие исследования, женщины более импульсивны в приобретении товаров, а потому для многих брендов и фирм реклама в женских журналах — это возможность продемонстрировать свой индивидуальный стиль, напомнить о себе.
Журналы, адресованные женской аудитории, появились в России в конце XVIII века, когда была разрешена деятельность частных издателей.
Самым распространенным и влиятельным типом женской прессы начала ХХ века был литературно-общественный журнал, освещавший самые разные сферы жизни женщины, в том числе и социально-политическую. Структура изданий этого вида во многом стала образцом для всей последующей женской журнальной прессы – от советского времени до современности.
Женские журналы литературно-общественного типа, появившегося еще в XIX веке, были ориентированы на широкий круг читательниц с невысоким образованием и уровнем дохода. Целевой аудиторией являлась женщина-мать, хозяйка, гражданка, жена. В 1827 году выходит в свет «Дамский журнал», издателем которого был также князь Шаликов. Публикации новинок парижской моды, размещение первых цветных иллюстраций — вот что привлекало в этом издании женщин из аристократических семейств. Как и сегодня, ранг и престиж светских дам определялся способностью следовать моде из Парижа.
В конце 50-х годов XIX века появляется более тридцати изданий, посвященных женской тематике. Популярные женские журналы того периода: «Дамский журнал», «Сандрильона», «Дамский альбом рукодельных работ» Дамский мир», «Журнал для хозяек», «Хозяйка дома» (приложение к журналу «Новь), «Домашняя портниха», «Моды для всех».
Рекламы в дамских журналах было много; даже в серьезных изданиях именно женщинам была адресована половина рекламы. Ее результативность в ведущих журналах напрямую зависела от качественного иллюстративного материала. Изображались не только отдельные товары, но и те, кто уже ими воспользовался [2]:
1. Крем «Ренессанс». Слоган: «Каждая женщина может сделаться красивой и надолго сохранить свою красоту».
2. Желание похудеть, похоже, никогда не оставляло людей. «Чтобы похудеть без вреда для здоровья, принимайте «Пилюлисаполло».
3. Шампунь «Черная голова». Описывается, что это средство «испытанное в миллионах случаев».
4. «Восточные пилюли» для увеличения груди. «Единственное средство для женщин быстро увеличить размер груди и приобрести округленный, твердый и хорошо развитый бюст».
5. Мыло «Берлей». «Самое лучшее и чистое мыло для всякого употребления. Оно украшает цвет лица и придает постоянную свежесть коже».
6. «Шиндлерабюстгалтер». «Необходимо для всех дам. Тысячи благодарственных отзывов».
7. «Депиляторы доктора Томсона». Используется изображение с приемом «до» и «после».
8. Серьги «Эффект». «Последняя парижская новость».
9. Эссенция для завивки волос «Грациоза». «Самые красивые и натуральные локон получаются посредством этой эссенции, сохраняющей эластичность и прочность завитых локонов и не изменяющей свой вид…»
В период с 1917 по 1928 зарождались основные типы советской женской прессы. В то время ЦК коммунистической партии стал использовать периодическую печать для реализации собственных целей. Многие вещи, даже не имевшие ровно ничего общего с «буржуазными пережитками», были объявлены контрреволюционными, т.е. вне закона, и безжалостно искоренялись. Эта участь постигла и издания для женщин. Все дамские журналы закрылись, так как они не отвечали главной задаче Коммунистической партии — формирование нового человека.
На 14-й день после Октябрьской революции 1917 года 20 ноября 1917 года (по новому стилю) в числе первых распоряжений советской власти был издан декрет «О введении государственной монополии на объявления». Декретом была введена монополия на «печатание за плату объявлений в периодических изданиях печати, равно в сборниках и афишах, а также сдача объявлений в киоски, конторы и т.п. учреждения». Имущество всех рекламных агентствах в соответствии с данным распоряжением конфисковалось [1].
Авторами журналов стали партийные работники, рабкоры и селькоры.
Чтобы понять, что это были за издания, надо начать с визуального ряда — с фотографий. Фотографии 20-х и особенно 30-х годов почти бесполы. На фото акцентируются одни и те же качества, преподносимые в контексте культуры начала советской власти как положительные: сила, мощь, трудолюбие, здоровье, идейность даже во внешности и т.п. [2].
