Новгородова А. А,
студентка IV курса, гр. Рек-10 ФЛФ СВФУ,
Чиннова Н.В., старший преподаватель
кафедры рекламы и
связей с общественностью ФЛФ СВФУ,
г. Якутск
Особенности функционирования связей с общественностью
в деятельности музеев
Музеи в наши дни встали перед проблемой острой конкуренции на рынке культуры: «Сложившийся у потребителя образ музея как места требовательного, вдумчивого и неторопливого досуга требовалось адаптировать к современным реалиям и привлечь к нему внимание новой аудитории – молодой, динамичной, предпочитающей общаться, а не внимать» [1].
Музейное дело в Западной Европе и в Америке сейчас находится на переломном моменте: из исторически важных объектов они преобразуются в сферу проведения досуга. «Все больше людей приходит в музеи, а сами музеи учатся завлекать публику. Выставки превращаются в зрелища, посетитель — в клиента, музейные служащие перенимают бизнес-приемы маркетинга, PR и рекламы. Подразумевается, что музеи должны оказывать разнообразные услуги своим посетителям» [3].
В центральной части России музеи пользуются большой популярностью, поскольку именно в этой области хорошо развита сфера туризма. Можно наблюдать долгую, тянущуюся через весь переулок очередь в «Третьяковскую галерею» в Москве, а в знаменитом «Эрмитаже» в Санкт-Петербурге посетителю вряд ли удастся полюбоваться понравившимся экспонатом в одиночестве.
Иная ситуация складывается в северной части Российской Федерации: исторические музеи в городе Якутске не пользуются популярностью у жителей и гостей столицы по причине низкой информированности об их деятельности. Мало кто знает, что культурные достопримечательности Якутска представлены множеством интересных музеев, рассказывающих о природе и истории заселения Якутии, а также о культуре коренных народов Севера. «Якутский объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ярославского – один из старейших музеев в мире, основанный в 1891 году политическими ссыльными. Также в Якутске находится единственный в России и в мире музей вечной мерзлоты – Музей мерзлотоведения СО РАН, в котором расположена подземная лаборатория в толще вечной мерзлоты на глубине 12 метров, где можно ознакомиться со строением мерзлотных толщ, полюбоваться древней растительностью и копией знаменитого мамонтенка Димы»[2]. Так же в Якутске работают Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Международный центр хомуса и варганной музыки народов мира, Нумизматический музей при Северо-восточном федеральном университете им. М.Аммосова, Литературный музей им. П. Ойунского, Дом-музей «История политической ссылки в Якутии», Музей археологии, этнографии и высшей школы, Дома-музеи им.Е.Ярославского и М.Аммосова».
Современная молодежь, к сожалению, имеет скудное представление о городских музеях: среднестатистический студент может назвать 3-4 наиболее популярных, в то время как в центре насчитывается более десятка музеев. Одной из основных проблем считается низкая информированность молодой аудитории о тех или иных культурных достопримечательностях, а также у молодежи еще не сложен образ музея как места досуга.
Одним из способов решения данной проблемы является создание личного веб-сайта на просторах Интернет.
На данный момент, у музеев г. Якутска существует объединенный веб-сайт, но информация на нем обновлялась только в 2010 году. В данном случае, сайт необходимо восстановить и заниматься постоянным обновлением его контента. Но наиболее эффективным способом продвижения информации о музеях стало бы создание личного веб-сайта каждого музея, который можно продвигать абсолютно бесплатно благодаря социальным сетям «Vk.com», «Twitter», «Facebook», «Instagram», «Whatsapp». Информация в данных сетях поможет обеспечить больший наплыв молодой аудитории. Опираясь на опыт зарубежных и некоторых российских музейных сайтов, можно создать «виртуальный» музей. Также необходимо организовывать различные PR-акции и мероприятия по привлечению различных групп общественности: «Дни открытых дверей», концертов, пресс-туров для журналистов, презентаций, выставок, конференций и так далее. К такому способу привлечения клиентов прибегает большинство иностранных музеев. Приведем наиболее яркие примеры использования связей с общественностью иностранными музеями.
1. Калифорнийский Центр Науки вовлекает новых посетителей, используя «Фан-фото недели» на своей странице в Facebook.
2. Сообщество возрождения (RenaissanceSociety) имеет свой собственный канал на «YouTube», где размещаются записи лекций и мероприятий для тех, кто не смог посетить мероприятие лично.
4. Команда профессиональных моряков сотрудничает с профессорами Центра изучения Тихого океана. Они совершают совместное плавание вокруг Америки. Все путешествие освещается в блоге.
5. Мобильные приложения. В «Центре искусств Уолкера» в Миннеаполисе сотрудники музея разработали программу «Искусство по вызову», которая позволяет прослушать экскурсии по мобильному телефону. Подобную услугу предоставляют многие музеи. Первое мобильное приложение для аудио-туров по музеям было активизировано в 2008 году.
6. Музей Науки и Промышленности провел мероприятие «Месяц в музее». Девизом акции стало выражение: «В музеи можно не только ходить — в них можно жить!». Из 1500 подавших заявки, выбрали одного добровольца, который целый месяц жил в стенах музея, делясь своими впечатлениями в социальных сетях.
7. Безусловно, заслуживает внимания инициатива Бруклинского музея, в котором организуют выступления рок-звезд. Данные концерты привлекают в музей множество посетителей.
8. Специальный сайт, созданный для того чтобы беседовать об искусстве, так и называется «ArtBabble». На сайте люди обмениваются мнениями, дискутируют, а музеи размещают свои материалы.
9. Благодаря социальным сетям «Twitter» и «YouTube», множество людей познакомились с проектом «Идущие на смерть приветствуют тебя» — исторической постановкой битвы, которую подготовили три музея: Королевский музей искусств, музей Бруклина и «ElMuseodelBarrio».
10. Смитсоновский музей искусств разработал и запустил мультимедийный игровой проект «Призраки Удачи», в котором предлагается исследовать карту сокровищ, расшифровывать коды и искать скрытые объекты.
Таким образом, для привлечения внимания молодежи к деятельности музеев нашего города, необходимо активизировать и систематизировать деятельность по связям с общественностью. Следование представленным рекомендациям, несомненно, будет способствовать решению данной проблемы:
- Создание веб-сайтов музеев и постоянное обновление в них информации.
- Размещение информации о музеях в социальных сетях.
- Проведение PR-акций и мероприятий, например, таких как «День открытых дверей», «Ночь в музее», пресс-тур, презентация, выставка, конференция, аукцион и т.д.
Подобные мероприятия позволят повысить популярность наших якутских музеев, пробудить интерес к искусству у молодежи и, как конечный итог, обеспечат приход в свои стены новой, динамичной и любознательной аудитории.
Литература
- Вдовин. А. Агенство «Культурный PR»: О музее с большой буквы [электронный ресурс]. – режим доступа http://cultpr.ru/.
- Город России: национальный выбор [электронный ресурс]. – город-россии.рф.
- Пущаев Ю. Как выбить пыль из музея [электронный ресурс]. — http://www.sostav.ru/.
- ADME.RU. 26 способов выбить пыль из музея [электронный ресур]. – adme.ru