В 30-х годах в женских журналах появилась реклама. Чаще всего представляла собой маленькие «окошечки» с различной информацией. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в условиях товарного дефицита того времени и отсутствия у потребителей должного выбора, количество рекламных материалов было явно недостаточным. Качество абсолютного большинства рекламных материалов того времени было низким. Текстовая реклама приобретает в большинстве случаев форму призывов: «Покупайте лотереи ОСОАВИАХИМА», «Пейте «Советское шампанское»!», «Летайте самолетами «Аэрофлота»!», «Храните деньги в сберегательных кассах» и т.п.
Если же попытаться оценить общераспространенное отношение к рекламе, то коротко его можно охарактеризовать следующим образом. Хозяйственные руководители в подавляющем большинстве случаев ее игнорировали. Скептически к рекламе относилось и большинство населения.
В 60-х гг. на фоне увеличения экономического потенциала СССР в значительной степени (по сравнению с предыдущими годами) возросло индивидуальное потребление населения, увеличился спрос на качественные товары. Эти и другие факторы потребовали более серьезного отношения к рекламе.
Борьба за внимание целевых аудиторий потребовала изменения подходов к разработке рекламных обращений. Разработка обращений в журналах и газетах также потребовала привлечения профессиональных рекламистов. Перестало быть редким и экзотическим обращение рекламодателя к услугам копирайтера, дизайнера, фотомодели, клипмейкера, профессионального актера и др. [1].
Популярные журналы того периода: «Женский журнал», «Крестьянка», «Работница», «Общественница», «Советская женщина», «Моды сезона» и др.
Примеры:
- 1967 год. «Питательные кремы — Помогают сохранять свежесть и эластичность кожи лица». Прилагается краткая инструкция по применению.
- 1968 год. Реклама сухих сливок. Коллажная техника. Слоган: « Полезны, питательны, вкусны».
- 1968 год. Реклама средства «Корвалол». Используется персонаж в виде сердца.
- 1971 год. Моющее средство «Каштан». Большое количество эпитетов: «Отличное моющее средство, предназначенное для стирки изделий из шерстяных, шелковых и синтетических тканей. Придает белью приятный запах». «Каштан – экономичный и эффективный препарат».
Начало современного этапа развития женской прессы относится к началу 1990-х годов, периоду распада СССР. В конце 1980-х годов женские журналы стали уделять внимание семейной жизни читательниц, заботиться об их психологическом состоянии. Пресса теперь обращалась не к женщине-общественнице и ударнице труда, а к женщине-жене, матери, хозяйке, бизнес-леди.После распада Советского Союза издателями смогли становиться редакторские коллективы, фирмы, объединения. Прибыль стала приносить реклама на страницах изданий. По данным Российской книжной палаты, в 1997 году выпускались 24 газеты и 22 журнала для женщин. В 2002 году издавались уже 62 женские газеты и 63 журнала. В настоящее время женская журнальная периодика занимает первое место по тиражам среди других типов изданий.
В постсоветский период российский рынок СМИ стали осваивать зарубежные медиа корпорации, что привело к распространению западной модели женского журнала. Возникновение совместных изданий было обусловлено как сложившимся в России отсутствием планомерно распределенного отечественного капитала, так и существенными льготами иностранным инвесторам. Появились российские филиалы международных издательских групп: IndependentMedia; HubertBurdaMedia; HearstShkulev; CondeNast.
Женские издания элитарного типа содержат наибольшее количество прямых и скрытых рекламных материалов (до 90%). С помощью новейших технологий журналы размещают на страницах рекламные вклейки, развороты, пробники парфюмерии, косметики и даже продуктов питания и личной гигиены.
В XXI веке в типологии женской прессы можно выделить рекламные журналы для женщин. Такие издания выпускаются компаниями-продавцами товаров или услуг. Они в различных пропорциях содержат как рекламу продукции, так и информационные материалы. Рекламные журналы одновременно относятся к одному из типов женской прессы: семейно-бытовому («Оранжевый Апельсин»), универсальному («Refashion», «Л’Этуаль»), модному («FashionintheCity»), специализированному («Активный возраст», «Красота + Мороз & Солнце») и пр. [3].
Ни одно рекламное объявление не обходится без графической редакции. Уровень рекламы поднялся значительно выше. В журналах активно используются обзоры-подборки рекламных товаров и составляются рекламные тексты. Для успешности рекламной кампании, часто используют звезд мировой величины.
Реклама в женских журналах все еще набирает обороты. Впрочем, как и научный прогресс. И мы уверены, что современные рекламные специалисты смогут создать еще более эффективные и успешные приемы и способы стимулирования продаж с помощью рекламы в женских журналах.
Литература
- http://www.coloritindex.ru/period.htm
- http://goodcoins.narod.ru/antic/bukin/dambook.htm
- http://wiki.wildberries.ru